Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Это четверостишье Александр Сергеевич Пушкин посвятил игре в «бабки» — народной забаве, в которой, кидая косточки, игроки упражнялись в меткости. Принцип прост: на земле выставлялись «бабки» в определенном порядке и «биткой» — костяшкой утяжеленной свинцом, необходимо было выбивать «бабки». Корни этой игры уходят в глубокую древность. На Руси наиболее раннее свидетельство встречено в Новгороде, где была обнаружена игральная кость, датированная XI в.
В.Е. Маковский «Игра в бабки» 1870 г. Третьяковская Галерея
Читать далееВ том или ином виде данная игра встречается у народов Кавказа, Средней и Малой Азии, а также на западе. Правила разнились, но неизменны оставались кости. Зачастую это были таранные кости мелкого и крупного рогатого скота. Наиболее употребительное названия — альчики, ашычки, астрагалы. Так аналогичная игра упоминается в XIX в. в Англии — «Игра в волчка», в Средней Азии — Асык, есть свидетельства существования подобной игры и в Древней Греции.
Древнеримская скульптура девочки, играющей в косточки, 130—150 гг. до н. э.; Пергамский музей Берлина
В большом количестве астрагалы представлены на памятниках Северного и Восточного Причерноморья, в частности и на Таманском полуострове. Таранная кость довольно частая находка археологов, как на городищах, поселениях, так и в погребальных комплексах. На таманском городище особо часто встречаются в слоях средневековья.
Изделия из кости из собрания ТМК (В центре 12 астрагал
Приведенная вначале игра имеет спортивный характер, но астрагалы широко использовались и в азартных играх. Так в Древней Греции, Древнем Риме и Византии были распространены игры с выбрасыванием костей на поверхность с последующим подсчетом очков, в которых использовались астрагалы с нанесенными на 4 стороны счетными знаками (углубления, черточки, буквы итд.). При этом отметим, что привычные шестигранные равносторонние кубики были известны на востоке уже в III т до н.э.
Игры с выбрасыванием костей носили и ещё одну важную функцию – жребия при решении споров. Ярким свидетельством этого является часть сюжета саги об Олафе Святом (Олаф II Святой правил в Норвегии в к. X-нач. XI вв.):
«Священник Ари Мудрый рассказывает, что на Хисинге есть местность, которая попеременно переходила то к Норвегии, то к Гаутланду. Конунги договорились тогда решить по жребию, кому будет принадлежать это владение, и бросить кости: кто выбросит больше, тому оно и достанется. И вот конунг шведов выбросил две шестерки и сказал, что, раз так, Олафу конунгу незачем бросать. Тот отвечает и при этом встряхивает кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Богу нетрудно устроить так, чтобы они выпали мне.
Он кинул кости и выбросил две шестерки. Тогда конунг шведов вновь выбрасывает две шестерки. Затем опять бросает кости норвежский конунг Олаф, и на одной было шесть, а другая раскололась и на ней оказалось семь очков, и та местность досталась ему. Мы не слыхали, чтобы на этой встрече произошло еще что-нибудь. Конунги расстались с миром.»
Монета с изображением Афродиты, бросающей кости
Далеко не все астрагалы связаны с играми. Таранные кости использовались для гаданий, изготовления амулетов и небольших идолов, в качестве элементов фурнитуры одежды. Помимо этого встречаются и таранные кости без следов обработки, которые невозможно атрибутировать, так как могут, является попросту остатками после разделки туш животных.