Николай I и М.Ю. Лермонтов

      Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова приходятся на годы правления Николая I, который сыграл немаловажную роль в судьбе поэта.

Читать далее

      Впервые М.Ю. Лермонтов мог увидеть Николая I в 1830 году, когда учился в Московском Университетском Благородном пансионе, а впоследствии  во время учебы в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, и во время службы на Кавказе.

          Николай I был равнодушен ко всякому роду художественной словесности, но после того, как император получил стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», переданное шефом корпуса жандармов А.Х. Бенкендорфом, эмоциональность по поводу Лермонтова стала понятна. Императора разгневали последние строки стихотворения, в которых ответственность за гибель А.С. Пушкина возлагалась на аристократию.  Николай I даже послал к Лермонтову доктора «удостовериться, не помешан ли он».  Стихотворение «Смерть поэта» стало причиной первой ссылки Михаила Юрьевича.

          По возвращению из ссылки Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени». Николай I,  прочитав вторую часть романа, понял, что Лермонтов не исправился.  И после громкой  истории  вокруг  дуэли  с де Барантом  вынес окончательное решение по делу о суде над М.Ю. Лермонтовым. Он отменил решение о трехмесячном аресте и приказал ограничиться только переводом из гвардии в пехотный полк. Таким образом, он смягчил наказание Лермонтову, но  велел не поощрять его за боевые заслуги. На представление к ордену Святого Станислава 3-й степени за храбрость, проявленную Лермонтовым в сражении при реке Валерик, наложена резолюция — не «изволил изъявить монаршего согласия». А затем вычеркнули из списков награжденных, как опального поэта в представлении к награде за осеннюю экспедицию 1840 года.

      Узнав о смерти М.Ю. Лермонтова на дуэли с Н.С. Мартыновым, император произнес: «… тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

портрет Лермонтова.

      Самый ранний портрет Лермонтова  выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным.  3-4-летний мальчик изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, левой  держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос.
Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Оттуда – в Государственный литературный музей, где и находится по сей день.

«Лермонтов в портретах»

      29 июня Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани открывает выставку под открытым небом «Лермонтов в портретах». Специалисты утверждают, что ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о его внешнем облике, но что будет, если показать целую галерею? А если добавить свидетельства современников, знавших поэта лично? Удастся ли человеку из XXI века получить представление о том, как на самом деле выглядел Лермонтов?

      Автор и куратор проекта, старший научный сотрудник музея Валентина Малахова, приглашает гостей выставки составить собственное мнение и выбрать тот портрет, который, по их мнению, наиболее соответствует их личным представлениям.

      Посетители увидят восемь прижизненных и восемь посмертных изображений поэта, узнают историю создания этих портретов, а также познакомятся со свидетельствами современников, описавших наружность Лермонтова.

      Отдельное место занимает ранее не выставлявшийся портрет М.Ю. Лермонтова, работы его однополчанина по службе на Кавказе. Данное изображение было обнаружено недавно в частной коллекции в Абхазии. Историю обретения этого прижизненного портрета гости узнают из информационной таблички, сопровождающей изображение. Несмотря на то, что специалистам еще предстоит атрибутировать портрет молодого Лермонтова, куратор проекта нашла возможным показать эту уникальную находку. «Абхазский портрет поэта» экспонируется отдельно и является семнадцатой по счету работой, представленной на выставке.

       Для посещения выставки «Лермонтов в портретах» не требуется покупки отдельного билета. Достаточно купить единый входной билет в музей, куда также входят посещение мемориального подворья «Домик Лермонтова» и двух постоянных экспозиций — литературной и художественной. Выставка «Лермонтов в портретах» продлится до 15 сентября.

Видео-приветствие Малаховой.

 

День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) — 12 июня

     12 июня 1990 года на первом Съезде народные депутаты РСФСР приняли декларацию о государственном суверенитете страны, в которой было провозглашено главенство Конституции России. Страна стала называться Российской Федерацией. С тех пор представители разных национальностей отмечают эту дату.

