«Самый скверный городишко из всех приморских городов России» Михаил Лермонтов посетил проездом в конце сентября 1837-го — и спустя два года его впечатления от этого кратковременного визита окончательно оформились в текст, исследовательское и читательское внимание к которому не угасает вот уже почти два века.
Фотовыставка, посвященная «жемчужине русской прозы», предлагает погрузиться в историю двухдневного пребывания поэта в Тамани и постараться провести границу между жизненной правдой и художественным вымыслом. Новейшие исследования научного сотрудника Таманского музея, лермонтоведа Валентины Малаховой, взяты за основу представленной экспозиции.
Посетители познакомятся с авторизованной рукописью «Тамани», предназначавшейся типографии Ильи Глазунова, где в 1840 году был напечатан «Герой нашего времени», увидят литографии французского художника Огюста Раффе, волею случая оказавшегося в Тамани в один день с Лермонтовым, узнают об истории создания и первой публикации новеллы, которой восторгались Николай Гоголь, Лев Толстой и Антон Чехов.
На выставке представлены архивные фотографии Тамани вместе со свидетельствами иностранных путешественников, посещавших ее в разное время. Их впечатления помогут лучше понять, почему Лермонтов называл приморский городишко скверным. Большая часть приведенных цитат впервые вводится в научный оборот.
Среди представленных изображений — уникальный снимок из немецкого архива, на котором видна хата на таманском берегу, которая, возможно, является последним сохранившимся снимком «домика Лермонтова» до его разрушения авиабомбой в 1943 году.
Каждый планшет демонстрирует отдельный аспект истории создания знаменитой повести Лермонтова, которую по праву называют «первым русским детективом». Гостям выставки предлагается проследить хронологию событий: от неприятного происшествия с прапорщиком Лермонтовым к созданию гениального шедевра русской литературы.
Посетители узнают, как и почему поэт оказался в «скверном городишке» осенью 1837 года, где могла быть написана «Тамань», и сколько версий Лермонтову пришлось написать, прежде чем появилась окончательная редакция произведения.
Проект приурочен к 210-летию со дня рождения поэта.