К годовщине воссоединения Крыма и России в течение недели мы вспомним знаменательные исторические события, связанные с Таманью и Крымом, которые некогда были тесно связанны между собой, являясь единой южной границей Российского государства, и ставшими таковою вновь.
Путешествие А.С. Пушкина в Крым
Тамань — древняя Гермонасса и Керчь — древний Пантикапей издревле были связанны единым транспортным путём из Крыма на Кавказ. Сегодня два полуострова связывают себя пролетами и арками « Крымского моста». Раньше переправа с одного берега на другой таила множество опасностей: бурные штормы и хрупкий лед зимней переправы становились настоящей преградой для путешественников всех времен.
Непогода застигла в Тамани и одного из величайших поэтов золотой эпохи русской поэзии А.С. Пушкина, который путешествовал по Кавказу с семьёй Раевских в августе 1920 года. «С полуострова Тамань, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма»,- так упоминает Тамань поэт, в которой провел два-три дня, в своём письме к брату Льву от 24 сентября 1920 года. К берегам Крыма Пушкин на канонерской лодке отправился 15 августа и спустя несколько часов вступил на Крымский берег.
Поэт надеялся увидеть «следы Пантикопеи», но застал лишь «груду камней, утёсов, грубо высеченных». Хоть и не возбудило сердце путешественника древний город, о чем он вспоминал в письме к А. Дельвигину «воображение моё спало; хотя бы одно чувство, нет!», но все же два берега запомнились поэту, и нашли своё отражение в романе «Евгений Онегин». Далее путь поэта лежал в Гурзуф.
Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Воображенью край священный:
С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат…
И.К. Айвазовский. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год.