 

Переход на летний режим работы в Таманском музейном комплексе

       Уважаемые посетители, Таманский музейный комплекс с 15 июня переходит  на летний режим работы.

       Телефон для справки: +7 (861) 483-13-27. 

Летний режим работы: с 10 00 — до 1800  без перерыва на обед
(касса до 1730),
 по четвергам с 10 00 — до 2000  без перерыва на обед
(касса до 1930),
выходной деньпонедельник

летний режим работы действует в период  с 15.06 по 15.09

«Заветы доброй старины»

       В жизненном укладе существуют правила использования и хранения рушника.
— Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой.
— Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи.
— Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.
— Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).
— На свадебных рушниках вышивают птиц парами, например сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).
— Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.
— Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника.
— Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место. Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.
— После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.
— Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.
— Рушники не берут напрокат – вы же судьбу не берете напрокат.

Читать далее

  У каждого рушника своя история… И пусть сейчас рушники не используют так широко в обиходе, но и  в ХХI веке рушник жив, мы видим его на свадьбах, в церквях, в домах.

      В фондах Таманского музея хранится коллекция рушников конца XIX-XX века. Вышиты они  мастерицами из разных уголков нашей огромной, многонациональной страны. Большей частью переселенцами из Запорожской, Полтавской и Черниговской губернии.

Забота об экологии начинается с каждого

      Сегодня вопросы экологии, защиты окружающей среды выдвигаются на первый план среди глобальных приоритетов мирового сообщества. Прочно утвердилось сознание того, что сохранение и оздоровление среды обитания являются неотъемлемыми условиями устойчивого развития качества жизни людей.

      Международные организации всерьез обеспокоены экологической проблемой. Проводятся многочисленные мероприятия и акции. Не прекращается подписание международных договоров о сотрудничестве в экологической сфере. С каждым годом в экологическом календаре появляются новые даты, посвященные защите лесов, океанов, рек, животных и пр. Все это совершается для того, чтобы пробудить в каждом человеке желание охранять и заботиться о природе! 5 июня был Всемирный день окружающей среды, а сегодня – 8 июня – Всемирный день океанов.

Читать далее

Сотрудники Таманского музейного комплекса в знак заботы и поддержки нашей экологии, вышли на субботник, а также провели озеленение прилегающей к музею территории. Теперь красивые розы при входе будут радовать наших посетителей.

Пушкин в Тамани

      Это строки А.С. Пушкина из чернового варианта «Путешествия Онегина», автор отправляет своего  героя дорогой, по которой проехал сам. В 1820 году Пушкин направлен в южную ссылку, где пробыл четыре года. Гений  поэта даже это изгнание сумел обратить себе на пользу и получить от южной ссылки массу разнообразных впечатлений. Пушкин  путешествует вместе  Раевским. Поездка из Кавказа  в Крым пролегала по Кубанской кордонной линии, она произвела на Пушкина сильное впечатление. «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом: вечно готовы драться: в вечной предосторожности!»- писал Пушкин брату.

Читать далее

      Вечером 13 августа  Пушкин с Раевским прибыли в Тамань.  В то время на подворье Покровской церкви в Тамани находился Тмутараканский камень,  о котором многие писали. Образованные люди того времени были втянуты в споры, разгоревшиеся вокруг этого удивительного памятника. Уже знали о Мстиславе Тмутараканском, построившим в своей столице церковь в честь победы над касожским князем Редедей. Знали и о местоположении Тмутаракани в районе Тамани.

      О Тмутаракани и Мстиславе в эпилоге «Кавказского пленника» Пушкин пишет:

    14 августа 1820 года в крепости Фанагория был устроен для всего семейства Раевских и Пушкина прощальный чай.  На следующий день Пушкин и Раевские покинули Тамань. Уже после отъезда поэт писал брату: «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма. Морем приехали мы в Керчь».