В вышедшей в 1847 году книге «Руководство к познанию Кавказа» Михаил Селезнев писал: «Здесь [в Тамани] устроена деревянная пристань для мелких судов; за ней стоит каменная таможенная будка и дом гребцов Азовских баркасов» .

Другой очевидец замечает: «Возле самой пристани, на которую вы взошли с парохода, на деревянном столбе означен герб и под ним подпись: “город Тамань”, это есть единственное доказательство, что вы находитесь в городе — все окружающее вас не имеет ничего городского, и не будь этого столба вы наверное подумали бы, что находитесь в какой-нибудь бедной малороссийской деревушке. <…> …Прежнее величие кануло в вечность».

Подпоручик Андрей Сухомлинов, составитель лоций Азовского моря и Керчь-Еникальского пролива свидетельствует: «Глубина у оконечности пристани в Тамани 51/2 фут (1 м 67 см. — В. М.); хорошее якорное место в трех кабельтовых (500 м. — В. М.) от пристани на 141/2 футах глубины, грунт — ил с травою. Водою в Тамани наливаться весьма трудно, потому что вода в колодезе близ берега соленая, а хорошая далеко за городом».

Из книги «Городишко. Комментарий к повести Лермонтова
«Тамань»». На фото 1911 года вдали виднеется та самая пристань.

Лермонтов Юрий Петрович — отец поэта Михаила Юрьевича Лермонтова

Лермонтов Юрий Петрович — отец поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, родился в 1787 году.

     Юрий Петрович, решив посвятить себя военной службе, поступил  в Петербургский  Первый кадетский корпус. В 1804 году в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем, в 1811году по болезни вышел в отставку в чине капитана, поселившись в с. Кропотово, Тульской губернии. В 1812 году вступил в тульское дворянское ополчение,  позже,  непродолжительное время, находился на излечении в Витебске.

     Бывая у своих соседей в с. Васильевском, познакомился с Марией Михайловной Арсеньевой. Красивый молодой человек с блестящими столичными приемами, он произвел на Марью Михайловну сильное впечатление. Знакомство кончилось браком, несмотря на сопротивление матери, считавшей этот брак неравным… После свадьбы молодая семья Лермонтовых поселилась  в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта складывалась не совсем удачно, ее нельзя назвать счастливой. После смерти  жены в 1817 году отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово, а сына оставил на воспитание бабушке, согласно условию, поставленному ею в завещании.

      С сыном Юрий Петрович виделся не часто:  в Кропотове в 1827 году  и  в Москве. Вспоминая одну из таких встреч, Лермонтов писал тетушке М.А. Шан-Гирей в декабре 1828 года: «Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего портфеля… слава богу! что такими любезными мне руками!»  Разлука тяжело переживалась и отцом и сыном. Свои чувства к отцу М.Ю. Лермонтов выразил в стихотворениях «Ужасная судьба отца и сына», «Эпитафия», «Я видел тень блаженства; но вполне …», » Пусть я кого-нибудь люблю…».  Семейные ссоры и передряги поэтом  описаны в юношеских драмах  «Люди и страсти», «Странный человек». Лирические произведения Лермонтова и  драмы объединены темами несчастного и вместе с тем очень сильного, искреннего чувства любви героя  к отцу.

     Юрий Петрович трепетно следил за успехами сына, он смог рассмотреть в нем удивительный талант.   Не сохранилась переписка Михаила Юрьевича с Юрием Петровичем, из которой мы, возможно, многое узнали бы об истинных отношениях, которые существовали между отцом и сыном. Но осталось духовное завещание Юрия Петровича, в котором он с любовью обращается к сыну: «…ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное; это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце… Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание. Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою.

     Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и Бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоем ко мне ничего не потерял…»

       Умер Ю.П. Лермонтов 1 октября 1831 года.

      Ежегодно  в Тамани 15 октября отмечается в музее день рожденья М.Ю. Лермонтова. К этому дню в районной газете «Тамань» опубликована статья Валентины Григорьевны Малаховой.

День освобождения Краснодарского края и завершение битвы за Кавказ в годы ВОВ

      9 октября 2022 года – день освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков (1943 год).

