Чернолаковое покрытие на античных сосудах

    С момента появления гончарного ремесла, мастера старались украсить свои изделия различными изображениями: от простых точечных и линейных орнаментов на лепных сосудах эпохи неолита до сложных сюжетных сцен на вазах классического периода античной эпохи. Важный этап в развитии орнаментации — появление технологии глазурования сосудов. Впервые она появляется в древнем Египте, приблизительно 6 тыс. лет назад — в IV тысячелетии до н.э., в Китае, вероятно в середине II тысячелетия до н.э., в Европе же подобная технология появилась лишь в начале I тысячелетия до н.э.

Чернолаковая  пелика из собрания ТМК

Читать далее

    Ярким примером использования глазури является античная чернолаковая аттическая керамика. Технология получения глухой, зачастую, глянцевой черной глазури не воссоздана до сих пор. В 1942 году Теодор Шуман, в результате своего исследования, пришел к выводу, что глазурь не что иное, как глина, а черный цвет покрытие приобретает в результате обжига сосуда без доступа кислорода, ввиду наличия в глине оксида железа, тогда как при окислении глина приобретает красный или бурый цвет. Вероятно, глазурь наносилась на готовое изделие, и после вновь отправлялась в печь для «запекания».

    Гидрия с краснофигурной росписью сюжета мифа об Оресте. V век до н. э. из собрания ТМК

      Сложность в повторении технологического процесса заключается в отсутствии сведений о температурном режиме и консистенции глиняной массы, а также о количестве циклов нанесения глазуровочной глиняной массы и обжига в печи. О том, что сосуды обжигались в печи не единожды свидетельствует, прежде всего, то, что встречаются сосуды с разным качеством покрытия, а также появление во второй половине VI в. до н.э. сосудов со сложными сюжетными сценами, выполненными в чернофигурной (фон светлый, фигуры черные) или краснофигурной (фон черный, фигуры светлые) технике. Благодаря свойству красной глины с высоким содержанием оксида железа приобретать красный или черный цвет, мастера вазописцы классической эпохи создавали сюжеты, особенно, мифологического содержания.

Чернофигурная ойнохоя с изображением Диониса, восходящего на колесницу. Афины. 510 – 490 гг. до н.э. из собрания ТМК (подробнее https://xn—-7sbavjnqch0cr9h.xn--p1ai/чернофигурная-ой…оя-с-изображение/)

      Однако не только оксид железа использовался в качестве красителя, с первой половины IV в. н.э. в росписи применяются и другие легкоплавкие металлы, что нашло яркое отражение в «керченском стиле», в котором на краснофигурные сосуды наносились дополнительные яркие красители, прежде всего белого, желтого и синего цвета.

День рождения М.Ю. Лермонтова

      Георг Лермонт 400 лет назад, в 1621 году, в России был пожалован поместьями в Галичском уезде Костромской губернии. По преданию, именно от этого выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 г. при осаде польской крепости Белой, оставшегося в России и принятого на «государеву службу», и пошел род Лермонтовых.

              Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) — отец поэта  

Читать далее

В семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (урожденной Арсеньевой) в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов в доме генерал-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот.

      Крестины будущего поэта прошли в церкви Трех Святителей у Красных Ворот (Москва) 11 октября того же года. Восприемниками (крестными) Михаила были «господин коллежский асессор Фома Васильев Хотяинцев …»и «… вдовствующая госпожа гвардии порутчица Елисавета Алексеевна Арсеньева…» – бабушка Лермонтова.

      После 8 марта 1815 года Лермонтовы с сыном Михаилом и Арсеньевой Е.А. выехали из Москвы в имение Тарханы, Чембарского уезда Пензенской области, где и прошли детские годы поэта.

Годовщина освобождения Тамани от немецко-фашистских захватчиков

      3 октября — одна из самых значимых дат в новейшей истории Тамани. В этот день в 1943 году она была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
      Оккупация продлилась 1 год и 1 месяц: с 3 сентября 1942 года по 3 октября 1943 года. За период боев и оккупации, Тамань была практически стерта с лица земли, уцелело лишь несколько каменных строений. Самый трагичный день — 17 февраля 1943 года, около 150 жителей Тамани и окрестных поселков были расстреляны в близлежащей лесополосе гитлеровцами. Память о данном преступлении все ещё живет в Тамани, а имена жертв увековечены на братской могиле, расположенной в сквере Победы в центре станицы.
     Освобождение пришло с юго — востока в ночь на 3 октября 1943 года, когда подразделения 107-й стрелковой бригады, на танках прославленной 5-й гвардейской танковой бригады (5-я отдельная гвардейская танковая Новороссийская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого бригада) освободили станицу Тамань.
      Ежегодно в этот день в станице проходят памятные мероприятия у вечного огня и стел с именами освободителей.

