«Победу нам на крыльях принесли».

      Бочарова-Бершанская Евдокия Давыдовна (06.02.1913 — 1982)

      подполковник, командир 46-го Гвардейского Таманского женского полка ночных бомбардировщиков, единственная женщина в Советской Армии, которая была удостоена полководческими орденами Александра Суворова и Александра Невского, имела два Ордена Красного Знамении и Орден Отечественной войны.

     Дуся Карабут родилась на Ставрополье, в семье линейных казаков. В годы гражданской войны лишилась родителей. С братом воспитывалась в детском доме. Однажды, увидев самолет, решила стать летчицей. Поступила в Батайскую школу пилотов, где училась летать на учебно-тренировочном самолете У-2, который называли «летающей партой». Сделан был самолет из полотна, фанеры и деревянных брусьев, управлять им мог даже школьник. В будущем У-2 стал не только боевым самолетом, но и самым эксплуатируемым. После окончания школы работала в ней же инструктором 7 лет, где и была удостоена Орденом Знак Почета. В 1939 году Евдокия была переведена в  Отряд особого назначения, который базировался в ст. Пашковской Краснодарского края. Дуся вышла  замуж, воспитывала сына. Брак распался, но под фамилией мужа Евдокия прошла всю войну – Бершанская. Вступила в ряды коммунистической партии.

 

     Война… В октябре 1941 года приказом № 0099 началось формирование женских авиационных полков. Руководила этим процессом М. Раскова – Герой Советского Союза. Создаются три женских авиаполка, и лишь один  полк № 588 – полностью женский: 115 девушек и женщин от 18 до 27 лет. В 27 лет Евдокия Бершанская стала командиром полка. Учила девушек самолетовождению, учила летать ночью.»Шли на луну, возвращались от луны» (приборов не было никаких).

      «Дунькин полк» доказал, что умеет воевать. В мае 1942 года 588-ой женский авиаполк прибыл на фронт. В первый ночной вылет на Краснодон три экипажа повела сама Бершанская.  Следующей ночью полетели все 20 экипажей полка. Бершанская встречала и провожала на задание каждый экипаж. В предгорьях Кавказа  девушки приобрели летное мастерство, точность бомбовых ударов. Фашисты с ненавистью называли их «ночными ведьмами», наши пехотинцы – «ласточками и ангелами», а летчики эскадрильи Нормандии-Неман –с восхищением «ночными колдуньями».

     Девушки летали на высоте 300-500 метров, без парашютов, отдых между вылетами 5-8 минут. За 7 месяцев 1942 года авиаполк Бершанской совершил 2800 вылетов, за что первым в дивизии был удостоен звания Гвардейский.

     Весной 1943 года на аэродром ст. Пашковской прибыл уже 46-ой Гвардейский женский авиаполк, которым командовала Е.Д. Бершанская.

      Весна 1943 –го на Кубани была дождливой. Наши войска начали наступление. Авиация оказалась не у дел.  Но Бершенская выстраивает взлетно-посадочную полосу: 200 метров длиной и 30 метров шириной. – прообраз палубной морской авиации.

      Самые большие потери в полку были на Кубани.

      Полк закончил войну в Германии. Летчицы побывали в Берлине уже после Победы.

     За три года войны 46-ой авиаполк ни разу не был на переформировании. За это время летчицы совершили 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на противника 3тысячи тонн бомбового груза.

    23 летчицы полка стали Героями Советского Союза,

    2 —  Героями России.

    1 – Героем Казахстана.

     После войны Е.Д. Бершанская  вышла замуж за командира 889-го Новороссийского авиаполка Константина Бочарова. Ездила вслед за мужем по гарнизонам по всей стране, воспитывала троих детей.

    Каждые пять лет Евдокия Давыдовна собирала своих девочек. Им было, что вспомнить.

    В 1975 года Е.Д. Бочарова-Бершанская стала Почетным гражданином города Краснодара.