VR — тур по археологическому музею и дом-музею М.Ю. Лермонтова Таманского музейного комплекса
Посмотреть в полноэкранном режиме
Виртуальные выставки
Торговые отношения городов-полисов Азиатского Боспора с Древней Грецией.
Амфора – один из самых узнаваемых сосудов античного времени, совершивший революцию в логистике продуктов на больше расстояния. Амфоры позволили доставлять жидкие продукты в различные уголки древнегреческой ойкумены, и за ее пределы, став первым по настоящему массовым керамическим тарным сосудом. Производство амфор древнегреческими мастерскими (эргастериями) не было стандартизировано, однако в каждом регионе складывались свои отличительные черты сосудов. Благодаря этому выделено множество центров их производства, а следовательно, благодаря амфорам можно проследить торговые связи региона обнаружения амфоры с регионом ее производства.
Представляем вашему вниманию амфоры из коллекции Таманского музейного комплекса (из раскопок некрополя Волна 1, иссл. Цокур И.В.).
Амфора протофасоская. V в. до н.э.
Амфора светлоглиняная. Синопа. V, IV вв. до н.э.
Амфора светлоглиняная, Синопа. IV в. до н.э.
Амфора красноглиняная с коническим горлом и кубаревидной ножкой. IV в. до н.э.
Амфора красноглиняная с высоким горлом и длиной ножкой. V, IV вв. до н.э.
Амфора красноглиняная с высоким горлом и плавно изогнутыми ручками. «Муригиоль» 1-я четв. IV в. до н. э.- к. IV в. до н. э.
Амфора. Кос. пос. четв. IV в. до н.э.- нач. III в. до н.э.
Амфора. Хиос. IV в. до н.э.
Алтари и жертвенники античного времени из коллекции Таманского археологического музея.
На протяжении 200 –летней истории археологических раскопок древней Фанагории (пос. Сенной) было открыто большое число надгробных стел с иудейскими символами. Кроме этого на территории древней Фанагории была открыта надпись, свидетельствующая о проникновение иудаизма среди населения города уже в I в. н. э.
Чуть более десятка надгробных стел с иудейскими символами были открыты и при раскопках античной Гермонассы (ст.Тамань) и территории сельского поселения Вышестеблиевская -11 (ст. Вышестеблиевская), что свидетельствует о распространении иудаизма среди населения проживающего в этих городах в позднеантичное время IV-VI вв. н.э.
Все найденные надгробия имеют на лицевой стороне изображения трех символов иудейской веры: менору, шофар, лулав.
Минора — семисвечник (количество ветвей могло отличаться) с иврита переводится как светильник и упоминается в Ветхом завете, символизирует сотворение мира за семь дней.
Шофар представляет собой духовой инструмент, сделанный из бараньего рога, и использовавшийся во время празднования Рош а-шана (иудейский Новый год).
Лулав (лулаб) — дословно можно перевести с иврита как «побег» — нераскрытый пальмовый побег или пальмовая ветвь, является одним из символов праздника Суккот. На некоторых стелах также встречается и этрог (цитрон), также относящийся к празднику Суккот.
Единичные надгробия содержат имена, а на некоторых, с обратной стороны мы видим изображения знаков в виде луны, трезубца и пр., которые могли служить родовыми символами.
Всего же на Тамани обнаружено более сотни иудейских надгробий, однако вопрос о времени их более точного создания остается спорным. Д.А. Хвольсон, исследовавший ранние надписи, пришел к выводу, что большая часть надгробий, хранящихся в нашем музее, относится ко времени от IV до VIII вв. н.э.
Банк России в Память о Великой отечественной войне 1941 - 1945 гг.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в памяти нескольких поколений наших соотечественников. Война отразилась в кинематографе, литературе, музыке, филателистке, скульптуре. Вероятно нет ни одной сферы жизни россиян и граждан бывшего СССР , в которой не теплилась память о тех трагических днях. Наша выставка посвящена монетным знакам Банка России , которые отражают Память о Великой Отечественной войне. В выставке представлены монеты трех серий. Первая «Подвиг советских воинов, сражавшихся на Крымском полуострове в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» – серия представлена пятирублевыми монетами 2015 года эмиссии. Всего в серии представлено 5 сюжетов. Вторая — «Города воинской славы». В данной серии монет номиналом 10 рублей насчитывается 45 разновидностей, по числу городов носящих звание «Город воинской славы». Монеты выпускались с 2011 по 2016 год. На выставке представлено 8 монет из этой серии. Завершают выставку монеты номиналом 5 рублей 2016 года из серии «Города—столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков».
