В котором часу Лермонтов прибыл в Тамань?
«На экскурсии нас часто спрашивают, в котором часу Лермонтов прибыл в Тамань 26 сентября 1837 года? Чтобы ответить на этот интересный вопрос, для начала нужно раскрыть историко-культурный контекст эпохи. Как передвигались люди во времена царствования Николая I?
В позапрошлом столетии в Российском Империи существовало два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Человек, которому по государственной (казённой) надобности предстояло ехать из одного города в другой, получал подорожную, — специальный документ, дающий право менять усталых лошадей на почтовых станциях на свежих, и за счет этого передвигаться быстрее. Один прогон от почтовой станции до другой составлял обычно 20-25 верст — в среднем, полтора часа пути. Проезд одной версты (1,06 км) обходился путнику по 2,5 копейки за каждую лошадь.
Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам личными сбережениями, причем обходились такие поездки куда дороже, чем казенные прогоны.
Тройка, отъезжающая от деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1832-1834.
Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку будет накладно», — сообщал своим читателям А.Н. Радищев.
Конечно, можно было путешествовать на своих (или «на долгих» лошадях), то есть запрячь собственных рысаков в личную повозку. Тогда дорожные траты минимизировались, но тогда путешествие превращалось в очень медленный способ передвижения. Поскольку лошадей не меняли, приходилось часто останавливаться на отдых и завистливо поглядывать на регулярный транспорт, весело рысящий мимо.
Путники тех лет обычно выезжали рано утром из Ставрополя, далее через почтовые станции Рождественскую и Каменобродскую к обеду приезжали в Прочноокопскую, проделав таким образом 80 верст.
Затем следовали 68 верст через Григориполисскую и Темижбекскую, и прибывали в Кавказскую, где устраивались на ночлег. Утром следующего дня путники выезжали и, через станции Казанскую, Тифлисскую и Ладожскую, прибывали в Усть-Лабинскую, где обедали. Далее проезжали 33 версты до станции, которая называлась Курень Карасунский и, проехав еще 27 верст, въезжали в город Екатеринодар (нынешний Краснодар). Снова ночевали.
На следующий день отправлялись в путь до Ольгинского редута (крепость Благовещенская), где проводили еще одну ночь в гостинице. «Верстах в 60 от Екатеринодара, — писал барон Дельвиг, — начинаются так называемые «плавни», которые тянутся на протяжении шестидесяти верст. Это низменное место, на котором растет высокий и толстый камыш. <…> Ямщичьи лошади по всей дороге от Ставрополя до Тамани очень хороши. В особенности превосходно возили в области Черноморских казаков. На протяжении дороги от плавней до Тамани я был поражен необыкновенным числом птиц, которые летали огромными стаями. Из них некоторые были очень большие: орлы, драхвы, пеликаны и др».
Самым утомительным был четвертый день. Оставшиеся 167 верст ехали почти без отдыха через станции Каракубанскую, Копыльскую, Калаусскую, Курчанскую, Темрюк, Пересыпскую. Затем дорога сворачивала и пролегала по берегу Таманского залива, через Сенную.
Не доезжая заштатного городка, существовала развилка: направо дорога вела к Фанагорийской крепости, налево в Тамань. В город чаще всего прибывали поздно вечером: измотанные и уставшие. Так вышло и с Лермонтовым, который приехал в Тамань 26 сентября 1837 года после 21 часа».
День воинской славы России.
2 февраля ежегодно в России отмечается День воинской славы, в память о победе в Сталинградской битве (2 февраля 1943 года).
Военная история России знает множество примеров мужества, героизма и воинской доблести. Но отдельного упоминания заслуживает битва, изменившая ход Великой Отечественной войны – битва за Сталинград (г. Волгоград).
17 июля 1942 года началось наступление фашистских войск на юг СССР. Цель сводилась к следующему: овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом и создать условия для окончания войны в свою пользу. Но планам врага не было суждено сбыться! Несмотря на значительное численное превосходство армии Германии, мужество советских воинов не было сломлено!
Буквально через четыре месяца советские войска дали решительный отпор врагу – 19 ноября 1942 года советские войска перешли в контр-наступление под Сталинградом.
2 февраля 1943 года окруженные фашистские войска были полностью разгромлены.
Победа под Сталинградом явилась результатом героизма советских войск. За боевые отличия, проявленные в ходе Сталинградской битвы, 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования, 55 – награждены орденами, 183 — преобразованы в гвардейские. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград. 112 наиболее отличившихся воинов стали Героями Советского Союза.
В честь героической обороны города советское правительство учредило 22 декабря 1942 года медаль «За оборону Сталинграда», которой награждены 754 тысячи его защитников.
В день Воинской Славы России, день окончания Сталинградской битвы, мы должны отдать дань памяти каждому погибшему советскому солдату в тех страшных боях и поблагодарить тех, кто дожил до наших дней.
Вечная Вам слава!
Итоги 2020 года.
2020 год был сложным для Туристической отрасли в связи с пандемией коронавируса. Несмотря на это, курорты юга России принимали гостей в течении всего летнего сезона,обеспечивая должный уровень безопасности в условиях сложной эпидемиологической обстановки. В сложных условиях пришлось работать и музейным учреждениям. Таманский музейный комплекс принял ряд мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции: обеспечивалось социальное дистанцирование, температурный контроль сотрудников и посетителей, а также контролировался режим ношения средств индивидуальной защиты на территории объектов комплекса. Статистика за 2020 год свидетельствует о сокращении числа неорганизованных посетителей, тогда как организованные туристические группы проявляли интерес к экспозициям Таманского музейного комплекса. Одним из самых популярных туристических маршрутов в 2020 году стал путь «Золотого кольца Боспорского царства», с каждым годом приобретающий всё большую популярность. Тамань стала ключевым пунктом на данном маршруте, привлекая своими уникальными характеристиками. Прежде всего, интерес вызывает древняя история Тамани, отражённая в экспозициях и собраниях ТМК.
