Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

   Год 1792… Казаки, прибывшие на Тамань охранять окраины Российской империи, не знали жизни без веры в бога. И уже в 1793 году в Тамани была построена первая в области войска Черноморского церковь.

   Войсковой судья Антон Андреевич Головатый лично сам выбрал место для постройки церкви на видном месте в одном из остатков обширнейших турецких садов и 17 июля 1793 года подал прошение о разрешении ему построить в Тамани Церковь за свой счет.

Читать далее

   Церковь в плане представляла собой простую прямоугольную форму и на тот момент являлась постройкой первого каменного здания на Тамани. Церковь посвятили самому главному празднику черноморцев – Покрова Пресвятой Богородицы.

   Издревле Пресвятую Богородицу считали заступницей Русской земли, и в особенности Северного Причерноморья, которое, по преданию, было домом Пречистой Девы. Для запорожцев этот праздник имел двойное значение: под покровом Богоматери сечевики не боялись ни вражьего огня, ни грозной стихии. И под Покровом Пресвятой Девы они свято выполняли девиз своей жизни – защиту православной веры.

   Церковь была снабжена дорогими богослужебными сосудами и книгами. Особенно красив был иконостас с деревянной резьбой и позолотой, с хорошей живописью.

 

   В 1794 году,  после освящения войсковым протоиреем Порохней, в церкви началось богослужение. Храм посещали не только жители Тамани, сюда съезжались и из соседних поселений не только на службы, но и для совершения обрядов венчания.

   По приказу А.А. Головатого вокруг здания церкви был сооружен «деревянный навес на деревянных столбах», с той целью, чтобы свозить под него все древности «найденные в окрестностях Тамани, дабы они не портились». И можно говорить, что первое хранилище музейных древностей на Тамани связано с церковью и с именем А.Головатого. В северных воротах каменной ограды отдельно от церкви на столбах поставили колокольню, в которой и был положен мраморный камень, свидетельствующий о деяниях Тмутараканского князя Глеба. В колокольне разместили двухсотпудовый и пятьдесят четырехпудовый колокола, отлитые в Херсоне летом 1793 г. и доставленные в Тамань морем плоскодонным байдаком.

   Время от времени Тамань подвергалась «черным бурям», песком засыпалось все в округе. В 1832-1834 гг. француз Дюбуа де Монпере во время своего путешествия видел, что ограда Таманской церкви была значительно занесена песком. Вход в церковь, засыпаемый песком во время осенних ветров всегда очищался перед началом богослужения. Археолог – топограф Карл Герц в 1870 году пишет: «Напрасно мы вздумали бы отыскивать ныне камни, упоминаемые французским путешественником: они вместе с новейшими, даже казацкими надгробными памятниками, погребены под значительною массою песка, нагромоздившего здесь свои подвижные холмы в уровень со стенами церковной ограды».

   После окончания Крымской войны 1853-1856 гг. жители Тамани стали расчищать церковь из-под песка. Их глазам стали открываться исторические древности: античные рельефы, скульптурные архитектурные детали, христианские надгробия и другие археологические предметы разных периодов жизни народов, заселявших Тамань до высадки казаков. Это дало повод жителям Тамани говорить о том, что первая  Церковь Войска Черноморского находится в удручающем состоянии, вынесли решение о реставрации первой святыни казачества.

   В течение длительного времени шел сбор средств на «богоугодное дело». В Тамани готовились к торжествам по случаю открытия памятника запорожскому казаку, было принято решение о восстановлении Церкви Покрова в форме античного храма. А так как стены Церкви были в плачевном состоянии, готовы были рухнуть, то их разобрали до самого фундамента. И на старом фундаменте Церковь начали отстраивать заново и из нового материала. Внутренняя часть Церкви, по свидетельству Орлова А.П. – участника торжеств «представляла собой высокую и обширную с дугообразным потолком комнату. Ближе к иконостасу потолок изменяет форму и приспособлен к слитию, с встроенным на нем фонарем, заменяющем купол».

   Сегодня Церковь ухожена. Она не только исторически-архитектурный памятник, но и действующий поныне христианский храм, в котором ведутся службы и совершаются обряды.