Серия монет «Подвиг советских воинов, сражавшихся на Крымском полуострове в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»
Рис. 1. «Оборона Аджимушкайских каменоломен «
Рис. 2. Крымская стратегическая наступательная операция»
Рис 3.»Керченско — Эльтигенская десантная операция»
Рис. 4. «Оборона Севастополя»
Рис. 5. «Партизаны подпольщики Крыма»
Монеты из серии «Города воинской славы»
Рис. 6. «Старая Русса»
Рис. 7. «Волоколамск»
Рис. 8. «Гатчина»
Рис.9. «Грозный»
Рис. 10. «Петрозаводск»
Рис. 11. «Петропавловск-Камчатский»
Рис. 12. «Хабаровск»
Монеты из серии «Города—столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков».
Рис. 13. «Киев — 6 ноября 1943 г.»
Рис.15. «Берлин — 2 мая 1945 г.»
Рис.16. «Братислава — 4 апреля 1945 г.»
Рис.17. «Вена — 13 апреля 1945 г.»
Рис.18. «Минск — 3 июля 1944 г.»
Рис.19. «Прага — 9 мая 1945 г.»
Рис. 20. «Таллин — 22 сентября 1944 г.
Турецкие курительные трубки XVII-XVIII вв.
Не смотря на близость Крыма к Тамани, на Таманском полуострове (части Татарии) табак был не слишком распространен даже спустя столетие, после его появление, так Амбри де ла Мотрэ (ок. 1674–1743 гг.), в 1711 г. путешествовавший через Крым и Тамань на Кавказ, замечал, что татары и черкесы «получают табак и другие безделушки Броде (вроде) тех, которые я имел с собой, только в виде добровольных подарков и почестей со стороны тех, которые подносят их; иногда они дают другие подарки, хотя и очень незначительные». При этом по свидетельствам дипломата Шарля де Пейссоннеля в середине XVIII табак на Таманский полуостров поставлялся уже весьма активно.О пристрастии жителей региона к табаку говорят многочисленные находки курительных трубок, казаки их называли «люльками», от турецкого lüle («трубка для табака»). Курительный трубки «турецкого типа» отличаются от европейских, их скорее можно назвать «курительным набором», который состоял из трубки, длинного ствола (чубук) из дерева или кости, и мундштука. Трубки чаше всего изготавливалась в двусторонних пресс-формах. Между двумя половинами клали формовочную массу (специально подготовленная глина), после в отверстия вбивались клинья для вытеснения глины из чашечки и дымного канала, затем форма раскрывалась и трубка декорировалась, а далее отправлялась в печь для обжига. Декор мог выполняться как при помощи штампов (розетт, гирлянд растительных мотивов), так и оттисков различными инструментами. Наиболее популярной была орнаментация при помощи оттиска зубчатого колеса, также не редко перед обжигом трубку покрывали ангобом (слой жидкой глины), который придавал ровный тон, и гладкость поверхности готового изделия, наиболее популярным был ангоб вишнёвого цвета.
К истории создания археологического музея Таманского музейного комплекса
На сравнительно небольшой территории Таманского полуострова расположены археологические памятники городища, поселения, крепости, некрополи, курганы — это своеобразные иллюстрации к страницам Всемирной истории. Таманский полуостров является одним из немногих центров Античной Греции, Византийской империи, Хазарии, Древней Руси, которые последовательно изучаются российскими археологами и историками уже более 100 лет.
Хранителем многообразия античного наследия Таманского полуострова на протяжении уже 45 лет является археологический музей Таманского музейного комплекса – филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им.Е.Д. Фелицына», деятельность которого неразрывно связана с расширением процесса собирания, сохранения, изучения и экспонирования компонентов культурного наследия народов Российской Федерации.
История рождения музея уходит в 70-е годы XX века. Первым руководителем и вдохновителем археологического музея, созданного на материалах раскопок городища «Гермонасса — Тмутаракань» в Тамани, была его заведующая — Майя Ивановна Лют и директор Краснодарского государственного историко-археологического музея Инесса Васильевна Шевченко.
