Таманский музейный комплекс, участвуя в акции «Ночь музеев 2021″, с большим удовольствием представляет небольшое музейное собрание античной скульптуры малых форм – терракотовые статуэтки. В переводе с древнегреческого «terra» – глина, «cotta» – обжиг. А сами терракотовые статуэтки составляют основную часть ремесла древних греков – коропластики. Кора – девушка и пластик – лепить. Мастера, изготавливавшие терракотовые статуэтки, назывались коропластами. В переводе с древнегреческого – лепщики кукол.
Читать далееТерракотовые статуэтки, открытые при раскопках памятников Таманского полуострова, играют большую роль в изучении культов, быта, обычаев античного мира древних греков.
Целый ряд из найденных терракот важен не только для понимания культуры населения Таманского полуострова в древности, но и для общей истории коропластики и истории искусства в целом.
Мифология древних греков подталкивала мастеров – коропластов к созданию образов богов, богинь, героев, граждан…
К настоящему времени с территории раскопок древнегреческих городов, сельских поселений, курганных и грунтового некрополей Тамани в музее хранится чуть более 80 экземпляров. Состав терракот хоть и малочислен, но разнообразен. Большинство из них относятся к культовым. Небольшую часть терракот с изображением детей с собакой, петухом, гусем или на лошади можно отнести к разряду жанровой.
Среди них небольшое количество сохранившихся терракот практически целых, заслуживают особого внимания. Это несколько протом, (полуфигур ) масок женского божества, со сложенными на груди руками, в одной из которых богиня держит плод граната, яблоко, а в другой цветок граната или голубя, воспроизведен общепринятый образ греческих богинь. Протомы приносили в виде жертвенного дара в святилища, храмы и алтари, посвящая Афродите, Деметре и Коре-Персефоне и Артемиде в VI –IV вв. до н.э. Культ вышеперечисленных богинь был широко распространен как в городской, так и в сельской среде, неся идею красоты и плодородия.
Одна из терракот — статуэтка девушки в длинном с короткими рукавами хитоне, поверх которого накинут гиматий (плащ). Конец гиматия перекинут через левую руку, держащую круглый предмет, возможно яблоко или гранат. Правая рука опущена на голову ребенка, держащего виноградную гроздь. Вероятно, дополнительными деталями – атрибутами: яблоком, гранатом, виноградной гроздью — мастера меняли и характер изображаемого персонажа, превращая горожанку в Афродиту, а ребенка в Эрота-Диониса. Все зависело от фантазии мастера и желания заказчика. II –I вв. до н.э.
К этому же времени относится исполнение терракотовой статуэтки –девушки, в высоко подпоясанном хитоне и накинутом гиматии. Девушка стоит, развернув корпус влево, отодвигая в поднятых руках гроздь винограда от гуся, тянущегося к ягодам. Такой сюжет может нести на себе малоизвестную мифологическую нагрузку. Виноград – символ воскрешения жизни, а гусь, наоборот, символ загробной жизни. Отсюда, связь с воскрешением и обновлением природы обрядов таинства, связанных с элевсинскими богинями плодородия Деметры и ее дочери Коры — Персефоны.
С культом Эрота и Афродиты связаны находки терракот с изображением Эрота и Психеи. Данный сюжет поэтической легенды был весьма распространен в III – I вв. до н.э. и, как правило, представлял влюбленных персонажей в момент встречи после долгой разлуки. Терракота была выполнена в пантикапейской (Керчь) мастерской и найдена на одном из сельских поселений Тамани.
Широкую популярность среди населения городской и сельской территории Таманского полуострова приобретают терракотовые статуэтки, изображающие Афродиту в самых разнообразных вариантах. Афродита в первую очередь олицетворяет богиню любви и красоты. Афродита Урания (Небесная) владычица Апатура пользовалась особым почитанием, где в ее честь на территории Таманского полуострова были построены храмы и святилища. Музей обладает фрагментом терракотовой статуэтки Афродиты Урании, летящей на лебеди. Афродита представлена сидящей боком на лебеде, левой рукой держась за его шею; она одета в хитон и плащ, который, вероятно, придерживает одной рукой. Аналогии нашему фрагменту мы находим только в античной росписи на вазах, находке золотого медальона из ст. Елизаветинской (Нижний Дон), а также стелы, посвященной богине Афродиты Урании членами ее фиаса (союза) из Пантикапея (Керчь).
Мы видим, что различная тематика образов в древнегреческой терракотовой пластике отражает не только культы и почитание богов, но быт и экономику населения, проживающего в древности на территории Таманского полуострова.