людей, они знали, что ведут приговоренных, и ни о какой отправке в Германию нет и речи. Всматриваясь в толпу, таманцы узнавали своих станичников: семья Черноморченко, Михаил Григорьевич нес на руках своего трехлетнего сына Сережу, рядом шла его жена Анастасия Тихоновна с годовалым Петей на руках, а следом еще их четверо старших ребятишек. Семья Ковшарь и их пятеро детей, старшей Ане 16 лет, а самой младшенькой Дусе всего полтора года. Добровольская Ольга с тремя детишками. Крепко прижимала к груди двухлетнюю Танечку Лида Скалко. Недалеко от них идут семья Колесниковых: муж, жена и их
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
К дуэлям А.С. Пушкина
Пётр Кочаловский. Пушкин в Михайловском. 1933.
Масштаб гениальности русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, его жизнь и гибель до сих пор не дают покоя его поклонникам. И почему у него было так много дуэлей? Разные специалисты насчитывают их от 28 до 30.
Были назначены, но не состоялись более 20 дуэлей; в 4-х(или 5-и) дуэлях были совершены промахи, и никто не был ранен; в 1-ой последней дуэли и Пушкин, и его противник были ранены, но смертельно только великий поэт.
А.С. Пушкин сам был «пламенным глаголом». Взгляд его был необыкновенно подвижным, цепким. Да и сам поэт отличался необыкновенной живостью. «Его живость во всем проявлялась», — говорил И. И. Пущин, друг и однокурсник Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. По воспоминаниям русской драматической актрисы А. М. Каратыгиной, «…юный Пушкин — резвый, вертлявый. Бывало ни минуты не посидит спокойно на месте: вертится, прыгает, пересаживается, перероет рабочий ящик матушки, спутает клубки гаруса в моем вышивании, разбросает карты в гранпасьянсе». За живость в литературных кружках получил прозвище «Сверчок». Природная живость проявлялась в нём, принимая формы ребяческой шаловливости.
По воспоминаниям современников, Пушкин имел хорошую физическую подготовку и отлично стрелял. Характеризуя Пушкина-лицеиста, учителя отмечали его успехи в фехтовании и танцах. Став старше, Пушкин отлично плавал, любил далекие пешие прогулки, ездил верхом, даже увлекался английским боксом. Пушкин был отменным стрелком, мастером пистолета, попадал с 20 шагов пуля в пулю, не боялся бросать вызов любым соперникам, но в то время существовал дуэльный кодекс Российской империи, согласно которому дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому, кто первый раз держит пистолет в руках. Дуэлянт был способен лишь навести пистолет в сторону противника.
Добрый по натуре человек, Пушкин вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вёл себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. Не в вольнодумии и других высоких материях он обвинялся. В списках на одном из почетнейших мест он был в качестве карточного понтера и дуэлянта. Переходя границы шалостей и шуток, ссорился с человеком и … вызов на дуэль. И, конечно, это можно объяснить бунтом его вольной натуры, обиженной на безысходную незадачливость судьбы.
Во время дуэлей Александр Сергеевич ни разу не пролил кровь противника, за исключением последнего поединка. Пушкин никогда не стрелял первым , он, видимо, следовал высказанную им устами Моцарта принципу «гений и злодейство — две вещи несовместные».
Уже в семнадцать лет (в 1816 году) Александр вызвал на дуэль 40-летнего дядю по материнской линии П.И. Ганнибала, участника Отечественной войны 1812 года, за то, что тот во время очередного котильона отбил у него женщину. Дуэль не состоялась, так как дядя ответил на вызов пылкого племянника экспромтом:
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал!
1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер из-за шутливых стихов в его сторону («кюхельбекерно и тошно»). Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет. Последовали объятия и дружеское примирение.
В том же 1819 году Пушкин стрелялся с Кондратием Рылеевым. Поводом послужила сплетня, пущенная Толстым-Американцем: якобы «зарвавшийся» поэт Пушкин был вызван в Тайную канцелярию, где его по Высочайшему повелению императора тайно высекли. Дуэлянты стреляли в воздух.