К сожалению, в 2020 году Таманский музейный комплекс не смог организовать большую часть запланированных мероприятий ввиду ограничительных мер, несмотря на это, комплекс смог принять в своих залах около шестидесяти тысяч посетителей.
К истокам прошлого.
Новогодние каникулы в ТМК
Дорогие друзья, все новогодние праздники Таманский музейный комплекс работал для Вас. За это время музей посетили 864 человека, а также было проведено два онлайн мероприятия:
- Старая, старая сказка……
- Зимние забавы середины XIX века.
Будем рады видеть Вас в стенах нашего музея.
Старая, старая сказка…
Вот и наступили долгожданные, с детства любимые Новогодние и Рождественские праздники. С боем Курантов в дом вошла сказка в образе Деда Мороза и Снегурочки. Елочная мишура заискрилась множеством новогодних огоньков, которые будут радовать нас до самых крещенских морозов.
02
Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали яблоками, конфетами, орехами и изделиями из теста (что к концу новогодней ночи начисто съедалось или раздавалось детям). А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами, эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.
«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…».
(журнал «Северная пчела», 1841 г.)
Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства. Но уже с середины XIX века в России заработали специальные артели, которые занимались производством елочных игрушек из тяжёлого зеркального стекла (шары, бусы, сферические предметы в виде фонариков и сосулек), а также было налажено производство гирлянд, мишуры и дождика, сделанных из тонкой фольги.
«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».
(С. Потресов. «Рождественский рассказ»)
Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.
В конце 1930-х годов на елках появились герои детских сказок Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор, Красная Шапочка, Кот в сапогах, доктор Айболит, Иван Царевич… Все что происходило в нашей стране, находило отражение на лапах новогодней ёлки. Например, после премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В честь освоения Севера и космоса — фигурки полярников и космонавтов. В военные годы на елки вешали фигурки самолетов, танков, украшали военными погонами, фигурками, выполненными из подручных материалов: медицинских бинтов, ваты и капельниц. И даже продовольственная программа заняла свое место на праздничной ели в виде огурцов, помидоров, початков кукурузы и т.д.
В 70–80-е годы ХХ столетия самыми популярным новогодним украшением стали звезды, шишки, колокольчики, сосульки и домики.
Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше. Производство таких игрушек было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент, в основном, составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров (Деды Морозы и Снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
В XXI веке елку, наряду с фабричными изделиями из пластика, стало модно украшать игрушками ручной работы: из лоскутов фетра, вязанных из разноцветных ниток и сложенных из цветной бумаги. Но все равно, каждый год в канун Нового Года мы с особым трепетом и любовью достаем старинные шары и бусы, доставшиеся нам от бабушек и прабабушек.
В публикации использованы предметы из фонда ТМК.
Режим работы в праздничные дни.
Скоро, скоро Новый Год!
Дорогие читатели! Совсем скоро все вокруг наполнится волшебством, дома облачатся в праздничное убранство, а поможет нам в этом вечнозеленая красавица, украшенная разноцветными гирляндами, игрушками и, конечно же, мы не забудем написать и отправить своим друзьям и близким новогодние открытки с самыми тёплыми и добрыми пожеланиями!
Эта замечательная традиция дарить друг другу рождественские и новогодние открытки настолько приятна и хороша, что кажется, что она существовала всегда. Однако это не так. Более того, новогодние и рождественские открытки в том виде, в котором мы к ним привыкли, возникли достаточно недавно.
По одной из версий, история новогодней открытки в России началась в 1901 году, когда Николай Каразин создал первую русскую новогоднюю открытку. Хотя ряд историков полагает, что отцом русской новогодней открытки стал библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам.
Существует ещё одна версия, что первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительским комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.
Считается, что прародительницей всех открыток стала именно рождественская открытка. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.
Сегодня открытка переживает своё возрождение. В цифровую эпоху некоторые предметы теряют свою ценность. Поздравления самых близких людей остаётся на серверах интернет пространства, и о них забываешь через минуту после того, как выключишь компьютер. Прелесть же бумажной открытки неоспорима в любое время.
Половецкие бабы.
Каменные (реже деревянные) изваяния, выполненные из известняка и символизирующие культ предков.
Слово «баба», вероятно, относится к тюркскому «вава» что значит предок, или к персидскому «пахлабан» — богатырь. Изваяния были обнаружены в степях Кубани, на Дону и в восточной части Украины. Половцы (кипчаки, команы) устанавливали их на курганы в XI-XIII столетиях, лик обращали на восток. Зачастую «бабы» представлены мужскими стоящими или сидячими фигурами в шлемах при вооружении, с чашей в руках пред собой. Иногда же можно стретить и женские изображения, в богато декорированных костюмах, с серьгами и ожерельями, также с чашей в руках. В Археологическом музее ТМ. экспонируется две половецкие бабы, из дореволюционных поступлений Краснодарского музея.
Коллекцию половецких баб Краснодарского музея начал собирать его основатель Евгений Дмитриевич Фелицын во второй половине XIX века. Сейчас коллекция насчитывает 72 изваяния