Советский фарфор

      Искусство создания скульптур из фарфора появилось в Китае, позже распространилось на территории Европы. Моду на фарфор в России ввел Петр I, его привозили из-за границы, и стоил он очень дорого.

      Первый русский фарфор стали делать в середине XVIII века, он являлся предметом роскоши. Во времена советской власти изделия из фарфора считались мещанством, но со временем, изменив сюжетную линию и наладив массовое производство, изделия из фарфора стали доступны более широкому потребителю.

      Фарфоровые статуэтки времен СССР – это своего рода артефакт советского периода нашей страны, отражающие жизнь, достижения и идеалы той эпохи.

      Большой популярностью пользовались статуэтки спортивной, патриотической и культурной направленности: балерины, пионеры, спортсмены, пограничники, шахтеры и т.д.

      Особое место занимали изделия, созданные по мотивам популярных народных сказок («Аленушка», «Гуси-лебеди») и литературным произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Салтыкова-Щедрина…

       Фарфоровая пластика или статуэтки Полонского завода художественной керамики – это отдельная красивая история. За годы существования, выпускаемые на ПЗХК фигурки из фарфора, привлекают своей яркостью, открытостью, легкостью и конечно качеством не только фарфора, но и росписи.

      В фондах Таманского музейного комплекса хранится замечательный экземпляр продукции Полонского завода. Скульптура «МАЙСКАЯ НОЧЬ», изготовлена 1950-х г. Автор О.Л. Жникруп. Сюжетом для этой скульптуры послужило произведение Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница». Основными персонажами являются Левко и Ганна. Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. Она робкая и тихая по натуре, боязливая «…Мне всё что-то будто на ухо шепчет, что вперёд нам не видаться так часто». Парень и девушка любят друг друга, однако родители противятся их союзу.

      Прекраснейшие образцы  советского фарфора и сегодня являются достойным украшением домашнего интерьера и значимыми экземплярами в любой коллекции.

 

 

«Чистейшей прелести чистейший образец…» – ко дню рождения Н.Н. Гончаровой (супруги А.С. Пушкина)

      8 Сентября 1812 года родилась Наталья Николаевна Гончарова – жена и муза Александра Сергеевича Пушкина. Ей посвящен ряд его стихотворений. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!

 

      Надежда Еропкина

      Из воспоминаний А.П. Араповой, дочери Н.Н. Гончаровой во втором браке с Ланским.

      Нигде она (Наталья Николаевна Пушкина) так не отдыхала душою как на карамзинских вечерах, где всегда являлась желанной гостьей. Один только частый посетитель как будто чуждался ее. Это был Лермонтов. Слишком хорошо воспитанный, чтобы чем-нибудь выдать чувства, оскорбительные для женщины, он всегда избегал всякую беседу с ней.

      Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Он приехал провести последний вечер к Карамзиным. Общество оказалось многолюднее обыкновенного, но поэт завладел освободившемуся около нее (Н.Н ) местом завел разговор, поразивший ее своей необычайностью. Он точно стремился заглянуть в тайник ее души и сам начал посвящать ее в мысли и чувства, так мучительно отравлявшие его жизнь.

      Мать поняла, что эта исповедь должна была служить в некотором роде объяснением. В эту минуту она уловила отзвук другого, мощного, отлетевшего духа. Живое участие пробудилось мгновенно, и, дав ему волю, простыми, прочувствованными словами она пыталась ободрить, утешить его, подбирая подходящие примеры из собственной тяжелой доли. И по мере того как слова непривычным потоком текли с ее уст, она могла следить, как они достигали цели, как ледяной покров, сковывавший доселе их отношения, таял с быстротою вешнего снега, как некрасивое, но выразительное лицо Лермонтова преображалось под влиянием внутреннего просветления.

      В заключение этой беседы, удивившей Карамзиных своей продолжительностью Лермонтов сказал:

      — Когда я только подумаю, как мы часто с вами здесь встречались!.. Я чуждался вас, малодушно поддаваясь враждебным влияниям. Я видел в вас только холодную, неприступную красавицу, готов был гордиться, что не подчиняюсь общему здешнему культу, и только накануне отъезда надо было мне разглядеть под этой оболочкой женщину, постигнуть ее обаяние искренности, которое признаешь, чтобы унести с собою вечный упрек в близорукости, бесплодное сожаление о ранее потраченных часах! Но когда я вернусь, я сумею заслужить прощение…

      Ему не суждено было вернуться в Петербург. Мать тогда мне пер их последнюю встречу и прибавила:

      — Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца, и вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу.

