Искусство создания скульптур из фарфора появилось в Китае, позже распространилось на территории Европы. Моду на фарфор в России ввел Петр I, его привозили из-за границы, и стоил он очень дорого.
Первый русский фарфор стали делать в середине XVIII века, он являлся предметом роскоши. Во времена советской власти изделия из фарфора считались мещанством, но со временем, изменив сюжетную линию и наладив массовое производство, изделия из фарфора стали доступны более широкому потребителю.
Фарфоровые статуэтки времен СССР – это своего рода артефакт советского периода нашей страны, отражающие жизнь, достижения и идеалы той эпохи.
Большой популярностью пользовались статуэтки спортивной, патриотической и культурной направленности: балерины, пионеры, спортсмены, пограничники, шахтеры и т.д.
Особое место занимали изделия, созданные по мотивам популярных народных сказок («Аленушка», «Гуси-лебеди») и литературным произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Салтыкова-Щедрина…
Фарфоровая пластика или статуэтки Полонского завода художественной керамики – это отдельная красивая история. За годы существования, выпускаемые на ПЗХК фигурки из фарфора, привлекают своей яркостью, открытостью, легкостью и конечно качеством не только фарфора, но и росписи.
В фондах Таманского музейного комплекса хранится замечательный экземпляр продукции Полонского завода. Скульптура «МАЙСКАЯ НОЧЬ», изготовлена 1950-х г. Автор О.Л. Жникруп. Сюжетом для этой скульптуры послужило произведение Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница». Основными персонажами являются Левко и Ганна. Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. Она робкая и тихая по натуре, боязливая «…Мне всё что-то будто на ухо шепчет, что вперёд нам не видаться так часто». Парень и девушка любят друг друга, однако родители противятся их союзу.
Прекраснейшие образцы советского фарфора и сегодня являются достойным украшением домашнего интерьера и значимыми экземплярами в любой коллекции.