Тамань – форпост степной земли…

Чем дальше уходят от нас события войны, тем ценнее становятся воспоминания её участников, очевидцев и современников. Хочется привести строки тех, кто освобождал Тамань и Таманский полуостров от немецко-фашистских захватчиков.

В газете «Комсомольская правда» 1943 года был размещен материал военкора М. Анрусова: «Город еще охвачен пламенем. В тихой Тамани многие места связаны с памятью о Лермонтове. Вот и лермонтовская улица… на портовой площадке бесформенные куски дерева, щебня, кирпича. Из воды торчат сваи разрушенных причалов».

Гитлеровцы не пощадили Тамань. Сотни жителей станицы были расстреляны, многие угнаны в Германию.

В числе первых корреспондентов, вошедших вместе с войсками Красной Армии в освобожденную Тамань, были Б. Галанов и Герой Советского Союза С. Борзенко. Свои впечатления на дорогах войны Б. Галанов описал в документальной книге «Самые долгие годы»: «Дорога в Тамань проходит по серой, потрескавшейся от зноя земле, мимо сухих лиманов и невысоких песчаных холмов, у подошвы которых какой-то пехотинец, совсем скрывшийся в клубах пыли, размахивал пилоткой и громко, весело кричал вдогонку проезжавшим машинам:

Тамань наша! Товарищи, Тамань наша!

Трудно, ох как трудно досталась нам Тамань. Бои развертывались в 20 километрах от города, на косе Бугаского лимана. Немцы занимали высоты, с вершин которых контролировали весь этот район. Советские войска продвигались по равнине, где невозможно было ни укрыться, ни замаскироваться от вражеского огня. И все-таки на седьмой день, сломив сопротивление противника, они вышли на побережье Керченского пролива.

Между Каспийским и Черными морями нет больше немцев. С освобождением Таманского полуострова и самой крайней его точки -Тамани- закончилась многодневная битва за Кавказ.

И вот мы въезжаем в Тамань. Бронзовая фигура грозного, усатого запорожца, чудом сохранившегося на пристани, среди хаоса и разрушения.

Лермонтовская улица спускается к морю. Кое-где догорают пожары. А уцелевшие хаты со своими голубыми и белыми стенами, камышовыми крышами и со дворами, обведенными оградой из булыжников, все до единой и особенно ночью при таинственном свете луны, напоминают жилье лермонтовских героев.

Посреди широкой улицы бойцы обступили нескольких женщин. Спеша и волнуясь, то смеясь, то вытирая невольные слезы, женщины рассказывают, как хозяйничали в Тамани оккупанты: грабили, насильничали, секли непокорных розгами и увозили в Германию, а дома тех, кого увозили, срывали до основания».

Писатель А. Софронов, побывавший в октябре сорок третьего в Тамани, вспоминал: «Ещё дымится многострадальная Тамань… Трудно переоценить значение в этой войне Тамани- ворот с моря на Кубань и Северный Кавказ».

Тамань – одна из кубанских станиц, как и вся страна, пришла к победе на последнем дыхании, разоренной и истерзанной, выстраданной и несломленной.

Кубань. Тамань!

Время, память солдатскую ты не тумань.

Вспомянем поименно

Кто нёс боевые знамена

На вершину Победы

Через нашу Кубань!

Через нашу Тамань!

М. Владимов, участник освобождения Таманского полуострова. 1943 г.

"Вставай, страна огромная"…

«Вставай, страна огромная»…
( История сознания песни )

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.
«Священная война»- это трагическая песня, ставшая патриотическим
призывом для советского народа в противостоянии фашистской армии.
24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого является Василий Иванович Лебедев-Кумач. Народный артист СССР Александр Васильевич Александров пишет музыку к стихам В.И. Лебедева-Кумача. И 26 июня песня
«Священная война» была впервые исполнена Краснознаменным ансамблем песни и пляски СССР (руководитель А.В. Александров) на Белорусском вокзале в городе Москва.

Мир! Труд! Май!

Таманский музейный комплекс поздравляет с Праздником Весны и Труда! Этот праздник связан с трудом и отмечается по всему миру.

История возникновения праздника 1 мая берет свое начало в XIX веке в среде рабочего движения в Австралии, где рабочий день на производствах мог доходить до 20 часов. Поэтому одним из главнейших требований рабочего движения был 8-часовой рабочий день.

В Царской России Первомай начали праздновать в 1890 г. в городе Варшаве. Там состоялась 10-тысячная стачка рабочих. Выступали революционеры с политическими речевками, интеллигенция и молодежь.

С 1918 г. в РСФСР Первомай именовался как День Интернационала. Позже он уже стал носить название День солидарности трудящихся. Праздник отмечался ровно 2 дня. 1 мая в соответствии с трудовым законодательством РСФСР считался нерабочим.