В 1980-х гг. старое здание археологического музея подверглось реконструкции. Новая археологическая экспозиция, открытая после реконструкции 1988 г, была выполнена ленинградскими архитекторами Валентином Гавриловым и Зинаидой Хохоевой. В настоящее время в музее для посетителей работает постоянная экспозиция: «Археологические памятники Таманского полуострова». Экспозиция состоит из двух крупных разделов: «Археологический комплекс городище Гермонасса-Тмутаракань VI в. до н.э. — сер. XVIII в.» и «Эпоха бронзы и античный мир Тамани III тыс. до н.э. — VI в. н.э.». Более 1,7 тысяч предметов археологии составляют экспозиционный ряд археологического музея. Древние вещи, открытые археологами, попадая в поле зрения людей, оживают и начинают свой рассказ. Прекрасная античная расписная керамика и предметы вооружения, замечательные ювелирные изделия и терракотовые статуэтки, монеты, лекифы, алабастры — сосуды для благовоний и духов, килики и канфары для вина, амфоры… Замершие на одно мгновенье и ставшие вечностью лица людей с античных терракот, масок и рельефов зовут нас в свой мир… Мир, в котором существовали не абстрактные фигуры, а живые люди, которые рождались и умирали, любили и ненавидели, торговали и воевали…
Постоянно работает в музее и экспозиция открытых фондов, в основу которой положена коллекция монументальной античной и средневековой архитектуры, скульптуры, эпиграфических и погребальных памятников, среди которых представлены редкие и уникальные, имеющие мировое значение.
В музее размещаются и временные выставки, создаваемые из старых и новых археологических поступлений — раскопок памятников Таманского полуострова: «Сакральные памятники Таманского полуострова», «Мир древних греков и варваров», «Добро пожаловать в археологию», «Прошлое и настоящее Тамани», и др.
На протяжении последних лет материалы из музейного фонда временно экспонировались в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина г. Москвы на выставке «Две столицы Боспорского царства – Пантикапей и Фанагория». Более 150 музейных предметов из собрания археологической коллекции экспонировались не раз на выставках, организованных в залах головного музея ГБУК КК «КГИАМЗ им.Е.Д.Фелицына» г. Краснодара. В 2021 году в июле месяце 6 предметов античного наследия из музейного собрания приняли участие в выставке в г. Сочи на базе просветительского центра Сириус, организованного ФГБУ РФ музеем Фанагория при поддержке МК РФ.
Третий год подряд античное наследие, состоящее из 230 предметов музейного собрания, по Договору о взаимном сотрудничестве экспонируются в административном здании ЗАО «Таманьнефтегаз» с целью ознакомления и показа своим сотрудникам и гостям, посещающим объекты строительства терминала. Ведь на местах строительства объектов ЗАО «Таманьнефтегаз» проводит за счет собственного финансирования широкомасштабные раскопки античных поселений, грунтовых и курганных могильников. Материалы из этих раскопок передаются в Таманский археологический музей.
Рис 1. Алтарик под небольшую скульптуру с посвятительной надписью: Гераклеец Гераклеод Афродите. IV в. до н.э. Раскопки Финогеновой С.И. городища Гермонасса-Тмутаракань. 2000 г.
Рис 2. Терракотовая статуэтка. Фигурка лежащего кабана. I — II вв.н.э. Раскопки Сударева Н.И. Некрополь Фанагории. 2003 г.
Рис 3. Подвеска-амулет с изображением младенца Гора. I в.н.э.Раскопки Сударева Н.И. Некрополь Фанагории.2003 г.
Рис 4. Протома Афродиты с голубем. IV в до н.э. Раскопки Завойкина А.А. «Береговой-4». 2001 г.
Рис 5. Светильники парные в форме головы Силена. II в. н.э. Раскопки Николаевой Э.Я. Городище Патрей.1966 г.
Рис 6.1,6.2. Гребень деревянный двухсторонний. V в. до н.э. Раскопки Колесникова А.Б. п. Приморский. 1992 г.
Рис 7. Верх надгробия с сохранившейся надписью: Питогейтон сын Гераклида Электр… IV в. до н.э.Случайная находка в ст. Тамань. 2003 г.
