Первая экранизация повести М.Ю. Лермонтова «Тамань».

 

В 60-х годах прошлого века режиссер Станислав Ростоцкий начинает съемки художественного фильма «Герой нашего времени» по одноименному роману М.Ю. Лермонтова.

Уже в 1965 году на экраны выходит широкоформатный фильм в двух частях – «Бела» и «Максим Максимыч. Тамань».  Картина получилась  лирическая, страстная, интригующая, снятая с большой точностью и большим уважением к классике. Отличная экранизация,  подбор актерского состава, операторская работа, режиссура и актерское мастерство на высшем уровне. Музыка Кирилла Молчанова на протяжении всего фильма звучит в исполнении Мстислава Растроповича.  Его виолончель то еле слышна, то звучит с такой неистовой силой, что привносит в экранизацию свою неповторимую атмосферу, невольно заставляя нас трепетать, размышлять и анализировать свои дела и поступки… «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..»  

Григорий Печорин, которого сыграл Владимир Ивашов, в фильме получился органичным и убедительным,  аристократичным и психологически верным с истинной лермонтовской глубиной и трагизмом. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую… Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные,  — признак породы в человеке… Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза… они не смеялись, когда он смеялся,… это признак или злого нрава, или глубокой  постоянной печали.  Из-за полу-опущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться».

Что тут сказать, внешняя схожесть и подача актера в фильме просто великолепны. А голос  Вячеслава Тихонова в озвучивании Печорина придал герою мягкости, сдержанности, чувственности.

В 1967 году фильм «Герой нашего времени» был представлен и получил диплом на XI Международном Кинофестивале в Сан-Себостьяне (Мексика).

С момента выхода картины на экраны прошло десять лет, прежде чем в Тамани был открыт Дом-музей Лермонтова. Наряду с предметами этнографии и быта жителей Кубани XIX века, были использованы  фотографии из кинофильма «Герой нашего времени. Тамань». 

Черно-белое фото органично влилось в интерьер хат, добавило в атмосферу таинственности и даже мистики. Глядя на фото со слепым мальчиком, роль которого в фильме сыграл  Николай Бурляев ощущаешь холодок, пробежавший по телу,  в памяти возникают  строчки из повести «Тамань» и звучат они как предупреждение: «Есть ещё одна фатера, … только вашему благородию не понравится, там нечисто!».

Художник-постановщик  фильма Пётр Пашкевич и оператор Вячеслав Шумский превосходно сделали свою работу. Сцены на море необыкновенно красивы, а как прекрасно передано солнечное освещение и тьма ночи!  Многие кадры фильма перекликаются с чудесными иллюстрациями к  роману «Герой нашего времени» Федора Константинова, Дмитрия Шмаринова, а так же с морскими пейзажами Таманского полуострова.

В фильме хорошо использованы кадры крупных планов. Например, старуха со слепым мальчиком в лачуге.

Роль старухи в фильме сыграла  замечательная актриса   Софья Пилявская. Ее выразительные черты лица, взгляд пронзают  насквозь.

Образ лермонтовской ундины в фильме прекрасно передала актриса  Светлана Светличная.

«Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, женский свежий голос, — но откуда?.. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка».

«Решительно, я никогда подобной красоты не видал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также насчет красоты. В ней было много породы… моей певунье казалось не более 18 лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно правильный нос, все это было для меня обворожительно».

Фильм Станислава Ростоцкого «Тамань» достойно передает великую прозу Лермонтова, он снимался на удивительных берегах Крыма, но фотокадры кинокартины и по сей день замечательно  вписываются в интерьер таманского музея. Так что и  сегодня, заходя в калиточку, мы слышим ее тонкое протяжное поскрипывание на фоне плещущихся волн, завывания ветра и перед глазами мысленно проносятся немногочисленные участники событий, происшедших с главным героем  Григорием Печориным на подворье казака. А используемые в фильме длительные паузы привносят «…некоторую недоговоренность и неясность в  жизни контрабандистов и в их взаимных отношениях, оставляющую достаточно простора для работы нашего воображения…».