Объявление

На постоянную занятость в Таманский музейный комплекс – филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына» требуется сотрудники на следующие вакансии:

  • Музейный смотритель
  • Водитель — 4р
  • Специалист по кадрам (знание 1с)
  • Экономист (знание 1с)
  • Кассир (знание 1с)
  • Научный сотрудник отдела фондов
  • Заведующий отделом археологии

Телефон для справок +7 (861) 483-11-83, email для резюме  tam_arxeol@mail.ru

Крещение Руси

     28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). 1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

     С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь.

     Празднование 1000-летия крещения Руси в СССР носило внутрицерковный характер; основные общецерковные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре.

     Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

     Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

     Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.

     В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

     Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен. Вслед за ними крестились многие бояре.

     Массовое крещение произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летопись гласит: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Фреска. 1896 (фрагмент)

Поиски продолжаются.

      Заведующая литературным отделом Таманского музейного комплекса  Валентина Малахова инициировала поиски родственников Самсона Захарьевича Певнева, темрюкского есаула, встречавшегося с поэтом в декабре 1840 года в Тамани. Эта история подробно описана в монографии Малаховой «Городишко», которая вышла в мае 2022 года в питерском издательстве «Найди лесоруба» (Тут на названии издательства — гиперссылка https://lesorub-books.ru/knigi/tproduct/376699033-727435845661-gorodishko-kommentarii-k-povesti-taman-m )
      Сотрудница таманского музея пытается обнаружить фотографию современника Лермонтова в семейном альбоме Певневых. Районная газета «Тамань» подключилась к поискам и опубликовала заметку об этой инициативе. Предлагаем познакомиться с текстом материала.

Игра в кости. Астрагалы

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

        Это четверостишье Александр Сергеевич Пушкин посвятил игре в «бабки» — народной забаве, в которой, кидая косточки, игроки упражнялись в меткости. Принцип прост: на земле выставлялись «бабки» в определенном порядке и «биткой» — костяшкой утяжеленной свинцом, необходимо было выбивать «бабки». Корни этой игры уходят в глубокую древность.  На Руси наиболее раннее свидетельство встречено в Новгороде, где была обнаружена игральная кость, датированная XI в.

           В.Е. Маковский «Игра в бабки» 1870 г. Третьяковская Галерея

Читать далее

          В том или ином виде данная игра встречается у народов Кавказа, Средней и Малой Азии, а также на западе. Правила разнились, но неизменны оставались кости. Зачастую это были таранные кости мелкого и крупного рогатого скота. Наиболее употребительное названия — альчики, ашычки, астрагалы. Так аналогичная игра упоминается в XIX в. в Англии — «Игра в волчка», в Средней Азии — Асык, есть свидетельства существования подобной игры и в Древней Греции.

Древнеримская скульптура девочки, играющей в косточки, 130—150 гг. до н. э.; Пергамский музей Берлина

      В большом количестве астрагалы представлены на памятниках Северного и Восточного Причерноморья, в частности и на Таманском полуострове. Таранная кость довольно частая находка археологов, как на городищах, поселениях, так и в погребальных комплексах. На таманском городище особо часто встречаются в слоях средневековья.

            Изделия из кости из собрания ТМК (В центре 12 астрагал

       Приведенная вначале игра имеет спортивный характер, но астрагалы широко использовались и в азартных играх. Так в Древней Греции, Древнем Риме и Византии были распространены игры с выбрасыванием костей на поверхность с последующим подсчетом очков, в которых использовались астрагалы с нанесенными на 4 стороны счетными знаками (углубления, черточки, буквы итд.). При этом отметим, что привычные шестигранные равносторонние кубики были известны на востоке уже в III т до н.э.

      Игры с выбрасыванием костей носили и ещё одну важную функцию – жребия при решении споров. Ярким свидетельством этого является часть сюжета саги об Олафе Святом (Олаф II Святой правил в Норвегии в к. X-нач. XI вв.):
«Священник Ари Мудрый рассказывает, что на Хисинге есть местность, которая попеременно переходила то к Норвегии, то к Гаутланду. Конунги договорились тогда решить по жребию, кому будет принадлежать это владение, и бросить кости: кто выбросит больше, тому оно и достанется. И вот конунг шведов выбросил две шестерки и сказал, что, раз так, Олафу конунгу незачем бросать. Тот отвечает и при этом встряхивает кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Богу нетрудно устроить так, чтобы они выпали мне.
Он кинул кости и выбросил две шестерки. Тогда конунг шведов вновь выбрасывает две шестерки. Затем опять бросает кости норвежский конунг Олаф, и на одной было шесть, а другая раскололась и на ней оказалось семь очков, и та местность досталась ему. Мы не слыхали, чтобы на этой встрече произошло еще что-нибудь. Конунги расстались с миром.»

            Монета с изображением Афродиты, бросающей кости

      Далеко не все астрагалы связаны с играми. Таранные кости использовались для гаданий, изготовления амулетов и небольших идолов, в качестве элементов фурнитуры одежды. Помимо этого встречаются и таранные кости без следов обработки, которые невозможно атрибутировать, так как могут, является попросту остатками после разделки туш животных.

Международный день защиты детей.

     Международный день защиты детей отмечается 1-го июня. Впервые этот праздник был проведён в 1950 году, после чего проводится ежегодно во многих странах современного мира.

      Главная цель Дня защиты детей — обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются дети на всей планете, в том числе это нарушение прав ребенка, проблемы физического и психического здоровья, голода, участия в военных конфликтах, проблема детского труда и ухудшения качества образования.

      В Таманском музейном комплексе установлены дни льготного публичного показа музейных предметов. Особое внимание обращено на возможность бесплатного посещения музеев детьми.

      В первую, вторую и четвертую среду месяца установлено бесплатное посещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах. В эти дни также установлено бесплатное посещение для многодетных семей.

      В третий четверг месяца — бесплатное посещение для:

-Многодетных семей;

-Дошкольников (с 4х до 7 лет);

-Лиц, не достигших 18 лет: дети с 7 до 16 лет;

-Лиц, не достигших 18 лет: дети с 16 до 18 лет;

-Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах;

-Лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

      Таманский музейный комплекс поздравляет с Международным днем защиты детей!