Паломническая ампула-евлогия с Таманского Городища

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ АМПУЛА-ЕВЛОГИЯ С ТАМАНСКОГО ГОРОДИЩА

Виктор Николаевич Чхаидзе

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела средневековой археологии,

Институт археологии РАН chkhaidze.v@yandex.ru

ул. Дм. Ульянова, 19, 117036 г. Москва, Россия

Аннотация. В работе представлена ампула-евлогия XIII в., обнаруженная во время раскопок на Таманском городище (средневековая Матарха). Находка свидетельствует о пребывании в городе христианина, в XIII в. совершившего паломничество в Святую Землю.

Ключевые слова: Византия, Тамань, археология, ампула-евлогия, паломничество.

PILGRIMAGE AMPOULE OF EULOGY FROM THE TAMAN SETTLEMENT

Victor N. Chkhaidze

Candidate of historical Sciences, researcher of the Department of medieval archeology of the Institute of archeology chkhaidze.v@yandex.ru

Dm. Ulyanova st., 19, 117036 Moscow, Russia

Abstract. The paper presents an ampoule of eulogy of 13th century discovered during excavations on the Taman settlement (medieval Matarkha). The find testifies to the presence in the city of a christian, who in the 13thcentury made a pilgrimage to the Holy Land.

Key words: Byzantine, Taman, archaeology, ampouleoftheeulogy, pilgrimage.

На протяжении VI–XV вв. проводником византийской религиозной политики в Северо-восточном Причерноморье выступала Зихская епархия. Со второй четверти IX в. ее центром являлась Матарха – один из ключевых городов византийской периферии [13, с. 47–58].

Помимо доминирующей роли Зихской епархии в распространении христианства в регионе, следует отметить и влияние в X–XIII вв. епархии Алании на Центральном Кавказе. Границы двух диоцезов соприкасались, но не известны точно, так как видоизменялись в течение веков. Археологическими свидетельствами широкого распространения христиантсва в регионе являются памятники христианской культуры, представленные остатками храмовой архитектуры, каменными крестами и надгробиями, а также находимыми во время раскопок предметами личного благочестия – прежде всего, крестами-энколпионами и крестами-тельниками [14, с. 421–426].

В последние годы появилась возможность расширить этот ряд артефактов еще одной достаточно редко встречающейся категорией находок – паломническими свинцовыми ампулами-евлогиями.

Так, на Калежском городище близ с. Каменномостское (Кабардино-Балкария) наряду с большим количеством крестов X– XII вв. была обнаружена ампула-евлогия с изображением прочерченного креста на лицевой стороне. Размеры ампулы 47´35 мм [6, с. 283, рис. 4; 7, с. 133–134, рис. 4, 12, 6].

Ампула-евлогия близкой формы происходит из раскопок Таманского городища (средневековая Матарха) (2015 г. Раскоп «Нагорный». Кв. Д26/8) (см. рис. 1). Ампула обнаружена на месте погребения, разрушенного поздним перекопом. Изготовлена из свинцово-оловянистого сплава. Одна ручка-ушко обломана. Размеры 53´37 мм. Толщина 12 мм. Какие-либо изображения на тулове ампулы отсутствуют.

Ампулы-евлогии в виде небольших фляжек использовались для освященной воды или ароматических масел, привозимых пилигримами из Сирии, Палестины, Египта и Малой Азии.

В IV–VII вв. в большинстве своем они представляли керамические ампулы с изображениями св. Петра, св. Андрея, св. Мины, св. Иоанна Богослова и др., иногда с изображением Богоматери или с евангельскими сценами (второе пришествие и проч.). Значительное количество ампул несет лишь изображение креста. Центрами производства этих ампул-евлогий являлись мастерские при монастырях или мартириях Иерусалима, Вифлеема, Смирны, Эфеса, Пергама и др. городов [2, с. 182–190, рис. 1–8; 3, с. 220–231, №№ 515–547; 4, с. 22–27, ил. 3–9; 22, p. V, 240, fig. 8, 16–18].