Многие историки считают, что данная дуэль вообще не состоялась и была отменена (поэтому число состоявшихся дуэлей Пушкина в одних источниках дается как 5, в других 6).
Редкий год жизни проходил у Пушкина без вызова или поединка. Особенно много таких эпизодов было в период южной ссылки — в Кишиневе и в Одессе с 1820 по 1822 годы. Насчитывают не менее 15-ти «дуэльных историй». Кишиневские стычки не завершались дуэлями во многом благодаря губернатору Инзову, благоволившему к ссыльному поэту. Как только Инзов узнавал об очередной «дуэльной истории», тут же упрятывал Пушкина на гауптвахту, под домашний арест. Противника высылали куда-нибудь в другую губернию, тем дело и заканчивалось.
В 1822 году Пушкин путешествовал по Молдавии, остановился погостить в доме местного вельможи Тодора Балша. Александр Сергеевич оказывал знаки внимания жене хозяина Марии, и ей это нравилось, пока на горизонте не появилась другая – более привлекательная, светская дама. Мария не могла высказать свои претензии напрямую, но стала дерзка с поэтом, втравила в конфликт мужа. Дуэлянты промахнулись. Инзов посадил поэта под домашний арест.
1822 год. Пушкина в Кишиневе вызвал на дуэль подполковник Семен Старов: в одном из казино, где под полковой оркестр танцевала молодежь, Старов требовал играть кадриль, а Пушкин — мазурку. Оркестр исполнил просьбу Пушкина. Место для дуэли было выбрано в двух верстах от Кишинева. В то утро была сильная метель. Оба стреляли по 2 раза, сдвигая барьеры, но оба промахнулись. Хотели в 3-й раз, но секунданты воспротивились. Потом секундантам удалось примирить противников. Под конец жизни Старов признавался, что эта дуэль была «одна из самых капитальных глупостей в его жизни».
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Из-за чего? Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Зубов стрелял в Пушкина — промазал, а Пушкин от выстрела отказался
1837 год. Пушкина вызвал на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя послал приёмного сына — Жоржа Дантеса. Причина: Письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приёмного сына и «отказал им от дома». Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Дантес ранен в правую руку (пуля рикошетит от пуговицы на груди). В последующие дни кровотечение из раны Александра Сергеевича не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи, но их попытки были напрасными.
А. С. Пушкин умер в 14 часов 45 минут 29 января 1837 года (10 февраля по новому стилю)
Дмитрий Белюкин. Смерть Пушкина. 1986.
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни». Владимир Одоевский.
По желанию жены Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное в церкви Адмиралтейства, которую тогда называли Исаакиевским собором, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам. Очевидно, Николай I опасался беспорядков.
После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления во Псков. Сопровождал тело Пушкина А. И. Тургенев. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии, где за несколько месяцев до своей смерти похоронил мать. Возле ее могилы он, как бы предчувствуя свою кончину, и себе назначил место, сделавши за него вклад в монастырскую кассу.
Алтарь из лапидарного собрания ТМК
В котором часу Лермонтов прибыл в Тамань?
«На экскурсии нас часто спрашивают, в котором часу Лермонтов прибыл в Тамань 26 сентября 1837 года? Чтобы ответить на этот интересный вопрос, для начала нужно раскрыть историко-культурный контекст эпохи. Как передвигались люди во времена царствования Николая I?
В позапрошлом столетии в Российском Империи существовало два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Человек, которому по государственной (казённой) надобности предстояло ехать из одного города в другой, получал подорожную, — специальный документ, дающий право менять усталых лошадей на почтовых станциях на свежих, и за счет этого передвигаться быстрее. Один прогон от почтовой станции до другой составлял обычно 20-25 верст — в среднем, полтора часа пути. Проезд одной версты (1,06 км) обходился путнику по 2,5 копейки за каждую лошадь.
Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам личными сбережениями, причем обходились такие поездки куда дороже, чем казенные прогоны.
Тройка, отъезжающая от деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1832-1834.
Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку будет накладно», — сообщал своим читателям А.Н. Радищев.
Конечно, можно было путешествовать на своих (или «на долгих» лошадях), то есть запрячь собственных рысаков в личную повозку. Тогда дорожные траты минимизировались, но тогда путешествие превращалось в очень медленный способ передвижения. Поскольку лошадей не меняли, приходилось часто останавливаться на отдых и завистливо поглядывать на регулярный транспорт, весело рысящий мимо.
Путники тех лет обычно выезжали рано утром из Ставрополя, далее через почтовые станции Рождественскую и Каменобродскую к обеду приезжали в Прочноокопскую, проделав таким образом 80 верст.
Затем следовали 68 верст через Григориполисскую и Темижбекскую, и прибывали в Кавказскую, где устраивались на ночлег. Утром следующего дня путники выезжали и, через станции Казанскую, Тифлисскую и Ладожскую, прибывали в Усть-Лабинскую, где обедали. Далее проезжали 33 версты до станции, которая называлась Курень Карасунский и, проехав еще 27 верст, въезжали в город Екатеринодар (нынешний Краснодар). Снова ночевали.
На следующий день отправлялись в путь до Ольгинского редута (крепость Благовещенская), где проводили еще одну ночь в гостинице. «Верстах в 60 от Екатеринодара, — писал барон Дельвиг, — начинаются так называемые «плавни», которые тянутся на протяжении шестидесяти верст. Это низменное место, на котором растет высокий и толстый камыш. <…> Ямщичьи лошади по всей дороге от Ставрополя до Тамани очень хороши. В особенности превосходно возили в области Черноморских казаков. На протяжении дороги от плавней до Тамани я был поражен необыкновенным числом птиц, которые летали огромными стаями. Из них некоторые были очень большие: орлы, драхвы, пеликаны и др».
Самым утомительным был четвертый день. Оставшиеся 167 верст ехали почти без отдыха через станции Каракубанскую, Копыльскую, Калаусскую, Курчанскую, Темрюк, Пересыпскую. Затем дорога сворачивала и пролегала по берегу Таманского залива, через Сенную.
Не доезжая заштатного городка, существовала развилка: направо дорога вела к Фанагорийской крепости, налево в Тамань. В город чаще всего прибывали поздно вечером: измотанные и уставшие. Так вышло и с Лермонтовым, который приехал в Тамань 26 сентября 1837 года после 21 часа».
День воинской славы России.
2 февраля ежегодно в России отмечается День воинской славы, в память о победе в Сталинградской битве (2 февраля 1943 года).
Военная история России знает множество примеров мужества, героизма и воинской доблести. Но отдельного упоминания заслуживает битва, изменившая ход Великой Отечественной войны – битва за Сталинград (г. Волгоград).
17 июля 1942 года началось наступление фашистских войск на юг СССР. Цель сводилась к следующему: овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом и создать условия для окончания войны в свою пользу. Но планам врага не было суждено сбыться! Несмотря на значительное численное превосходство армии Германии, мужество советских воинов не было сломлено!
Буквально через четыре месяца советские войска дали решительный отпор врагу – 19 ноября 1942 года советские войска перешли в контр-наступление под Сталинградом.
2 февраля 1943 года окруженные фашистские войска были полностью разгромлены.
Победа под Сталинградом явилась результатом героизма советских войск. За боевые отличия, проявленные в ходе Сталинградской битвы, 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования, 55 – награждены орденами, 183 — преобразованы в гвардейские. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград. 112 наиболее отличившихся воинов стали Героями Советского Союза.
В честь героической обороны города советское правительство учредило 22 декабря 1942 года медаль «За оборону Сталинграда», которой награждены 754 тысячи его защитников.
В день Воинской Славы России, день окончания Сталинградской битвы, мы должны отдать дань памяти каждому погибшему советскому солдату в тех страшных боях и поблагодарить тех, кто дожил до наших дней.
