Моливдовулы

      Памятники сфрагистики представляют особый интерес среди исторических источников. Сфрагистика — это отдельная вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, штампы и оттиски.

     В Таманском музейном комплексе представлена обширная коллекция сфрагистики, где особое место занимают моливдовулы VIII –XII вв. Моливдовул (ср.-век. греч. μολυβδόβουλλον, от греч. μόλυβδος – сви­нец и ср.-век. лат. bulla – пе­чать) представляет собой подвесную свинцовую печать и является частным случаем буллы, так как печати могли изготавливаться из различных металлов.

       Печать Антония, раскопки Богословской И.В. городище Гермонасса-Тмутаракань.

Читать далее

      Сама основа не была уникальной, так как свинцовые диски изготавливались массово: при создании болванки посередине проделывался сквозной канал, в который затем продевались концы тесьмы (шнура), перевязывался и прошивался документ. Оттиск делался в последний момент специальными щипцами (бул­ло­ти­ри­й), у них на внутренних площадках были нанесены изображения. Этот процесс выглядел следующим образом: щипцами зажималась болванка, в которую уже были продеты концы тесьмы, после чего молотком по буллотерию наносился удар. В результате на диске образовывался оттиск, а также надежно зажимались концы тесьмы, запечатывая документ.

      Содержание печати зависело от его владельца, однако существовали определенные устоявшиеся типы изображений. В ранневизантийское время особо распространены были крестообразные монограммы, изображения святых,  креста в различной форме и, конечно же, имя и титул владельца буллы.

      Данный тип источников позволят персонифицировать историю, наполнить её конкретными историческими личностями или расширить знания о деяниях тех или иных лиц, известных по другим письменным источникам.

      В Таманском музейном комплексе хранится около сотни моливдовулов как известных политических и церковных деятелей, так и простых чиновников, имена которых сохранились лишь в виде оттиска на свинце.

      Заготовка для моливдовула из собрания ТМК

      Среди булл значимых личностей стоит выделить моливдовулы  архиепископа Зихии Антония. Архиепископ Антоний был выдающимся церковным деятелем XI столетия, его имя упоминается в документах синодов Константинопольских патриархов, в сентябре 1039 г. и июле 1054, что свидетельствует о его высоком статусе в православной церкви того времени.

Уважаемые посетители!
    Таманский музейный комплекс открывает для вас свои двери с 23 ноября.
    При входе в музей вам необходимо будет предоставить действующий QR-код, оформленный на сайте «Госуслуги» b подтверждающий вакцинацию против COVID-19 или перенесённое заболевание.
    Также просим Вас использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, респираторы).Решение об использовании масок детьми до 7 лет остаётся на усмотрение родителей.

Амфора

     Амфора это сосуд с двумя ручками, тулово которого расширено в верхней части и сужено в нижней. Обычно эти сосуды изготавливались из глины.

     Благодаря сохранившимся клеймам на ручках и тулове сосудов, исследователи устанавливают греческие центры производства амфор. При археологических раскопках древнегреческих городов Азиатского Боспора(Таманского полуострова) были найдены амфоры, производившиеся на территории ремесленных мастерских Хиоса и Фасоса, а также Книда, Коса, Пароса, Гераклеи Понтийской, Синопы и Менд.

      Остродонная амфорная тара является наиболее удобным сосудом для транспортировки. В них, на территорию Таманского полуострова привозили вино и оливковое масло. Иногда в амфорах доставлялись консервированные оливки, о чем свидетельствуют надписи на сосудах.

      В боспорских гончарных мастерских изготавливали сосуды, необходимые для рыбной промышленности и винодельческого промысла, для хранения и транспортировки зерновых продуктов. На Тамани, в грунтовых и курганных могильниках были найдены захоронения младенцев в амфорах. Кроме того, при захоронении, амфоры могли использоваться также и как жертвенник — эсхара.

      В нашей экспозиции представлена амфорная тара с клеймами с территории Гераклеи, Фасоса,Хиоса, Родоса и Синопы.