Рис 8. Протома богини. V в. до н.э. Раскопки Завойкина А.А. «Береговой-4», 2001 г.
Заветы доброй старины.
Виртуальный выставочный проект «Заветы доброй старины» представляет предметы этнографии из фонда Таманского музея:
— изделия из фарфора «Товарищества М.С.Кузнецова» к. XIX – нач. XX вв., найденных при исследовании территории подъездных путей к Крымскому мосту в 2015 – 2016 гг. — поселение хутора Фрея;
-комплекс музейных предметов из фарфора к. XIX-XX вв. — приобретение музея 2015 г.;
-коллекцию гипсовых статуэток Советского периода.
«Кузнецовский фарфор» считается одним из национальных брендов, получивших всемирную известность, стал лидером российского фарфорового производства, монополизировав русский фарфоровый рынок. Кузнецовым принадлежало 18 заводов и мануфактур.
А началось все еще в 1810 году с кустарного производства. В 1832 году в местечке Дулево был открыт первый завод, его основал Терентий Яковлевич Кузнецов. Продукция этого завода отличалась разнообразием и выпускалась согласно потребителю. Крестьянам предлагали неброскую дешевую посуду. Предметы для горожан декорировались «дворянскими» росписями, выполненными простыми красками. Богатым купцам предназначалась посуда из тончайшего фарфора с изящными формами и золотым покрытием.
В 1892 г. «Товарищество М.С.Кузнецова» выкупает завод у Е.Н. Гарднер, который располагался в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Увеличивался ассортимент выпускаемой продукции. Кроме посуды Кузнецовские фабрики стали выпускать различные украшения для домашнего интерьера: сюжетные миниатюры и скульптуры, а также фарфоровые детали телефонного и телеграфного оборудования, фаянсовые умывальные чаши и ванны.
Датировку продукции можно узнать по клеймам. Буквы «ДФ» на клейме означают «Дмитровская фабрика» (1892-1917). «Г» и «Ф» использовала фабрика в Грузино. Популярность продукции фабрик Кузнецова была очень велика. В Каталоге фарфоровых и фаянсовых изделий за 1900 год одних только «маслениц» более 60 фаянсовых и 30 фарфоровых форм. Цена у такой вещицы немалая, поэтому для простого люда многие изделия могли выпускать мастера кустарным способом, более дешевые, доступные. Но на такой продукции вы не увидите знаменитого клейма завода «Т-во М.С. Кузнецова».
Качество, эстетика, самобытность, теплота, своя рецептура изготовления продукции, которую держали в строжайшем секрете на Кузнецовских заводах и фабриках, вот что на протяжении двух веков притягивает ценителей красоты и коллекционеров. Предметы с печатью фарфоровой империи, наверняка, есть в каждой семье, их бережно сохраняют и передают из поколения в поколение, как семейные реликвии, как «Заветы доброй старины».
Мысленно возвращаясь на какие-то 50 лет назад, невозможно себе представить советскую квартиру без хотя бы одной гипсовой или фарфоровой статуэтки: будь то изящная балерина, бюст А.С. Пушкина или В.И.Ленина и т.д.
В Пермской области есть старинный город Кунгур, где уже более века занимаются промыслом по производству изделий из гипса. Благодаря простоте добычи и дешевому материалу, в городе и его окрестностях были открыты небольшие кустарные мастерские. Сырьем служил местный камень, который мастера заготавливали и приносили в мешках и обжигали дома в русских печах. Продукт обжига мололи дедовским способом с помощью двухпудовой гири и железной плиты. При создании гипсовых статуэток, мастера, независимо от места их проживания, ориентировались на потребности городского обывателя. С приходом Советской власти появляются новые темы, такие как статуэтки, изображающие красноармейцев в длинных шинелях и буденовках, целеустремленно глядящих вдаль. Не забывали мастера-литейщики и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев с морковками, собачек, кошечек, всевозможных домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями, стремящимися украсить свой быт.
В 1930-е годы пользовались популярностью у покупателей миловидные черноглазые девочки с кукольными лицами. Не забывали мастера и о потребностях детей. Для кукол изготавливали гипсовые головки со специальными отверстиями, к которым должно было крепиться туловище, сшитое из ткани.
