Чернофигурная ойнохоя с изображением Диониса, восходящего на колесницу. Афины. 510 – 490 гг. до н.э.

Заметка

Мы представляем вам одну из вещей, обнаруженную в одном из погребений некрополя поселения Вышестеблиевская–14 и недавно поступившую в музейную коллекцию Тамани. Речь пойдет о великолепном сосуде, который мог бы занять достойное место в собрании любого музея мира. Это небольшой чернолаковый кувшин для вина — ойнохоя, тулово которого покрыто чернофигурной росписью. На изображении представлен древнегреческий бог виноделия Дионис, восходящий на колесницу, запряженную четверкой коней — квадригой. Ветви винограда с виноградными гроздями, обильно украшающими композицию это символы бога Диониса. Каждая деталь нанесенного рисунка выдает руку не простого ремесленника, а мастера. Изображенный на сосуде Дионис — божество древнее, хтоническое и неистовое; он олицетворял не только виноделие, но и связи с подземным миром, идеи смерти и возрождения. Такой Дионис нередко отождествлялся с Аидом, богом подземного царства.

Но вернемся к самой композиции. Бог восходит на колесницу, сжимая в руках поводья и хлыст. Однако лошади изображены не целиком, а только их крупы. Благодаря поиску аналогий вышеописанного сюжета Судареву Н.И. – к.и.н. (научный сотрудник Института археологии РАН г. Москва), при просмотре сотен греческих ваз удалось найти с точно таким же сюжетом – в Южно-Африканском музее в Кейптауне. Так же, как и на нашей ойнохое, на изображении из Кейптауна Дионис восходит на колесницу, так же он окружен ветвями винограда и, что особенно интересно – лошади изображены так же не целиком, а только их задние части!

При погружении в процесс исследования Сударев Н.И. пришел к заключению, что афинские художники, наряду с цельными изображениями, нередко делали парные сосуды: на одном была изображена левая часть композиции, а на другом сосуде – правая. И перед нами пример одной из таких работ. Ойнохоя относится к одной из работ художника, мастерской «мастера Афины» работавшего в 510 — 490 гг. до н.э.