      С 25 июля по 31 декабря 1942 года немецкие войска на Кубани наступали. Им удалось взять целый ряд городов: Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элисту, Моздок и часть Новороссийска.

      С 31 декабря 1942 года советские войска начали контрнаступление, отвоевали обратно территории, заставив немецких оккупантов отступать. Мужественно оборонялись жители Кубани в составе советских войск и в партизанских отрядах, сформированных по всему  Краснодарскому краю и Адыгее. В ходе Краснодарской операции  12 февраля был освобожден г.Краснодар, что стало кульминационным событием в освобождении Кубани. Противник оказывал яростное сопротивление, отступая  к низовьям Кубани и на Таманский полуостров. Только к началу мая 1943 года советская армия Северо-Кавказского фронта вышла к Таманскому полуострову, где встретила упорное сопротивление врага на «Голубой линии», проходившей от Азовского моря до Новороссийска. 9 сентября началась Новороссийско-Таманская операция, в результате которой была прорвана «Голубая линия» противника  и 16 сентября освобожден Новороссийск. Войска Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с авиацией, Черноморским флотом и Азовской военной флотилией освободили ст. Тамань 3 октября, а 9 октября 1943 года полностью очистили от оккупантов Таманский полуостров, завершив героическое освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

     Таманский музейный комплекс публикует документы 1943 года, свидетельствующие о  преступлениях нацизма конкретно в ст. Тамань, в которой немецкая оккупация длилась один год, один месяц и один день. За это время было угнано на работы в Германию 398 человек, расстреляно почти 150 человек мирных жителей, среди которых 29 детей в возрасте до 15 лет, в том числе трое грудничков.

     

 

     Мыслители всех времён подчеркивали высокое общественное значение учителя.  «Сеятели разумного, доброго, вечного,»  – говорят об учителях.  От них – всё лучшее в человеке.

      В Древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю: «…Он был отцам отец и учителям учитель…  неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник….».

      В этот день хочется вспомнить слова великих людей об учителях.

      Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

     Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910, российский писатель).

     Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.

     Альберт Эйнштейн (1879 -1955, немецкий физик).

      Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать.

     Абрахам Джошуа Гешель ()

     Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933, русский и советский государственный деятель, писатель, искусствовед)

     Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ.

     Михаил Иванович Калинин (1875 – 1946, российский, советский государственный и партийный деятель).

     Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.

      Шарлотта Бронте (1816 — 1855, английская писательница)

     Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.

      Виктор Гюго (1802 — 1885, французский писатель)

      Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, — это чересчур торопиться. Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.

      Жак Жак Руссо (1712 — 1778, французский философ и писатель)

     Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело.

       Антон Павлович Чехов (1860 — 1904, русский писатель)

 

День машиностроителя

      В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают машиностроители России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Праздничный день был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».

      На протяжении всей истории человечества люди пытались облегчить ручной труд. Не только, чтобы сохранить силы, но и для того, чтобы сделать процесс более эффективным. Знания накапливались и в XVIII—XIX веках произошла промышленная революция, в ходе которой осуществился переход от ручного труда к машинному. Это коснулось всех областей жизни человека и на настоящий момент машиностроение — это не только станки, и оборудование, но и автомобили, ядерные реакторы, подводные лодки, это космические корабли, пылесосы и стиральные машины.

      Таманский музейный комплекс поздравляет всех работников этой отрасли с их профессиональным праздником!

Ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности

      Ежегодно в первое воскресенье сентября отмечается День работников нефтяной и газовой промышленности, в этом году он выпал на 4 сентября. В это день свой профессиональный праздник отмечают представители разнообразных газовых и нефтяных специальностей: геологов и буровиков, разработчиков и строителей, транспортников, технологов; всех тех, кто связал свою судьбу с нефтяной и газовой промышленностью.

      Свою историю праздник ведет еще с советских времен. Статус государственного он получил 1 октября 1980 года по указу Президиума Верховного Совета СССР. Сегодня День работников нефтяной и газовой промышленности отмечают в некоторых бывших советских республиках, газовые коммуникации которых создавались в рамках единой системы СССР.

     Нефтяная промышленность, являющаяся одной из основных отраслей тяжелой индустрии, включает разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, а также трубопроводный транспорт нефти.