Вечная Вам слава!
Итоги 2020 года.
2020 год был сложным для Туристической отрасли в связи с пандемией коронавируса. Несмотря на это, курорты юга России принимали гостей в течении всего летнего сезона,обеспечивая должный уровень безопасности в условиях сложной эпидемиологической обстановки. В сложных условиях пришлось работать и музейным учреждениям. Таманский музейный комплекс принял ряд мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции: обеспечивалось социальное дистанцирование, температурный контроль сотрудников и посетителей, а также контролировался режим ношения средств индивидуальной защиты на территории объектов комплекса. Статистика за 2020 год свидетельствует о сокращении числа неорганизованных посетителей, тогда как организованные туристические группы проявляли интерес к экспозициям Таманского музейного комплекса. Одним из самых популярных туристических маршрутов в 2020 году стал путь «Золотого кольца Боспорского царства», с каждым годом приобретающий всё большую популярность. Тамань стала ключевым пунктом на данном маршруте, привлекая своими уникальными характеристиками. Прежде всего, интерес вызывает древняя история Тамани, отражённая в экспозициях и собраниях ТМК.
К сожалению, в 2020 году Таманский музейный комплекс не смог организовать большую часть запланированных мероприятий ввиду ограничительных мер, несмотря на это, комплекс смог принять в своих залах около шестидесяти тысяч посетителей.
К истокам прошлого.
Новогодние каникулы в ТМК
Дорогие друзья, все новогодние праздники Таманский музейный комплекс работал для Вас. За это время музей посетили 864 человека, а также было проведено два онлайн мероприятия:
- Старая, старая сказка……
- Зимние забавы середины XIX века.
Будем рады видеть Вас в стенах нашего музея.
Старая, старая сказка…
Вот и наступили долгожданные, с детства любимые Новогодние и Рождественские праздники. С боем Курантов в дом вошла сказка в образе Деда Мороза и Снегурочки. Елочная мишура заискрилась множеством новогодних огоньков, которые будут радовать нас до самых крещенских морозов.
02
Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали яблоками, конфетами, орехами и изделиями из теста (что к концу новогодней ночи начисто съедалось или раздавалось детям). А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами, эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.
«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…».
(журнал «Северная пчела», 1841 г.)
Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства. Но уже с середины XIX века в России заработали специальные артели, которые занимались производством елочных игрушек из тяжёлого зеркального стекла (шары, бусы, сферические предметы в виде фонариков и сосулек), а также было налажено производство гирлянд, мишуры и дождика, сделанных из тонкой фольги.
«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».
(С. Потресов. «Рождественский рассказ»)
Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.
В конце 1930-х годов на елках появились герои детских сказок Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор, Красная Шапочка, Кот в сапогах, доктор Айболит, Иван Царевич… Все что происходило в нашей стране, находило отражение на лапах новогодней ёлки. Например, после премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В честь освоения Севера и космоса — фигурки полярников и космонавтов. В военные годы на елки вешали фигурки самолетов, танков, украшали военными погонами, фигурками, выполненными из подручных материалов: медицинских бинтов, ваты и капельниц. И даже продовольственная программа заняла свое место на праздничной ели в виде огурцов, помидоров, початков кукурузы и т.д.
В 70–80-е годы ХХ столетия самыми популярным новогодним украшением стали звезды, шишки, колокольчики, сосульки и домики.
Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше. Производство таких игрушек было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент, в основном, составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров (Деды Морозы и Снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
В XXI веке елку, наряду с фабричными изделиями из пластика, стало модно украшать игрушками ручной работы: из лоскутов фетра, вязанных из разноцветных ниток и сложенных из цветной бумаги. Но все равно, каждый год в канун Нового Года мы с особым трепетом и любовью достаем старинные шары и бусы, доставшиеся нам от бабушек и прабабушек.
В публикации использованы предметы из фонда ТМК.