Таманский талисман.

      Светлой памяти М.И. Лют (25.05.1933 -20.12.2011)

             Кто-то из великих сказал, что человек жив до тех пор, пока жива память о нем. 25 мая 2022 года исполнилось бы 89 лет замечательному человеку, ветерану культуры Темрюкского района, внесшей неоценимый вклад  в духовное развитие  нашего общества. Вспоминая Майю Ивановну,  в кругу друзей и коллег на душе становится теплее и  радостнее от того, что ты на протяжении многих лет близко знал ее и работал с ней.

         М.И.Лют  родилась в ст. Каневской, Краснодарского края, где в эти годы работали ее родители. Все детство Майи Ивановны прошло в окружении друзей и единомышленников  родителей – педагогов по профессии. Отсюда она пронесла любовь к литературе, к искусству, к истории. Творческая атмосфера, царившая в доме, пример отца и матери, людей разносторонних, увлекающихся музыкой, пением, театром. Мнение родителей всегда было критерием ее жизненной позиции. Они заложили высокий уровень требовательности Майи Ивановны к себе, к своим друзьям и коллегам.

Читать далее

         После окончания десятилетнего обучения в школе  Майя Ивановна поступает в Московский институт культуры и с успехом заканчивает его.

         В 1965 году Майя Ивановна в качестве заведующей отделом культуры начинает работать в нашем Темрюкском районе. С этого времени ее жизнь была связана с изучением культуры одного из уникальнейшего и интереснейшего историко-культурного региона Краснодарского края – Таманью. С самого начала ей была присуща широта культурных интересов. В равной степени ее привлекали и библиотечное дело, и клубная работа, и музейное дело, и археология.

         Благодаря ее настойчивости, бесконечному труду, повседневному старанию, усилию, последовательной работе на Тамани  в октябре 1976 года был открыт Дом музей М.Ю.Лермонтова, а спустя всего полгода в мае 1977 г. – археологический музей.

В 1977 году М.И.Лют становится первым заведующим Таманским отделом Краснодарского историко-археологического  музея-заповедника. Деятельность Майи Ивановны в качестве руководителя Таманского отдела вывела на качественно новый уровень научные исследования и создание новых экспозиций,  как по творчеству М.Ю.Лермонтова, так и по археологии. Под ее руководством на базе городища Гермонасса-Тмутаракань был создан музей под открытым небом, где разрабатывались методики реставрации, консервации и музеефикации  сохранившихся объектов.  Вся тяжесть административной, хозяйственной и финансовой деятельности отдела  в Тамани полностью легла на плечи Майи Ивановны.

Вникая в музейные проблемы и уходя полностью с головой, она смогла

сформировать  в Таманском отделе научный творческий потенциал: В.Н.Розов, Устаева Э.Р., Захаров В.А., В.Г.Малахова,  О.В.Богословский, с помощью которого был задан мощный научный импульс на годы вперед.

         Обладая качествами сильного и волевого человека, Майя Ивановна свою волю не распространяла на других, не подчиняла их себе. В работе она видела целое, связывающее людей, и заботилась именно о нем, о целом, ощущая себя частью.

         С 1991 года  Майю Ивановну мы вновь видим в отделе культуры в качестве ведущего специалиста по охране памятников Темрюкского района. Оглядываясь назад, невозможно представить, было работу по охране памятников без эрудиции, опыта и неиссякаемой энергии Майи Ивановны, ее незаменимых советов и высоких требований к уровню сохранения и спасения нашего культурного наследия. И чтобы не дать исчезнуть камням прошлого, которые ведут нас в будущее, Майя Ивановна старалась сберечь их для будущих поколений.

         Майя Ивановна по крупицам собирала и бережно хранила сведения о солдатах воевавших и погибших на Кубанской земле во время Великой Отечественной войны, воинах участвовавших в современных локальных конфликтах. Собранные ею материалы легли в основу  краевой  «Книги Памяти». Ее талант и природный ум не оставлял никого равнодушными  буквально ко всему,  будь то  проведение фестиваля «Таманская музыкальная весна»,  творческие встречи с ветеранами ВОВ, концерты, посвященные великим датам.

         Так уж заведено, жизнь человеческая обрывается, как песня! И за чертой отделяющей жизнь земную – человеческая память, оценка людей, потомков!

         Майя Ивановна оставила свой след на Земле в сердцах и душах своих друзей  и коллег!

