С момента появления гончарного ремесла, мастера старались украсить свои изделия различными изображениями: от простых точечных и линейных орнаментов на лепных сосудах эпохи неолита до сложных сюжетных сцен на вазах классического периода античной эпохи. Важный этап в развитии орнаментации — появление технологии глазурования сосудов. Впервые она появляется в древнем Египте, приблизительно 6 тыс. лет назад — в IV тысячелетии до н.э., в Китае, вероятно в середине II тысячелетия до н.э., в Европе же подобная технология появилась лишь в начале I тысячелетия до н.э.
Чернолаковая пелика из собрания ТМК
Читать далееЯрким примером использования глазури является античная чернолаковая аттическая керамика. Технология получения глухой, зачастую, глянцевой черной глазури не воссоздана до сих пор. В 1942 году Теодор Шуман, в результате своего исследования, пришел к выводу, что глазурь не что иное, как глина, а черный цвет покрытие приобретает в результате обжига сосуда без доступа кислорода, ввиду наличия в глине оксида железа, тогда как при окислении глина приобретает красный или бурый цвет. Вероятно, глазурь наносилась на готовое изделие, и после вновь отправлялась в печь для «запекания».
Гидрия с краснофигурной росписью сюжета мифа об Оресте. V век до н. э. из собрания ТМК
Сложность в повторении технологического процесса заключается в отсутствии сведений о температурном режиме и консистенции глиняной массы, а также о количестве циклов нанесения глазуровочной глиняной массы и обжига в печи. О том, что сосуды обжигались в печи не единожды свидетельствует, прежде всего, то, что встречаются сосуды с разным качеством покрытия, а также появление во второй половине VI в. до н.э. сосудов со сложными сюжетными сценами, выполненными в чернофигурной (фон светлый, фигуры черные) или краснофигурной (фон черный, фигуры светлые) технике. Благодаря свойству красной глины с высоким содержанием оксида железа приобретать красный или черный цвет, мастера вазописцы классической эпохи создавали сюжеты, особенно, мифологического содержания.
Чернофигурная ойнохоя с изображением Диониса, восходящего на колесницу. Афины. 510 – 490 гг. до н.э. из собрания ТМК (подробнее https://xn—-7sbavjnqch0cr9h.xn--p1ai/чернофигурная-ой…оя-с-изображение/)
Однако не только оксид железа использовался в качестве красителя, с первой половины IV в. н.э. в росписи применяются и другие легкоплавкие металлы, что нашло яркое отражение в «керченском стиле», в котором на краснофигурные сосуды наносились дополнительные яркие красители, прежде всего белого, желтого и синего цвета.