4 ноября в России отмечается День народного единства. Приурочен к событиям 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года, когда народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польско-литовских интервентов. Уже через год – в 1613 году – новый царь Михаил Романов учредил День очищения Москвы от польско-литовских захватчиков. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича, дата была объявлена церковным и государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года». В современной России 4 ноября сделали снова праздником только в 2005 году. Название праздника происходит из проекта закона об его установлении: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения… продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
События, связанные с освобождением Москвы 1612 г. Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, нашли свое отражение в искусстве, заняв особое место в отечественной баталистике.
«Призвание князя Пожарского», 1800-е годы, А. И. Иванов. Этот эскиз написал Андрей Иванов, отец живописца Александра Иванова, автора знаменитого «Явление Христа народу». Явно произносится клятва, и призываются в свидетели Небеса – об этом говорят поднятые к небу глаза – один из приемов классического художественного стиля, в котором и работал автор картины.
Картина «Минин и Пожарский», М.И. Скотти, 1850. Одна из самых известных картин, где изображены предводители второго ополчения. Князь держит меч и символ веры – знамя с Христом, вообще вся композиция картины напоминает иконописные изображения святых. На заднем плане картины виден Московский кремль и колокольня Ивана Великого.
«Воззвание к нижегородцам», М.И. Песков, 1861. Будучи учеником Академии художеств, получил за эту картину малую золотую медаль. В дальнейшем Песков участвует в «Бунте четырнадцати» и будет одним из основателей Петербургской Артели художников.
«Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам в 1611 году», А.Д. Кившенко, 1880. Художник закончил Академию художеств с большой золотой медалью, массовому зрителю знаком по историческому полотну «Совет в Филях».
«Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского», В.Е. Савинский, 1882. На полотне изображена делегация во главе с архимандритом Феодосием. В руках одного из членов делегации та самая икона Казанской Богоматери.
«Гражданин Минин», М.В. Нестеров, 1905. Автор знаменитого «Видения отроку Варфоломею» выполнил, к сожалению, только эскиз картины, который сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.
«Освобождение Москвы. Минин и Пожарский» – правая часть триптиха «За землю Русскую», в которую входят также полотна, посвященные Александру Невскому и Дмитрию Донскому. Художник Ю. Пантюхина, 2005 г.
Памятник Минину и Пожарскому – скульптурный монумент, самый главный символ освобождения Москвы 1612 г. и окончания Смутного времени в России. Является первым памятником подобного рода в Москве, создан по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 г. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. ЛѢТА 1818». В данном случае представлена фотография 1892-1895 гг. памятника на фоне обновленных Верхних торговых рядов Москвы.