О режиме работы

Уважаемые посетители!

      Музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына закрыт для посещения до 21 ноября 2021г.

      В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2021 № 789 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Юбилей Валентины Григорьевны Малаховой

      Сегодня свой юбилей отмечает Заслуженный работник культуры Кубани Малахова Валентина Григорьевна.  С 1977 года работает она в Доме-музее им. М.Ю. Лермонтова в Тамани.

      Она — образец подлинного служения музейному делу, пример того, как надо работать на благо сохранения памяти о русском поэте М.Ю. Лермонтове.

      При ее непосредственном участии была  реконструирована экспозиция подворья черноморского казака Федора Мысника в Тамани, открыта литературная экспозиция «Две поездки М.Ю.Лермонтова на Кубань в 1837, 1840 г.»,  «Живописное наследие М.Ю. Лермонтова».

      Уважаемая Валентина Григорьевна, коллектив Таманского музейного комплекса желает Вам крепкого здоровья, радости и вдохновения, новых ярких открытий в профессиональной деятельности. Благополучия Вам и вашим близким.

         С днем рождения!

Режим работы музея в период с 25 октября по 1 декабря 2021 года

      Уважаемые посетители Таманского музейного комплекса, с 30 октября по 7 ноября 2021 года музеи принимать посетителей не будут! Дополнительные сведения о режиме посещения музея можно получить по телефону +7 (861) 483-13-27 

      Также уведомляем вас, что посещение музея гражданами старше 18 лет с 25 октября по 1 декабря 2021г. возможно только:

  · по действующему QR-коду, оформленному на сайте «Госуслуги» и подтверждающему вакцинацию против COVID-19 или перенесённое заболевание;

· по медицинскому документу, подтверждающему вакцинацию;

· по медицинскому документу, подтверждающему перенесенный COVID-19 не более шести месяцев назад;

· по справке о медицинских противопоказаниях к вакцинации

Справки с результатами ПЦР-тестов не являются основанием для посещения.

Земледелие Боспора

     В экономике Боспорского государства (основанного греческими переселенцами в V в. до н.э. на берегах Керченского пролива), доминирующее место занимало земледелие.

Зерновой хлеб был основным предметом экспорта и от него всецело зависел уровень благосостояния боспорян. Поля периодически оставляли под паром, сеяли яровые и озимые. Землю перед посевом вспахивали с помощью деревянного плуга с железным наральником, который тянула упряжка волов. Для уборки урожая пользовались железными серпами и косами. Скошенные хлеба молотили с помощью волов и лошадей, которые ходили по кругу и копытами выбивали зерна из колосьев. Провеянное зерно ссыпали в зерновые ямы или пифосы. Для приготовления муки зерно растирали на каменных жерновах. Основными культурами были пшеница, ячмень, просо.

 

       В эллинистическое время на Боспоре широкий размах приобретает развитие виноградарства и виноделия. Раскопками на городищах Гермонасса, Фанагория, Кепы, Патрей и др. обнаружены винодельни, в которых перерабатывалось на вино большое количество винограда. Это свидетельствует о производстве рассчитанном на торговый сбыт, т.е. виноградарство и виноделие наряду с хлебом было важной статьей в боспорской экономике. О развитии земледелия и виноделия говорит и почитание культов Деметры и Диониса.

      В VI в. до н.э. на территории Азиатского Боспора появляются первые древнегреческие поселения и города. Одним из них является древнегреческий город Гермонасса, который находился на территории современной Тамани.

      В V-III вв. до н.э. Гермонасса была значительным и благоустроенным городом, в котором находились величественные храмы. Свидетельством тому являются посвятительные надписи, найденные на Тамани. Они были обнаружены в разное время, как случайные находки, так и в ходе археологических раскопок.

Рис. №1 Капитель ионического ордера. IV в. до н.э. Известняк. Гермонасса.

