На вопрос одного из посетителей музея отвечает заведующая сектором «Домик Лермонтова в Тамани» — Валентина Малахова: «Интересную тему подняли во время экскурсии дети из музыкальной школы, которые посещали наш музей. Когда Лермонтов стал поэтом-песенником?
читать далее.
Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений, в том числе 50 опер, 10 балетов, более 50 симфонических поэм и кантат, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.
Сам Лермонтов очень любил музыку. Среди сохранившихся писем поэта есть одно, доказывающее его глубокую внутреннюю музыкальность и чуткость. Письмо адресовано близкому другу, Марии Лопухиной: «О! как я хотел бы Вас снова увидеть, говорить с Вами. Мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами, а теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движения…».
Поэт был глубоко убеждён в том, что слово, зафиксированное на бумаге, мертво, и только музыка может передать живое течение речи, её неповторимую интонацию. Лермонтов не просто слушал, он тонко чувствовал мелодию и звуки, потому остро ощущал оттенки настроений: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Этот редкий дар поэт унаследовал от матери. Как и Мария Михайловна, он с упоением играл на фортепиано, в пансионе выучился играть на скрипке, увлекался флейтой, с удовольствием пел.
Кстати, успехи Лермонтова-скрипача были столь несомненны, что на одном из переходных экзаменов, когда начались «испытания в искусствах», он выступил на вечере воспитанников (29 декабря 1829 года) и сыграл довольно сложную пьесу — Allegro из скрипичного концерта Людвига Маурера (это был немецкий композитор, живший в то время в Москве, автор множества скрипичных сочинений, в том числе нескольких концертов). Сведения о музыкальном вечере в Благородном пансионе с упоминанием игры «на скрыпке» воспитанника Лермонтова тогда же появились в печати [«Дамский журн.», 1830, № 2, с. 30; «Моск. ведомости», 1830, 15 января, с. 212].
А еще Лермонтов был истинным ценителем серьёзной музыки и оперного искусства. Внимательно следил за музыкальной жизнью обеих столиц, старался не пропустить ни одного значительного спектакля или концерта. Чаще других посещал знаменитые музыкальные вечера графа Виельгорского. (Уже после гибели поэта, сам М. Ю. Виельгорский, написал несколько романсов на слова Лермонтова). Принимали поэта и в доме знатока древнерусского музыкального искусства писателя В.Ф. Одоевского. На дружбу этих двух людей повлияло общее влечение к русской народной музыкальной культуре, интерес к которой у Лермонтова зародился ещё в детстве. В имении бабушки, в исполнении крепостных крестьян он слышал много песен – веселых, грустных, игровых, обрядовых – и отводил им особую роль: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях».
Интерес композиторов к поэзии М.Ю. Лермонтова возник еще при жизни поэта. Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 году «дедушкой русского романса» Николаем Титовым. При жизни Лермонтова его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Николая Елагина (участника московского кружка Елагиных — Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве… Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера» (Речь идет о стихотворении «Горные вершины»).
Затем на музыку переложили текст стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную). Заметка об этом событии появилась в музыкальных новостях газеты «Северная пчела» 20 февраля 1841 года.
⠀ ⠀
«В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса: Молитва, на слова Лермонтова; музыка сочинена и посвящена Августейшему Имени Ея Императорского Величества Государыни Императрицы, нашим даровитым композитором Феофилом Матвеевичем Толстым».
В 1840 году «Литературная газета» сообщила, что стихи Лермонтова «И скучно, и грустно» положены на музыку «одним известным петербургским артистом». Имя этого композитора осталось неизвестным.
Углубленное проникновение и постижение художественного богатства поэзии Лермонтова началось с романсов М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, его поэзия вдохновляла композиторов «Могучей кучки». Во второй половине XIX века лермонтовские сюжеты и образы начинают использоваться в симфонической и оперной музыке. Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.