День славянской письменности

      24 мая в России празднуется День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. Их деятельность по созданию первого славянского алфавита проходила во второй половине IX в. на территории Великой Моравии, куда они были приглашены для толковании Священного писания на родном для мораван языке.

«Кирилл и Мефодий». Икона Г. Журавлёва (1885). Самарский епархиальный церковно-исторический музей.

      До отправления византийской миссии “Солунских братьев” у славян еще не существовало азбуки, но, скорее всего, уже имели место быть попытки записи устной речи при помощи латинских и греческих букв. Сама азбука была создана в конце 863 года Кириллом при помощи Мефодия. При этом, древнейшие сохранившиеся славянские надписи и рукописи, относящиеся к X в. выполнены двумя графическими системами — кириллицей и глаголицей.

Сопоставительное изображение глаголицы и кириллицы

      Многие ученые считают, что Кирилл создал глаголицу, которую его современники и последователи стали называть кириллицей (по имени создателя). Впоследствии в Болгарии, один из учеников Мефодия, составил другую азбуку, вариантом которого пользуются и в наши дни. На настоящий момент она известна под названием кириллица. Из-за сложности написания и изучения глаголицы, созданной как азбука, предназначенная для написания священных книг, с конца IX века большее распространение получает кириллица, восходящая к широко известному греческому уставному письму, что в итоге постепенно приводит к полной замене глаголицы на кириллицу.

      С помощью созданной в IX веке азбуки начали перевод богослужебных книг, в первую очередь это Евангелие, а позже и Апостол, и Псалтирь. Именно язык этих переводов и называется старославянским языком. В дальнейшем, при использовании старославянской письменности, книжники изменяли его под местные особенности живой речи, что привело к появлению церковнославянского русского, сербского, болгарского и других изводов (вариантов).

      Жизненный подвиг Кирилла и Мефодия неслучайно приравнивают к апостольскому, именуя их «первоучителями» славян. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий были причислены в конце IX века. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века.

   Башчанская плита, XI век

       В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая. В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности». 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.)

«Ночь музеев -2022»

      Ежегодное яркое событие в Таманском музейном комплексе — акция «Ночь Музеев», которая была посвящена  народному искусству и нематериальному культурному наследия народов России, как и весь  2022 год, по Указу Президента РФ от 30.12.2021 г. № 745.

      На территории Дома-музея М.Ю. Лермонтова в течение дня для посетителей действовал вернисаж картин художников Тамани: Никитиной Е., Елисеенко А.В., Таранкевич А.В, Пойды Е.С, Пойды О.В.

      В археологическом музее работала фото-зона «В греческом зале», где каждый желающий мог сфотографироваться в традиционных древнегреческих одеждах в интерьерах музея. На подворье Дома-музея М.Ю. Лермонтова фотозона «У самовара» дала возможность окунуться в быт казаков XIX века: понять работу «кабыцы», взять в руки ухват, понять получения кипятка в самоваре, и др.

         В 18.00 час. состоялась презентация  книги  «Городишко. Комментарий к повести М.Ю. Лермонтова «Тамань»» заведующей литературным отделом Малаховой Валентины Григорьевны. Уникальность издания определяется новыми сведениями о пребывании поэта в «самом скверном городишке», а также богатым иллюстративным материалом, большая часть которого воспроизводится впервые. На ряд вопросов ответила Малахова В.Г. и всем, кто приобрел книгу, сделала дарственный автограф.

         Литературная гостиная «Нет в мире краше Родины нашей» продолжила вечер. Звучали стихи и проза великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, кубанского писателя Лихоносова В.И. и жителей станицы. Самодеятельные коллективы  Д/К «Юность»  своими выступлениями – казачьими песнями,  зажгли сердца гостей, показали красоту «балачки» местных жителей.

         Во время проведения Акции в  археологическом музее научными сотрудниками было проведено четыре театрализованных экскурсии, что привлекало и детей и взрослых.

Военное дело Боспора. Акинак.

    Акинак – это короткий (40-70 см) меч, применявшийся скифами в I тысячелетии до н.э. Помимо скифов, акинаки использовали также племена савроматов, саков, аргипеев и массагетов. C V в до н.э. данный тип меча начинает применяться греками на Боспоре. Акинаками пользовались и персы. Изображения персидских воинов с короткими мечами напоминающих акинаки известны на иранских рельефах времен Ахеменидов (династия царей Персидской империи в VI – IV вв. до н.э.).