Читать далее

      Особое место в городе занимал культ бога Аполлона — одного из богов древнегреческой религии и эпоса, сын бога Зевса и титаниды Лето, брат богини Артемиды. Аполлон у древних греков являлся божеством солнечного света, покровителем муз. Его часто представляли и как бога-целителя. Отсюда и эпитет Аполлона — Врач.

      На территории Гермонассы находился храм Аполлона, чему свидетельствуют находки отдельных архитектурных деталей. При раскопках древнего города была обнаружена капитель ионического ордера, датируемая IV в. до н.э. О том, что на этой территории был храм на что указывает надпись на постаменте под статую с упоминанием жреца Каллона: «В царствовании Перисада, сына Перисада, Каллон, сын Каллона, окончив срок своего жречества, посвятил статую Аполлону Врачу». Надпись датируется II в. до н.э.

      В Гермонассе поклонялись не только Аполлону Врачу, но и Аполлону Дельфинию. Под этим эпитетом Аполлон почитался как охранитель дорог, путников и мореходов, являясь покровителем мореплавания и укротителем морских бурь. Жители Гермонассы тесно связанные с морем, при отправлении в далекий путь, приносили жертву в честь Аполлона Дельфиния, а богатые купцы и судовладельцы ставили статуи, о чем свидетельствует надпись, датированная IV в. до н.э.: «Федим, сын Фениппа, посвятил… Аполлону Дельфинию… при Левконе, архонте Боспора и Феодосии и при царе синдов, торетов, дандариев и псессов».

      О существовании культа Аполлона в Гермонассе также свидетельствует и надпись обнаруженная в 1929 г. на Тамани: «Местор, сын Гипосфена, отправив должность агонофета, посвятил за отца Аполлону при Перисаде, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов и всех маитов». Агонофет – должность судьи на спортивных состязаниях — агонах, которыми сопровождались различные религиозные празднества. Поскольку выше приведенная надпись из Тамани посвящена богу Аполлону, то можно говорить о том, что агоны в Гермонассе в IV в до н.э. проводились в связи с культом этого божества.

Рис. №2 Посвятительная надпись Аполлону. Вторая половина I в. до н.э. Мрамор. Тамань, случайная находка 2003 г.

Войсковые регалии Кубанского казачьего войска

        История кубанского казачества неразрывно связана с войсковыми регалиями. Они – символ доблести, героизма и чести. Церемониалы с регалиями входили в систему нравственного и патриотического воспитания казаков. Процесс формирования казачьих регалий продолжался на протяжении XVIII — XIX веков. Заслуги и подвиги черноморского, а затем и кубанского казачества в военном деле во все времена отмечались российскими царями и несли на себе печать высочайшей милости.

      Кубанские казачьи регалии можно условно разделить на несколько групп. Самая значимая часть регалий – это войсковые знамена, в том числе георгиевские, куренные и полковые знамена, штандарты.

Читать далее

      В составе регалий насчитывалось несколько десятков царских грамот, которые подтверждали ратные подвиги войска. Коллективной наградой служили наградные трубы и серебряные литавры, используемые в торжественных случаях.

      Представлены и символы атаманской власти. К ним относятся булавы, насеки, бунчуки, печати, перначи.

      Бытовые предметы, которые были символами царского внимания к казакам — кинжал императора Александра II, мундир и шашка великого князя Михаила Николаевича, блюдо и солонка, подаренные Екатериной II.

      Основная реликвия Кубанского казачьего войска — Жалованная грамота императрицы Екатерины II, дарованная казакам в 1792 году.

       В 1920 г. регалии были вывезены в Сербию, где до 1944 г. экспонировались в Военно–историческом музее г. Белграда. В 1949 г. регалии были доставлены в США, где экспонировались в казачьем музее в штате Нью-Джерси. В 2007 – 2008 гг. часть коллекции была возвращена на Кубань при активном участии губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева и комиссии по возвращению регалий.

      В настоящее время достояние кубанских казаков хранится в Краснодарском государственном историко-археологическом музее- заповеднике имени Е.Д. Фелицына, и увидеть его теперь может каждый желающий.