В 1940-е годы появляются новые образы – «Пограничник», «Черкес», «Колхозница». Осваивается выпуск бюстов и барельефов, изображающих партийных и советских деятелей, известных отечественных писателей и поэтов.
Если рассматривать тематику изделий, выпускаемых мастерами в третьей четверти ХХ века, можно заметить, что в основе большинства лежат литературные сюжеты. Основной пик выпуска скульптур приходится на 1950-е годы: «Красная шапочка», «Дед Мазай», «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Иван-Царевич», знаменитый «Василий Теркин», «Емеля», «Богатырь», «Конек-Горбунок», «Сестрица Алёнушка». С 1959 г. — «Иван Бровкин», «Старик Хоттабыч» и др.
Несколько экземпляров кунгурской гипсовой скульптуры хранятся в фондах Таманского музея. Замечательный сказочный персонаж «Старик Хоттабыч». Каждый советский ребенок мечтал, что однажды к нему явится такой «…тощий и смуглый старичок с бородой по пояс…» и исполнит все заветные желания. В скульптуре замечательно передан характер персонажа, «его способность на глубокую и искреннюю привязанность, обладающий невероятным гибким умом, весьма эмоционален, слегка хитроват …» В складках его халата отражена культура восточного костюма.
Скульптура «Василий Тёркин», пожалуй, одно из самых известных изделий конца 50-х годов прошлого века Кунгурской артели. Поступила в музей от Мансуровой Л.А. с коллекцией предметов, принадлежащих ее отцу-фронтовику Завгороднему Н.М.
«Книги с автографами советских писателей из собрания Таманского музейного комплекса».
Письменные источники – книги, подаренные писателями и поэтами в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани. Дарственные автографы в книгах отражают любовь и признательность к творчеству великого поэта.
Как и все гениальные художники, Михаил Юрьевич Лермонтов работал не только для своего времени, но и для будущего. Поэт умел вглядываться в глубину жизни и улавливать те скрытые течения, которые несли в себе грядущее. Лирика Лермонтова повернута к будущему, озарена мыслью о независимом и гордом человеке, свободно связанном со своей страной и со всем миром. Эта «тайная дума», сквозящая в лермонтовском творчестве, то разгоравшаяся в нем, то отступавшая в сумерки эпохи, является одним из опознавательных знаков, который помогает и будет помогать читателям всех поколений найти своего Лермонтова, понять и принять.
В своей лирике Лермонтов открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза.
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
Представленные книги с дарственными автографами ярко иллюстрируют, какую роль занимает творчество М.Ю. Лермонтова в творческой жизни советских писателей и поэтов.
Традиции вышивания на Кубани.
Продолжая публичный показ музейных предметов, музейных коллекций, удаленно через сеть Интернет представляем предметы с вышивкой на ткани конца ХIХ — начала ХХ веков.
Искусство вышивания, одно из самых распространенных видов рукоделия. Каждая эпоха вносила что-то новое, обогащая это искусство оригинальными техниками, способами вышивания и самобытными орнаментами. Приемы вышивки отрабатывались многими поколениями рукодельниц, бережно сохраняя все самое ценное.
В вышивке сохраняются древнейшие художественные образы несущие определенную смысловую нагрузку и дополняются этническими мотивами народов проживающих на той или иной территории, это геометрические и женские фигуры, растения, животные, птицы.
При всем историческом и этническом разнообразии вышивки по колориту, орнаменту, композиции, общими для всех были инструменты для вышивания, материалы и техника рукоделия.
В фондах Таманского музея хранится коллекция рушников, одежды, салфеток, дорожек конца XIX-XX века. Вышиты они мастерицами из разных уголков нашей огромной, многонациональной страны. Большей частью переселенцами из Запорожской, Полтавской и Черниговской губернии.
Рисунок, вышитый простым «крестиком», а получаются яркими и красивыми. Кроме того, крест всегда рассматривался и как оберег, способный защитить от всех напастей. В этом секрет его популярности. На первый взгляд, легкость вышивки крестиком относительна, как и любая ручная работа предполагает терпение, кропотливый труда, требует большого внимания и аккуратности.