     Преимущественно акинаки изготавливали из железа. Находят бронзовые или биметаллические экземпляры (составные части таких мечей сделаны из двух разных металлов, например, клинок отливали из железа, а рукоять была бронзовой). Большинство из них имели обоюдоострые клинки, по форме треугольные или с параллельными лезвиями, сужающимися к острию.

     Также отличительной чертой акинака является рукоять с характерными формами навершия и перекрестия. С течением времени формы перекрестия и навершия видоизменялись, одни типы сменялись другими. Сама рукоять зачастую имела прямоугольную форму, но иногда ее делали рельефной с одним или несколькими желобами. Навершия акинаков были как простых форм – овальные или прямоугольные, так и более сложных, например, в виде когтей животных. Перекрестия, в основном, были бабочковидные или почковидные.

     В скифском военном деле этот меч играл второстепенную роль. Скифы предпочитали тактику дистанционного боя. Они славились как отличные наездники и стрелки из лука, поэтому основу скифского войска составляла конница, вооруженная луками или метательными копьями (дротиками). Они атаковали противника издалека, забрасывая его градом стрел и копий. Ближнего боя скифская конница старалась избегать, предпочитая не приближаться к противнику на близкое расстояние. В связи с этим акинак был вспомогательным оружием, на случай ближнего боя, и скорее всего, в сражении использовался редко.

     Акинак применялся и в скифских ритуалах. Например, для скрепления клятвы или договора.

Программа акции «Ночь музеев» в Таманском музейном комплексе

     Уважаемые посетители! 21.05.22 пройдет всероссийская акция «Ночь музеев» в этот день вход в музей с 17 до 22 ч. свободный.

               Программа мероприятий в Таманском музейном комплексе:

      С 10:00 «Край мой казачий, родная Кубань» — выставка-вернисаж из личных коллекций художников Тамани.

      С 15:00 работают две фото-зоны: I. «У самовара» (на подворье музея «Домик М. Ю. Лермонтова») | II. «В греческом зале» (на площадке Археологического музея).
Удобная возможность сделать памятные снимки на фоне живых экспонатов.

      С 18:00 в литературной экспозиции музея М. Ю. Лермонтова — презентация книги В. Малаховой «Городишко. Комментарий к повести Лермонтова “Тамань”». В монографию вошли новые сведения о пребывании поэта в Тамани, а также уникальные фотоматериалы, опубликованные впервые.

    С 19:00 «Нет в мире краше Родины нашей» — литературная гостиная с участием коллективов художественной самодеятельности ДК «Юность».

   Научно-просветительский клуб «К истокам прошлого»

     Научно-просветительский клуб «К истокам прошлого» Таманского музейного комплекса продолжает свою работу.

     19 мая 2022 г. с воспитанниками казачьей школы ст. Тамань было проведено занятие на тему: «Казаки на фронтах победы», приуроченное 77 годовщине победы в Великой отечественной войне. Занятие провел  сотрудник ТМК Скобликов В.В.

История береговых батарей м. Панагия в годы Великой отечественной войны.

      В день Великой Победы мы вспомним славный путь 33-й и 743-й артиллерийских батарей, располагавших на мысе Панагия  в самые драматические годы Великой отечественной войны.

      Первая оборонительная трех орудийная артиллерийская батарея была сооружена на самом  краю Таманского полуострова в конце 30-х гг. XX в. Оснащение было  грозным: мощные 203 мм корабельные орудия могли стрелять на расстояние до 25 км. Орудия  8″/50 образца 1905 года разработаны фирмой Виккерса совместно с Обуховским сталелитейным заводом и устанавливались на броненосцы Российской Империи. Всего было изготовлено 71 орудие.

Читать далее

      Война пришла на Тамань уже летом 1942 года. В это время батарея входила в состав Керченской военно-морской базы, которая отвечала за оборону Таманского побережья — от мыса Ахиллеон до станицы Благовещенская.

     Летом 1942 года захватчики оккупировали Керченский полуостров и стали готовиться к переправе на Тамань.  Батарея мыса Панагия успешно вела огонь по неприятелю на Керченской стороне пролива, давая возможность советским войскам эвакуироваться из опасных районов. Так, в начале августа 33-я батарея, совместно с другими расчетами,  прикрывала прорыв азовской флотилии к Новороссийску, громя огневые точки и прожектора гитлеровцев. Всего с 3 по 13 августа смогли выйти через пролив 164 судна.

