Империя не может существовать без армии – армейский быт, армейский уклад, армейские традиции пронизывают все стороны жизни империи, откладываясь в умах и душах людей.
Основным центром подготовки офицеров в XVIII – XIX вв. являлись гвардейские полки, в которые молодые дворяне поступали рядовыми и унтер-офицерами. Первый из полков был сформирован князем А.Д. Меньшиковым в 1707 году в Москве, а в 1719 г. получил название Санкт-Петербургского драгунского. В 1710 году была образована Команда придворных гребцов и Команда придворных яхт. В феврале 1810 г. из таких команд был сформирован 4-ротный Гвардейский экипаж. Кавалергардский полк был одним из наиболее аристократических полков российской гвардии. Впервые в России кавалергарды (телохранители из дворян) появились еще при Петре I как команда (рота) из 60 человек для участия в церемонии коронования императрицы.
Читать далееЕще в 1714 г. Петр I издал указ, запрещавший производить в офицеры юношей, не прошедших гвардейскую службу. Поэтому сеть военно-учебных заведений, удовлетворяющая сословные чаяния дворянства и обеспечивающая подготовку высококвалифицированных командиров, постоянно расширялась.
Начало XIX века стало временем активного развития военно-учебных заведений. Только в Санкт-Петербурге в октябре 1802 года на основе придворного пансионата был учрежден привилегированный Пажеский корпус, готовивший офицеров для гвардии и свиты императора. В 1807 году при Втором кадетском корпусе появился Волонтерский корпус, вскоре переименованный в Дворянский полк. Он давал молодым аристократам ускоренную подготовку к офицерскому званию – всего за два года.
Появлялись также новые учебные заведения, готовившие офицеров для специальных родов оружия. В 1804 году открылось Инженерное училище для юнкеров, на базе которого затем организовали Главное Инженерное училище, в 1820 году – Артиллерийское училище, а в 1822 году – Школа топографов при Главном штабе.
Еще в 1826 году для подготовки офицеров гвардейской кавалерии при Школе гвардейских подпрапорщиков сформировали эскадрон юнкеров (от немецкого «Junker» — молодой дворянин), после чего она получила название Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Обучение в школе в отличие от большинства кадетских корпусов было платное. По отзыву современника, туда «стекались, главным образом, «молодые барчата», отцы которых недалеко ушли по службе, но зато обладали порядочными, а иногда и очень значительными средствами».
От 14 октября 1832 года сохранилась запись в журнале входящих бумаг Школы гвардейских подпрапорщиков: «№ 748. <От> Г. Генерал-адьютанта Нейдгарта № 238-й о зачислении унтер-офицерами недорослей …Столыпина, …Лермонтова…». Режим в школе был строгий, воспитание велось «на вполне солдатский лад».2 Поэт М.Ю. Лермонтов назвал годы, проведенные в Школе, «ужасными» и перечислил в шуточном стихотворении «Юнкерская молитва» бедствия, которые могли обрушиться на голову воспитанника по воле начальства:
22 ноября 1834 года Лермонтов был выпущен из Школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Довольно основательно изучив, как военные, так и общеобразовательные дисциплины, он был разносторонне подготовлен и обладал достаточно широким общим и военным кругозором. В нем сложились черты военного человека. Не случайно он писал в 1832 М.А. Лопухиной, что «если начнется война, … везде буду впереди».
В 1839 году Школу перевели в новое здание, отстроенное в расположении Измайловского полка. В 1859 Школа была переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1864 преобразована в Николаевское кавалерийское училище. Память о Лермонтове жила среди воспитанников, и в 1881 году начальник училища А.А. Бильдерлинг приступил к организации первого в России Лермонтовского музея. В 1883 году музей открылся. Позднее, накануне столетия со дня рождения Лермонтова, перед зданием училища (ныне Лермонтовский пр.,54) 1 октября 1913 года состоялась закладка памятника поэту. Памятник, изображающий Лермонтова в военном мундире, был сооружен Б.М. Микешиным в 1914 году и торжественно открыт лишь 9 мая 1916.
Главным достижением времени царствования Николая I следует признать учреждение в 1832 году Императорской Военной академии, цель которой состояла в «образовании офицеров Генерального штаба».
Принимали офицеров не моложе 18 лет, по конкурсному экзамену. Учебные программы отличались академической глубиной и серьезностью: тактика, стратегия, полевая и долговременная фортификация, военная история, геодезия и многое другое.
Николай I неоднократно посещал военно-учебные заведения Петербурга, как вновь открытые, так и старые. Известно, что он вообще с большим вниманием относился к армии, а в кадетских корпусах справедливо видел ее будущее. Воспитанников Первого кадетского корпуса император ласково называл «мои краснопогонные».
В первой половине XIX века из военно-учебных заведений вышла целая плеяда блестящих военачальников, администраторов, государственных деятелей. Среди бывших кадет, гардемарин и юнкеров оказалось немало литераторов, художников, музыкантов.