В самом праздновании принимало большое количество людей. Люди шли стройными колоннами, неся транспаранты, плакаты, изображения руководителей СССР. Почти никто не оставался безучастным. Явка на демонстрации была обязательной, т.к. присутствующих проверяли по списку.

С 1992 г. праздник стал именоваться как День весны и труда. С этого момента праздник лишился своей политической и идеологической составляющей, а явка на празднования перестала быть обязательной.

Являясь международным праздником, День первого мая отмечается в 142 странах со своими особенностями. В некоторых государствах этот День труда до сих пор носит идеологический характер, а в других – ничем не выделяется среди остальных праздников в году.

Годовщина аварии на Чернобыльской АЭС.

      26 апреля 1986 года в 1:23 ч. ночи на Чернобыльской атомной электростанции произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории. В результате аварии был полностью разрушен реактор четвертого энергоблока, вследствие чего в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Площадь свыше 200 000 кв.км. оказалась заражена радиацией. По приблизительным оценкам на 2005 год около 6 млн человек подверглись облучению, превышающим норму в 50-100 раз, а около 600 тыс., кто непосредственно ликвидировал аварию, получили дозу облучения превышающую естественную норму более чем в 500 раз. По официальным данным, 5 миллионов человек пострадали от радиоактивного заражения на территории трех республик СССР: РСФСР, УССР, БССР.

      Трагедия объединила огромную страну — СССР, каждая из 15 союзных республик внесла неоценимый вклад в преодоление последствий катастрофы. Среди   ликвидаторов аварии были и жители ст. Тамань. Двадцать человек приняли участие в работах в районе ЧАЭС, многие впоследствии награждены ведомственными наградами.

      Ежегодно в этот день проходят памятные мероприятия, посвящённые жертвам и ликвидаторам аварии, которые, не смотря на смертельную невидимую опасность, ликвидировали крупные очаги заражения, тем самым остановив распространения радиации.

     В 2019 году, в день 33-ей годовщины аварии,  в ст. Тамань был  открыт памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (скульптор Виктор Мосиелев). Памятник выполнен в виде Ангела, сквозь фигуру которого проходят лучи, символизирующие радиацию, пронизывающую все вокруг, неся невидимую смерть.

Мне нравится,
как он сказал:
«Поехали!..»
А главное:
он сделал,
как сказал! (Р. Рождественский)

      Шестьдесят два года назад, советский летчик-космонавт Юрий АлексеевичГагарин совершил первый орбитальный облет Земли, послуживший началом, пилотируемым космическим полетам. Это стало одним из величайших достижений XX-го века, открывшее новую страницу для человечества.

     12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур был произведен старт корабля «Восход – 1» с советским пилотом-космонавтом Юрием Гагариным на борту. Ход испытаний контролировали Сергей Королев, Леонид Воскресенский и Анатолий Кириллов. Полет продлился 108 минут, за которые корабль совершил свободный полет вокруг планеты и приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.

      В Таманском музейном комплексе сегодня прошло мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Школьники не только узнали о Дне космонавтики, но и познакомились с Таманским музейным комплексом, осмотрев экспозицию археологического музея.

 

Лермонтов — воин

      Николай Лукьянович – бывший офицер военно-морского флота, а ныне профессор одного из столичных вузов, выпустил книгу под названием «Михаил Юрьевич Лермонтов. Тайны и загадки военной службы русского офицера и поэта».

      Автор предлагает особую оптику: взглянуть на судьбу поэта, как на жизнь русского офицера, носителя русской имперской идеи. Перед читателями предстаёт образ Лермонтова-воина – бесстрашного и смелого, настоящего патриота и офицера, для которого честь становится не только мерилом службы Отечеству, но и главным жизненным кредо, определившим творческую судьбу поэта.

      – Принадлежность Лермонтова к русскому офицерскому корпусу, оказала сильнейшее влияние на его мировоззрение, – пишет автор,  – его творчество в той или иной степени связано с этой средой и наивысшими своими достижениями он обязан именно ей.

      Автор книги считает, что лермонтоведы очень превратно интерпретировали военную службу поэта: Отчуждение образованного штатского общества от военной среды в России нарастало на протяжении всего XIX века, – указывает Лукьянович, – не удивительно, что военная служба рассматривалась многими его представителями как нечто тягостное и невыносимое для поэта, что, конечно, не соответствовало действительности.

      Он настаивает, что «все исследователи Лермонтова были людьми не военными», мол, кто никогда не был офицером, тому не понять души офицера. Значит ли это, что тот, кто никогда не писал стихов, вряд ли поймет Лермонтова-поэта?

      Подобный метод интерпретации творчества создает, на мой взгляд, некоторую тенденциозность. В своей книге Николай Лукьянович идеализирует Лермонтова. Отобранные автором факты в контексте военной службы поэта рисуют парадный портрет, которым читателю предлагают лишь восхищаться.