Образование на Тамани

       Образование на Тамани имеет довольно глубокие исторические корни,
ведется от первопоселенцев казаков. В ревизских сказках, составленных 21
марта 1794 года, значится в Тамани «школа у церковных причетчиков» и
названы имена пяти учеников.
      Первая официальная в Тамани школа была открыта в 1809 году при Свято-Покровской церкви; как и водилось в то время, во главе обучения стал дьячок(Федор Белявский). Желающих учиться было очень мало, да и наука
тогдашняя не отличалась особой производительностью, толкаясь и путаясь втитлах часослова и псалтыри. Такое обучение если и удовлетворяло
неприхотливых родителей, то, по мнению правительства, было
недостаточным. 17 августа 1812 года в Тамани открывается приходское
училище, регулярно оно стало работать лишь с 1817 года. Повысился
уровень образования учеников, а так же и методы преподавания, но школа
долго еще страдала от недостатка средств.
    Время вносило новые требования и изменения в системе образования. Для общего экономического роста Кубанской области необходимым стало
повышение уровня грамотности населения.
    К концу 19 века в Тамани открывается одноклассное училище и
двуклассное училище, в которое принимали мальчиков не младше 9 лет.
    В Тамани к началу 20 века наблюдается следующая тенденция: небольшое количество учеников в сравнении с численностью населения станицы и незначительный уровень образования. Итак, до 1917 года в Тамани существовало несколько школ: иногороднее одноклассное училище, женское одноклассное училище, церковно-приходская и высшая реальная школы.

К всероссийской акции «Ночь кино 2021»

      К всероссийской акции «Ночь кино 2021» предлагаем ознакомится с документальным фильмом из цикла «Провинциальные музеи», который посвящен объектам Таманского музейного комплекса — филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына».

25 августа — 229 лет со дня высадки на Тамани первых черноморских казаков под командованием Саввы Белого

      История заселения казаками территорий Кубани берет своё начало 30 июня 1792 года, когда Екатериной II была подписана Высочайшая грамота, по которой казакам в вечное владение были переданы земли на Таманском полуострове и Правобережье Кубани.И уже 25 августа первые казаки вступили на землю Тамани.  В память об этом в 1911 году в центре станицы Тамань, рядом с морской пристанью, был возведен памятник первым запорожцам, высадившимся у Тамани в 1792 году.

.

        Решение установить памятник было принято 6 марта 1894 года на очередном сходе атаман В.И. Толстопят предложил землякам провести подписку и сбор средств на сооружение памятника в ознаменование 100-летия высадки на берега Тамани первых черноморских казаков и 100-летия со времени основания ими первой на Кубани церкви Покрова Пресвятой Богородицы. «Сход от своего «щерого сердца» постановил вынести на богоугодное дело «500 рублей»».

       Первоначальный проект памятника подготовил преподаватель Кубанского Мариинского женского училища – художник П.С. Косолап. Приглашенный эстонский скульптор А.Г.  Адомсон и  инженер – архитектор И.К. Мальгерб  взялись за работу. Изобразили рядового запорожца – сечевика, а чтобы увековечить имена казаков именитых, на лицевой стороне памятника, сделали надпись. «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года, под командованием Саввы Белого», разместили бронзовый барельеф с движущейся флотилией. На противоположной стороне памятника воспроизвели текст песни судьи Черноморского казачьего войска Антона Головатого «Ой годи нам журитися».

      Работа затянулась на долгие годы, средств на создание памятника не хватало и их пришлось собирать по всем куреням и станицам. Итоговая сумма составила 23500 рублей.

Тмутараканский камень

       Одной из важнейших археологических находок XVIII века стал «Тмутараканский камень», обнаруженный казаками вскоре после прибытия на Тамань в 1792 году, при разборе старой турецкой крепости Хункала, которая была построена еще генуэзцами в начале XV в.