Немногим уступает вышивке «крестом» еще одна старинная техника, известная со времен древней Руси – «счетная гладь» – вышивка может быть одно- и двусторонней, многоцветной и монохромной, рисунок плотно покрывается стежками в строго определенном направлении. Вышивать орнамент «счетной гладью» сложнее, здесь нужно постоянно просчитывать количество нитей, захваченное стежком, поэтому любой рисунок выглядит как геометрический.
Качество вышитой работы во многом зависит от правильно подобранных ниток. Еще с XVIII века хлопчатобумажное мулине является самыми распространенными нитками для вышивания.
Изнаночная сторона работы не менее важна, чем лицевая, для любого изделия, но особенно это касается занавесок, скатертей, рушников, салфеток. Идеальная изнанка предполагает правильное закрепление нити, отсутствие узелков, случайных петелек и торчащих хвостиков ниток. Стежки должны лежать в одном направлении. Идеальная изнанка — показатель уровня мастерства рукодельницы.
Виды Тамани.
Николай Ильич Шурганов
(Самвелит) 1936-2012гг.
Родился в деревне Кормовое, Ростовской области. Закончил Ленинградскую Академию Искусств им. Репина. Являлся президентом Международной Ассоциации свободных художников.
Первые свои картины Н.И. Шурганов представил на выставках в конце 1960-х годов. К этому времени он пробует работать в разных жанрах. Такие картины, как «Автопортрет», «Портрет женщины», портреты поэтов и писателей русской классики исполнены профессионально, в традиционной реалистической манере. Однако, художник не был удовлетворен собой. Он искал свою тему в искусстве, стремился обрести право видеть мир и говорить о нем по-своему.
Картинами Н.И. Шурганова интересуются различные категории населения. Круг тем его творчества расширяется за счет обращения художника к остросовременным сюжетам. Он был постоянным участником Всесоюзных, Всероссийских, Московских выставок от союза художников и выставок Ассоциации свободных художников.
Николай Ильич Шурганов являлся революционером в изобразительном искусстве, родоначальником направления, которому было дано название «самвелитизм».
В 60-70 годах им был написан целый ряд пейзажей, которые вызывают чувства спокойствия, комфорта, тихой радости. В них отсутствуют оттенки однообразия и тревоги. Будь то дороги: ведущие к морю, подъезды к населенным пунктам засыпанные снегом или залитые дождем, а может это просто узкая тропинка, пролегающая между гор.
В работах художника важна подача пространства, в них много свободы, воздуха, широкого дыхания, что помогает зрителю освободиться от чувства стесненности в городской среде. В практике психотерапии все шире используются воздействия, снимающие тревогу, стресс, подавленность. Эти приёмы интуитивно открыл и применял в своём творчестве Николай Ильич Шурганов.
Свой богатый внутренний мир Н.И. Шурганов вкладывал в свои полотна: делился им с «персонажами» своих картин, а значит, и со зрителем. Некоторые картины художника с первого взгляда непонятны, но необъяснимо притягивают к себе. Образы созданы с любовью, теплотой и лиричностью. Сюжеты картин интересны, порой романтичны и наивны на грани со сказочными сюжетами. А вибрирующая поверхность («пятнистость») композиций придает новую неповторимую эстетику его работам.
Н.И. Шурганову, достаточно было однажды посетить Тамань, чтобы она навсегда осталась в его сердце. Погостив у родни в одно лето, он не мог не влюбиться в ее самобытность, колорит и поэтичность. Так в его творчестве появляются работы посвященные Тамани. Памятные места, пейзажи, узкие улочки с видами старых хат, многие из которых уже не сохранились, а так же чудеса природы, которые не перестают удивлять, и не смогли ускользнуть от внимательного взгляда художника.
На протяжении нескольких лет Н.И. Шурганов, поддерживал связь с Таманским музеем. Благодаря этой дружбе музей получил в дар от художника коллекцию картин. Многогранность и тематика, позволяют использовать картины для экспонирования на выставках организуемых Таманским музейным комплексом, в праздничные дни Лермонтовской поэзии, во время празднования дня урожая и виноградной лозы, в дни, посвященные высадке казаков на таманские земли и, конечно, ко дню Победы и освобождения Тамани от фашистских захватчиков.
Сегодня в век прогрессивных технологий, у нас есть возможность представить коллекцию картин Н.И. Шурганова, на нашем сайте Таманского музейного комплекса и познакомить вас с замечательным творчеством московского художника известного в России как «Самвелит».