      Используя эту же «портретную» аналогию, стоит заметить, что автопортрет в бурке, созданный Лермонтовым по отражению в зеркале в 1837 году, показывает нам не столько блестящего офицера, сколько человека с шестью пальцами.

      Это порождает резонный вопрос: как, будучи первоклассным рисовальщиком, Лермонтов так небрежно изобразил себя (тем более на портрете, предназначенном для любимой женщины)? Ответ, по-моему, очевиден: Лермонтов – натура, сотканная из противоречий (как и любой из нас). При этом Лермонтов слишком неординарен, чтобы мерить его исключительно «военным аршином».

      Конечно, избрав военную службу, поэт должен был следовать «правилам игры» того времени. И эта игра, безусловно, накладывала отпечаток, давая богатую пищу для творческого осмысления самого себя, как офицера русской армии.

      Однако не стоит слишком переоценивать влияния офицерской среды Николаевской России.

      На поэта одинаково сильно воздействовали как понятие чести дворянина, так и принципы офицерской чести. А ещё меланхолия, постоянные странствования, светская жизнь, даже обычный сплин… И что среди перечисленного довлело сильнее на Лермонтова, сказать наверняка – сложно.

      Николай Лукьянович действительно задался хорошим (и правильным) вопросом, как офицерская жизнь повлияла на Лермонтова? И предлагаемые автором ответы – результат  хорошей проработки источников, с помощью которых Лукьянович разворачивает перед нами контекст эпохи, предлагая читателю нетривиальную картину Николаевской России.

     Вероятно, автор не был знаком с монографией исследователя из Нальчика Хаути Шогенова «1837: тайны странствования Лермонтова по Кавказу» (2019), в которой тот убедительно объясняет «странное» поведение ссыльного офицера, прибывшего к месту службы спустя семь (!) месяцев после царского приказа о переводе из гвардии в армию.

      Если Лермонтов был настолько истовым офицером (каким рисует его Лукьянович),  почему в 1837 году Лермонтов-офицер «всюду опаздывал» для участия в военных операциях, а в 1840 году в красной шелковой рубашке шёл первым в атаку? Ответы, который дает в своей книге Х. З. Шогенов, вовсе не умаляю достоинств Лермонтова-воина, наоборот, делаю его живым и очень понятным современному поколению.

      В своей книге Николай Лукьянович поднимает ещё одну важную проблему лермонтоведения – правомерность наименования «первой ссылкой на Кавказ» то, что оказалось переводом Лермонтова в 1837 году из гвардии в действующую армию в качестве наказания за стихи на смерть Пушкина.

      Автор считает, что, как таковой, ссылки не было – «был перевод офицера из одного полка в другой, что в любой армии любой страны и в любую эпоху является абсолютно нормальным явлением.

       Другое дело – мотивы такого перевода. Понятие «ссылки» ввели именно для того, чтобы внести Лермонтова в списки «противников самодержавия». Мне, как исследователю, разделяющему эту же точку зрения, хотелось бы видеть в книге больше доказательств в пользу этой концепции.

      Лукьянович ссылается на малоизвестный факт «что патент поручика лейб-гвардии Лермонтов получил на Кавказе, то есть формально он оставался гвардейским офицером и в период так называемой кавказской ссылки», но не приводит ссылку на источник. Автор ни разу не ссылается на «Летопись жизни и творчества Лермонтова».

      Для издания, обозначенного как монография, подобные вещи непростительны, как и бесконечные ссылки на Интернет-ресурсы и книги без обозначения страниц цитирования. В этом смысле, книге не повредила бы дополнительная проработка редактора и корректора. Среди досадных неточностей – обозначение карандашного рисунка Лермонтова «Тамань» как рисунка маслом.

      Все эти небрежности снижают научную ценность работы, на которую претендует автор. При этом Н. В. Лукьяновича сложно уличить в псевдонаучности. То, как аргументировано он критикует некоторых исследователей, включая В. Г. Бондаренко, и его неровную книгу о Лермонтове в малой серии ЖЗЛ «Мистический гений», характеризуют его как серьёзного и вдумчивого ученого.

      От того и хочется надеяться, что Николай Лукьянович не остановится на достигнутом и выпустит исправленное и дополненное издание своей замечательной книги.

С 8 марта!

        8 марта в России и многих других странах мира ежегодно отмечается Международный женский день (англ. International Women’s Day).

       Первым государством, отметившим национальный женский день, были США. 28 февраля 1909 года по инициативе Социалистической партии Америки он был проведен на территории всех штатов. Затем дата отмечалась в США в последнее воскресенье февраля до 1913 года.