Такие керамические ампулы известны из раскопок Херсонеса [15, с. 203, рис. 5, а–б] и Двина [5, с. 95–97, рис. 1–2]. С нашествием арабов в VII в. большинство центров производства этих ампул на сиро-палестинском побережье прекратило свое существование. Впоследствии, в период иконоборчества, прекратилось их производство и на территории Византии.

В XII в. после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. происходит возрождение традиции изготовления ампул, которые теперь в большинстве своем свинцовые, отлитые в двусторонних формах. Такие ампулы бытуют до XIV в. [20, p. 395–414]. В это время можно выделить ампулы, происходящие из определенных центров паломичества: на ампулах из Иерусалима присутствуют изображения евангельских сцен (Распятие, Сошествие во Ад, Гроб Господень и др.) или просто – кресты и надписи [19, s. 13–17, abb. 1–9; 22, p. V, 247, fig. 8, 27; 20, p. 402–409, fig. 3, a–b; 8, с. 235, 240, рис. 2, 1–4; 21, p. 241–243, 253, fig. 2–3, 9–10], ампулы из Фессалоники несут изображения св. вмч. Димитрия Солунского и иных святых и широко известны не только на территории Византии [1. с. 266, рис. 1, 3–4; 17. у. 523–528, е Як. 1, б–г; 18, p. 140–149, fig. 48–54; 22, p. V, 260, fig. 8, 42.a–b; 8. с. 236–238, рис. 3, 1–6; 21, p. 248, fig. 7], но и в Болгарии [9, с. 46–49,обр. 3–4; 1, с. 264, рис.1, 1–2; 12, с. 240–242, обр. 1–2], и в Древней Руси [8, с. 240–241, рис. 4, 1–4].

В Палестине изготавливались свинцовые цельнолитые ампулы с рельефным декором [19, s. 30–31, abb. 22–24; 16, p. 59–61, fig. 1, a–b] или в форме раковины. Одна из таких ампул-евлогий с арабской надписью на обратной стороне происходит из Херсонеса [10, с. 108–110, pис. 1–2].

Возвращаясь к ампуле из Матархи, приходится констатировать, что в настоящее время центр ее производства установлен быть не может. Вместе с этим интересно отметить, что тоже привозная и близкая по форме ампула (с прочерченным крестом) происходит из усадьбы «К» Неревского раскопа в Новгороде, где датируется 1260–1270 гг. [11, с. 173, рис. 74,3; 8, с. 241, рис. 4, 5]. Этим же временем можно датировать и слой Таманского городища, в котором была обнаружена ампула-евлогия.

В заключение подчеркнем, что находка ампулы-евлогии на Таманском городище свидетельствует о пребывании в Матархе христианина, в XIII в. совершившего паломничество в Святую Землю.