      Однако, уже к сентябрю оборона Тамани была прорвана. В ночь на 2 сентября 1942 года враг высадил десант на косе Тузла, что означало потерю Таманского берега. Командованием  Черноморского флота было принято решение оставить полуостров, эвакуация происходила от 33-й батареи и завершилась  в ночь на 5 сентября. Орудия 33-й батареи гитлеровцам не достались, эвакуация завершилась подрывом основных орудий.

      Оккупация Таманского полуострова длилась 1 год и 1 месяц, до 3 октября  1943 года, когда в результате Новороссийско-Таманской операции враг был выбит с Тамани, а к 9 октября и со всей Кубани.

      Вскоре был получен приказ передислоцировать на Тамань артиллерийскую батарею 167 отдельного артиллерийского дивизиона из Туапсе, укомплектованную четырьмя 130 мм орудиями, снятыми с погибшего от авианалета в октябре 1942 года  крейсера «Коминтерн», образовав 743-ю береговую батарею на мысе Панагия, практически  там же, где ранее располагалась – 33-я батарея.  Командовал батареей  капитан-лейтенант С.Ф. Спахов.  Основной задачей батареи была поддержка наступления советских войск на Керченский полуостров, а также прикрытие прохода судов в районе Керченского пролива.

      Уже весной 1944 года была освобождена Керчь, наступление развивалось в глубине Крымского полуострова, для развития наступления орудия 743-й батареи  были переданы в состав 163-го отельного артиллерийского дивизиона и перебазированы на остров Березань неподалеку от Очакова.

     

Остатки крейсера «Коминтерн»

Сейчас на южном берегу Таманского полуострова все ещё виднеются остатки бетонных укреплений 743-й береговой батареи, напоминая о подвиге защитников Тамани.

45 лет Таманскому археологическому музею

Ровно 45 лет назад в 1977 году в станице Тамань состоялось открытие небольшой археологической экспозиции. У истоков создания стояли М.И. Лют, О.В. Богословский, В.Н. Розов, Э.Р. Устаева. Именно благодаря их усилиям и энтузиазму была создана экспозиция послужившая основой для создания Таманского археологического музея. Первым научным сотрудником и автором первой экспозиции был В.Н. Розов. В основу были положены материалы из раскопок Таманского городища, проводимых А.К. Коровиной – зав. античным сектором ГМИИ им. А.С. Пушкина г. Москва. В 1988 году была открыта новая экспозиция «Археологические памятники Таманского полуострова» в обновленном здании, проектное решение которого было выполнено Санкт-Петербургскими архитекторами В. Гавриловым и З. Хохоевой. Музей условно разделен на два экспозиционных зала. В одном посетители знакомятся с историей археологических исследований и памятниками культуры, быта и религии Таманского городища VI в. до н.э. – сер. XVIII в. н.э. В другом – с историей древних городов-полисов и греков-переселенцев, обосновавшихся на Таманском полуострове с первой половины VI в. до н.э.

     Археологический музей объединяет вокруг себя все научно-исследовательские экспедиции, работающие на территории Таманского полуострова. Ежегодно в фонды Таманского музея поступают коллекции из раскопок Фанагории, Гермонассы – Тмутаракани, Патрея, Кеп, Ильичевского городища, мыса Рубан, Приазовского, с поселений Волна-1, Волна-6, Артющенко-1, Артющенко-2, Вышестеблиевская (памятники исследовались Кузнецовым В.Д., Финогеновой С.И., Устаевой Э.Р., Николаевой Э.Я. Абрамовым А.П., Завойкиным А.А., Сударевым Н.А., С.Л.Соловьевым, Ю.Б.Виноградовым, С. Кашаевым, Марченко И.И., Бочковым В.В., Успенским П.С., Соколовым П.М., Ильяшенко С.М., Житниковым В.Г, Безугловым С.И., Морозовой Н.С., Цокур И.В. и другими.). Коллекции содержат в себе прекрасные находки в экспозиционном отношении: терракоту, лекифы, чернолаковую керамику, монеты, печати, амфорный материал и пр.

     Поздравляем всех, кто в разные годы был причастен к созданию музея и пополнению его коллекций. А также всех сотрудников и всех неравнодушных граждан!