    Развернуть

       Идея проведения международного дня женщин принадлежит активистке германского и международного рабочего движения Кларе Цеткин. 26-27 августа 1910 года она выступила на второй Международной конференции работающих женщин в Копенгагене (Дания) с предложением установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни, и проводить его ежегодно в один и тот же день в разных странах. Инициативу Цеткин поддержали более 100 женщин из 17 стран, участвующих в конференции. Но конкретная дата дня не была установлена.

       Впервые день солидарности женщин в борьбе за равные с мужчинами экономические и политические права был проведен 19 марта 1911 года: в Австро-Венгрии, Германии, Дании и Швейцарии состоялись митинги, в которых приняли участие свыше одного миллиона женщин и мужчин. В 1912 году праздник прошел в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913 году страны этот день отмечали в разные дни марта. В том же году, 2 марта (17 февраля по старому стилю), женский день был проведен и в России — в Санкт-Петербурге. Как писал «Петербургский листок», «17 февраля состоялся впервые организованный по иностранным примерам женский день. Как и за границей, день был устроен, главным образом, представителями рабочих организаций. Никаких выступлений на улицах не было… в большом зале Калашниковской хлебной биржи… собралось более тысячи представительниц рабочих слоев столицы… Было оглашено заявление… о необходимости предоставления женщине политических и социальных прав».

      Традиция проведения праздника 8 марта (23 февраля по старому стилю) стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 году женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и других стран провели митинги именно в этот день. Принято считать, что дата была выбрана в память о крупных забастовках работниц текстильных фабрик в США, состоявшихся 8 марта в 1857 и 1908 годах.

       28 ноября 1978 года Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 20-й сессии Генеральной конференции резолюцией C/13.2 предложила отмечать 8 марта как Международный женский день. Каждый год ООН объявляет тему дня.

        В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин — вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий.

       В Советской России этот день отмечался в качестве официального праздника с 1919 года. В первые годы советской власти он носил название Международного дня работниц. С конца 1920-х годов стал именоваться Международным женским днем.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года эта дата была объявлена нерабочим днем. После распада Советского Союза праздник продолжает официально отмечаться в России и является нерабочим днем согласно Трудовому кодексу РФ от 30 декабря 2001 года.

       В настоящее время 8 марта — Международный женский день (либо под другими названиями: День женщины, День матери и так далее) — является нерабочим праздничным днем во всех странах бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Также этот день нерабочий в Монголии, Анголе, Гвинее-Бисау, Замбии, Камбодже, Кении, КНДР, Мадагаскаре, Уганде и Эритрее, Вьетнаме, на Кубе и некоторых других странах. В Лаосе 8 Марта – выходной день только для женщин. В Китае 8 марта для женщин действует укороченный рабочий день.

 

С днем День защитника Отечества!

       Сегодня празднуется один из важнейших праздников в современной России – День защитника Отечества.

      Этот праздник существует уже более 100 лет и его история тесно связана как с созданием Рабоче-крестьянской Красной армии, учрежденной декретом Советов народных комиссаров Советской России от 28 января 1918 года, так и с историей празднования Дня красного подарка – своеобразной благотворительной акции, проводившейся 17 февраля, когда население жертвовало подарки для красноармейцев.  В 1919 году было принято решение совместить празднование годовщины создания РККА с Днем красного подарка и была выбрана общая дата – 23 февраля. С 1922 года 23 февраля стало традиционной датой празднования Дня Красной армии – праздника, посвященной годовщине ее создания.

      Вплоть до 1945 года этот праздник отмечался как «День Красной армии», с 1946 года – «День Советской армии», с 1949 по 1992 годы – «День Советской армии и Военно-морского флота», а после распада Советского Союза, с 1993 года, праздник известен как «День защитника Отечества».

      Этот день – праздник мужчин и женщин, которые имеют или имели отношение к защите Отечества. Коллектив Таманского музейного комплекса поздравляет всех защитников нашей Родины с этим знаменательным днем и желает вам быть сильными, смелыми и верными своим идеалам!

Где блины, тут и мы!

      Масленица — традиционный русский праздник, который отмечается на последней неделе перед Великим постом. Этот праздник имеет языческие корни и связан с приходом весны и обрядами очищения.

      В течение недели проходят различные обряды и игры. Например, каждый день устраиваются гулянья, на которых люди танцуют, поют песни, играют в игры и готовят блины. Блины — это символ солнца, их готовят в больших количествах и угощают всех, кто приходит в гости.

      В последний день Масленицы — «Широкую Масленицу» — проводят традиционные гуляния на улицах и площадях, на которых устраиваются различные состязания, например, беги, прыжки и качели. В конце дня сжигают «чучело Масленицы», что символизирует прощание с зимой и приходом весны.

      Масленица — это веселый и яркий праздник, который позволяет людям отдохнуть и повеселиться перед началом Великого поста. В настоящее время многие традиции Масленицы сохранились, и ее отмечают во многих регионах России.

                                           П. Н. Грузинский «Масленица», 1889 г.