Читать далее

      Эта находка позволила определить местоположение Тмутаракани — города, упоминавшегося в средневековых письменных источниках, но местоположение которого было утрачено и не известно с конца 12 века.
Переселившиеся казаки застали опустевшее поселение и полуразрушенную небольшую крепость на берегу залива, которую не использовали с 1774 года после очередной русско-турецкой войны. Тамань стала условно демилитаризованной зоной, орудия крепости перевезли в крепость Анапа.
Остатки разобрали на строительные материалы, так как была острая нехватка строительного камня. Среди них обнаружилась плита, на грани которой была высечена надпись на кириллице «В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 10000 и 4000 сажень».

 

      Камень решено было представить адмиралу Н.С. Мордвинову, для чего его погрузили на корабль » Панагию Апотуменгана» и отправили в Таганрог. Однако, к тому времени адмирал отправился в Крым, в след направилось и судно. На рейде Севастополя во время шторма корабль сорвало с якоря и прибило к турецким берегам, и лишь весной 1793 года корабль вернулся в Севастополь, после чего камень был доставлен в Николаев к адмиралу Н.С. Мордвинову. В Николаеве его увидел дьяк Г.Егоров, который по возвращению в Санкт-Петербург рассказал о камне графу А.И. Мусину-Пушкину — известному собирателю древностей. Благодаря А.И. Мусину-Пушкину камень вернули в Тамань, где он хранился на подворье местной церкви до 1832 года, а после был доставлен в Керченский музей. Уже в 1851 году камень вновь перевезут, на этот раз в Императорский Эрмитаж, где он и хранится в настоящее время.

 

                Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817)

       Данная находка стала отправной точкой в исследовании древнерусского присутствия на территории Прикубанья в средние века.

История появления штофа.

      Вместе с иностранными стеклодувами появилось в России и немецкое слово «штоф», обозначавшее изначально меру объема, равнявшуюся 1/10 ведра, а впоследствии закрепившееся за бутылкой, имевшей тот же объем. Примечательно, что в России уже существовало название меры в 1/10 ведра — кружка. Но «штоф» звучало красивее, так и прижилось.

      В начале XIX века был издан правительственный указ, запрещавший ввоз заграничного стекла в Россию. Благодаря такой заботе об отечественном производителе, количество стекольных заводов в стране увеличилось в три раза всего за 10 лет. И к 1812 году в России ежегодно производилось два с половиной миллиона бутылок и еще столько же штофов (и это не считая аптечной, химической, ламповой посуды и лампового стекла)

Читать далее

      Флакон для  лекарств. Первая пол. XX в.  Выполнен из зеленоватого прозрачного стекла, тулово бутылочной формы плоское в основании прямоугольное, на одной стороне буквы «ИНД.». (из фондов Таманского музейного комплекса)

После отмены запрета на импорт стеклянной посуды, действовавшего 50 лет, оказалось, что отечественные технологии сильно отстали, и российская стеклянная посуда не выдерживает конкуренции с западной. Русским мастерам пришлось проявить изрядную изобретательность, чтобы побороться за потребителя. Появились новые формы бутылок и штофов, помимо темных и бесцветных стали производить посуду из цветного стекла, фарфора, хрусталя.

Отечественные стеклодувы задали моду на бутылки с прямоугольными очертаниями. Такие бутылки делать проще, да и выглядят они внушительно, брусковатая форма красиво преломляет свет, придавая особую яркую торжественность праздничному столу.

      Уже к концу XVIII века прямоугольная бутылка  прочно ассоциируется с простым хлебным вином (самогоном), изготавливается преимущественно из стекла с зеленоватым оттенком, но достаточной прозрачностью.

      К началу XIX века произошло разделение между простой и дешевой в изготовлении массовой бутылкой и штофом,  винной посудой и графинами для дорогих напитков.

      Цвет стекла так же имел важное значение. Самогон разливали в бесцветные или зеленоватые бутылки. В золотисто-янтарные, вишневые, темно-зеленые, рубиновые бутылки лили настойки, наливки и дорогую водку. Были и «премиум» бутылки из хрусталя, тончайшего фарфора.                                          Фрагмент бутылки из стекла вишневого цвета, был найден на территории раскопок поселения «Фрея», вблизи Тамани, когда проводились исследовательские работы на подъездных путях к Крымскому мосту.

       В наши дни многие дизайнеры черпают свое вдохновение в штофах дореволюционной России. В фонды Таманского музейного комплекса в 2014 году по закупке поступил штоф с пятью рюмочками  выполненных в виде маленьких пивных кружечек. 1909 г. Изящная конусовидная форма штофа, с узким горлышком, венчается каплевидной пробкой.  Тулово сосуда, как и рюмочек, украшено стилизованным орнаментом, выполненным в виде павлиньих перьев с глазками бордового цвета.