Москва. Тверская, дом 7.

      В Москве это здание является одним из самых узнаваемых. Когда-то здесь  располагалась городская усадьба Трубецких. В 1791 году Императрица Екатерина II выкупила эту землю и пожаловала её Московскому университету. На территории старой усадьбы  были построены университетская типография, книжная лавка и залы Московского университетского благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России начала XIX века.

     Читать далее


На чертеже показан фасад дома Университетского Благородного пансиона со стороны Тверской улицы.

«Заведение это пользовалось в то время прекрасною репутацией и особенными преимуществами. Оно помещалось на Тверской и занимало все пространство между двумя Газетными переулками (Старым и Новым, ныне Долгоруковским*), в виде большого каре, с внутренним двором и садом. Пансион назывался университетским только потому, что в двух старших его классах, V и VI, преподавали большею частью университетские профессора; но заведение это имело отдельный законченный курс и выпускало воспитанников с правами на 14-й, 12-й и 10-й классы по чинопроизводству. Учебный курс был общеобразовательный, но значительно превышал уровень гимназического. Так, в него входили некоторые части высшей математики (аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального исчисления, механика), естественная история, римское право, русские государственные и гражданские законы, римские древности, эстетика… в те времена, когда гимназии у нас были в самом жалком положении, Московский университетский пансион вполне удовлетворял требования общества и стоял наравне с Царскосельским Лицеем. При бывшем директоре Прокоповиче-Антонском и инспекторе — проф. Павлове** он был в самом блестящем состоянии».

                                                           (Аким Павлович Шан-Гирей)

Как вспоминали воспитанники пансиона, это было просторное и вместительное здание с большим двором для игр и прогулок. Устройство учебных классов и комнат было такое же, что и в главном университетском здании. В одной из ротонд помещался Актовый зал, где происходили пансионские торжественные акты, заседали литературные общества и кружки. В другой ротонде с 1820-х гг. была открыта церковь.

       На рисунке представлена реконструкция внешнего вида здания пансиона, выполненная художником Б.С.Земенковым.

      Среди множества выпускников пансиона, оставивших заметный след в истории России, стоит отметить А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского,  В.Ф.Одоевского,  М. Ю. Лермонтова.

       После декабрьского восстания 1825 года, в котором активное участие принимали многие бывшие учащиеся пансиона, учебное заведение было лишено многих государственных привилегий и к началу 20-го века пришло в совершеннейший упадок.

      «В то время (в 1828, 1829, 1830 годах) в Москве была заметна особенная жизнь и деятельность литературная… М. Г. Павлов, инспектор Благородного Университетского пансиона, издавал «Атеней»*; С. Е. Раич, преподаватель русской словесности**, издавал «Галатею»; пример наставников, искренно любящих науку и литературу, действовал на воспитанников… <они> также издавали журналы, разумеется, для своего круга и рукописные; я помню, что в 1830 году в Университетском пансионе существовали четыре издания: «Арион», «Улей», «Пчелка» и «Маяк». Из этих-то детских журналов, благородных забав в часы отдохновения, узнал я в первый раз имя Лермонтова, которое случалось мне встречать под стихотворениями, запечатленными живым поэтическим чувством, и нередко зрелостью мысли не по летам. (Семен Егорович Раич)

         В 1830 г., после посещения Николаем I Благородного пансиона,  он был переформирован в 1-ую Московскую Дворянскую гимназию, а в 1833 г. — в Дворянский институт.

      После старинное здание было выкуплено крупнейшим в стране страховым обществом «Россия» и снесено с целью строительства на его месте большого доходного дома. Строительство было начато в 1915 году, но дальнейшие события 1917 года не дали закончить стройку.

      Только через 10 лет было принято решение о строительстве на его месте Центрального телеграфа и телефонной станции по проекту И. И. Рерберга.

      Открытие Центрального Телеграфа состоялось в ночь с 10 на 11 августа 1929 г.

        Во время Великой Отечественной войны Центральный телеграф обеспечивал круглосуточную бесперебойную телеграфную связь для руководителей страны. Именно в этом здании находилась легендарная радиостудия № 4, из которой на всю страну вел свои передачи Юрий Левитан.

     Сегодня Центральный телеграф утратил свое значение как узел связи и готовится к масштабной реставрации.

     Один из конкурсных проектов по реконструкции Центрального телеграфа.