Список литературы

  1. Залесская, В.Н. Группа свинцовых ампул-эвлогий из Фессалоники / В.Н. Залесская // Советская археология. – – № 3. – С. 263–269.
  2. Залесская, В.Н. Ампулы-эвлогии из Малой Азии (IV–VI вв.)/ В.Н. Залесская // Византийский временник. – 1986. – Том 47. – С. 182–190.
  3. Залесская, В.Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII веков. Каталог коллекции / В.Н.Залесская. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, – 271 с.
  4. Каковкин, А.Я. Паломнический центр Абу Мина и его памятники/ А.Я. Каковкин // Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества : сб. науч. тр. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 18–29.
  5. Калантарян, А.А. Культовый сосуд из раскопок города Двина/ А.А. Калантарян ; на арм. яз. // Известия Академии наук Армянской ССР. – 1965. – № 2. – С. 95–97.
  6. Малахов, С.Н. Энколпионы и нательные кресты как источник по истории христианизации Алании / С.Н. Малахов, Р.Р. Рудницкий// ΠΟΛΕΜΟΛΟΓΟΣ : сб. ст. памяти проф. В.В. Кучмы / сост. и общ. ред. Н.Д. Барабанова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, – С. 259–293.
  7. Малахов, С.Н. Новые предметы средневековой христианской мелкой пластики из Кабардино-Балкарии / С.Н. Малахов, Р.Р. Рудницкий// Историко-археологический альманах. Вып. 11. – Армавир; Краснодар; Ин-т археологии РАН, 2012. – С. 119–139.
  8. Мусин, А.Е. Паломничество в Древней Руси: исторические концепции и археологические реалии / А.Е. Мусин // ARCHAEOLOGIA Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама / ред.-сост. Л.А. Беляев. – М. : Индрик, 2009. – С. 231–272.
  9. Писарев, А. Оловна ампула от хълма Царевец в Велико Търново/ А. Писарев // Археология. 1. – София, 1976. – С. 46–49.
  10. Притула, А.Д. Свинцовая ампула из раскопок в Херсонесе / А.Д. Притула // Византийская идея: Византия в эпоху Комнинов и Палеологов. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, – С. 108–110.
  11. Седова, М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X–XV вв.)/ М.В. Седова. – М. : Наука, 1981. – 195 с.
  12. Топтанов, Д. Оловна ампула от крепостта «Красен» край Пангюрище/ Д. Топтанов // Приноси към българската археология. I / под ред. на: Димитър Овчаров, Ирина Щерева. – София : Бълг. акад. на науките. Археол. ин-т– Секция за средновековна археология. Нац. археол. музей : Аргес, 1992. – С. 240–242.
  13. Чхаидзе, В.Н. Зихская епархия: письменные и археологические свидетельства / В.Н. Чхаидзе // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: «империя» и «полис» : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Алексеенко. – Севастополь : СПД Аре- фьев, – С. 47–68.
  14. Чхаидзе, В.Н. Краснодарский край. Распространение христиан- ства. Памятники христианской культуры по данным археологии / В.Н. Чхаидзе // Православная энциклопедия. Том XXXVIII. Коринф – Крискентия. – М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», – С. 410–413, 421–427.
  15. Яшаева, Т.Ю. Ампула св. Мины и карта Херсонских пилигримов/ Т.Ю. Яшаева // Sacrumet Profanum. Вып. 1. Культ святых мест в древних и современных религиях. – Севастополь : ИД «Максим», 2005. – С. 201–206.
  16. Arad, The Holy Land Ampula of Sant Pere de Casserres – A Liturgical and Art-Historical interpretation / L. Arad // Miscel-lània Litúrgica Catalana. 15. – Barcelona : l’Institut d’Estudis Catalans, 2007. – P. 59–86.
  17. Bakirtzes, Κουτρούβια μύρου από τή Θεσσαλονίκη / Ch. Bakirtzes// Jahrbuch Österreichischen Byzantinistik. – 1982. – Bd. 32. – H. 3. – Σ. 523–530.
  18. Bakiritzis, Byzantine Ampullae from Fessaloniki / C. Bakiritzis// The Blessing of Piligromae. – Chicago, 1990. – P. 140–149.
  19. Kötzsche, L. Zwei Jerusalemer Pilgerampullen aus der Kreuzfahrerzeit/ L. Kötzsche // Zeitschrift für Kunstgeschichte. – 1988. – Bd. 51. – H. 1. – S. 13–32.
  20. Pitarakis, Lead Flasks and Pilgrimages after the Crusaders / B. Pitarakis// In Memory of Prof. Dr. Işin Demirkent. – İstanbul : “Globus” Dünya Basinevi, 2008. – P. 395–415.
  21. Pitarakis, New Evidence on Lead Flasks and Devotional Patterns: from Crusader Jerusalem to Byzantium / B. Pitarakis // Byzantine Religious Culture. Studies in Honor of Alice-Mary Talbot / ed. by D. Sullivan, E.A. Fisher and S. Papaioannou. – Leiden; Boston : Brill, 2012. – P. 239–265.
  22. Vikan Sacred Images and Sacred Power in Byzantium / G.Vikan. – London : Ashgate, 2003.