Этот день в истории — Подписание Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию

#КрымскаяВесна#КрымскаяВеснаНаКубани

18 марта 2014 года был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь, тем самым восстановив историческую истину, нарушенную в результате распада СССР. События «Крымской весны», их легитимность, значимость всецело и полно отражены в обращении президента Российской Федерации В.В. Путина к обеим палатам Федерального собрания Российской Федерации в Кремле 18.03.2014 года, со стенограммой, которой Вы можете ознакомиться пройдя по ссылке. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%8 1%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C_%D0%9F%D1 %83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(2014)

«Деньги, денежки, деньжата…»

       Читая строки романа М.Ю. Лермонтова «Герой наш его времени», невольно осознаешь — главный герой постоянно сталкивается  с проблемой денег. То Печорина обокрали, то есть необходимость приобретения новой амуниции, ну и как человеку, странствующему, всегда была нужда остановиться на постой, сменить лошадей и вкусно отобедать. Вот и возникают вопросы, сколько надо иметь при себе денег, чтобы добраться из Петербурга до Тамани  «… с подорожной по казенной надобности», и по какой цене можно купить тот самый «пряник», о котором упоминается в повести Тамань.

      Попытаемся найти ответы на все эти вопросы.

      Многолетние исследования истории цен и зарплаты в Российской империи позволили  определить общий индекс потребительских цен в Санкт-Петербурге за период с 1703 по 1913 годы. Эта проблема изучена недостаточно. Нет ясного представления о том, каким был уровень жизни офицеров русской армии в разные периоды, насколько ухудшался или улучшался. Главная причина — большие методические трудности оценки изменения реальной ценности жалованья. Эту задачу можно решить только с учётом инфляции и изменения цен. Часто исследователи ограничиваются анализом офицерского содержания в отдельные годы или за короткий период. Другая особенность исследований материального положения офицеров — отсутствие сравнительного анализа доходов военнослужащих и представителей других профессий в течение длительного времени, а, как известно, всё познаётся  в сравнении. Cведения о номинальном жаловании позволили точнее оценить изменение в покупной способности и уровне жизни офицеров.1

 

       Главным источником доходов подавляющего большинства офицеров было денежное содержание.  Оно включало в себя: жалование, в соответствии с чином; столовые, которые зависели  от должности;  квартирные — их величина зависела от местности и семейного положения; фуражные и добавочные деньги. Столовые,  начиная с должности командира отдельной части, были выше жалованья, до командира батальона включительно — ниже.

       Жалованье и столовые деньги офицеры могли тратить на себя и семьи. Фуражные — на прокорм лошадей, квартирные  — на оплату жилья, добавочные деньги — на представительские расходы. Выплачивались и прогонные деньги (на перемещение к месту службы, командировки), порционные деньги (на разъезды и питание в ходе полевых поездок), суточные (за караулы), походные, лагерные деньги и пр.1

       Для того чтобы получить на почтовой станции  лошадей, прежде требовалось предъявить подорожную — документ удостоверяющий личность и права едущего. При выдаче в подорожной обязательно указывалось, по какой надобности едет проезжающий:  казенной (служебной, государственной) или личной (частной). Тут же указывалось, сколько лошадей соответственно  чину и званию имеет право требовать предъявитель  сего документа. При выдаче подорожных в канцеляриях петербургского и московского военных генерал-губернаторов взыскивалась сумма дорожного сбора за весь  путь. И «получавшие»  от прочих губернских учреждений и из уездных казначейств должны были предъявлять подорожные на первой шоссейной заставе и  уплачивать причитающийся с них «подорожный сбор» за все расстояние, которое предстояло проехать.2

       На почтовых станциях подорожные  записывались в шнуровые книги и существовали «Правила для проезжих на почтах, для станционных чиновников и почтарей». Например, при выдаче подорожных взималась плата:

— ½ копейку серебром, за каждую лошадь и версту;                                            — 30 копеек серебром, за приложение печати, и сверх «шоссейные деньги»;      —  по разным трактам прогонные деньги брали различно: от 3 копеек, 21/2, 2 и 11/2 за версту и лошадь;                                                                                          — всякий проезжающий обязан платить от станции до станции: за повозку 12 копеек;                                                                                                                      — за смазку колес у своих экипажей, кибиток, телег – 6 копеек;                          — прочих проезжающих экипажей – 12 копеек;                                                      — извозчикам на водку – 6 копеек серебром (там, где есть вольная). 3

      Таким образом, проведя, некоторые математические действия, мы узнаем о затратах на проезд дорожными трактами.

        В 1898 году в Кубанском областном правлении был выполнен расчет стоимости снаряжения казака на воинскую службу.

Расчет производился из самых низких расценок.

—  мундир (без сапог) — 25 рублей;                                                                          —  повседневное обмундирование — 40 рублей;                                                      — сапоги (две пары) -12 рублей; бурка — 9 рублей;                                                — башлык — 2 рубля; кинжал с поясом — 6 рублей 50 копеек;                               —  шашка с портупеей — 9 рублей 50 копеек;                                                         — патронташ — 2 рубля;                                                                                            — ружейный чехол — 2 рубля;                                                                                    — лошадь — 120 рублей;                                                                                            — седло с прибором — 32 рубля;                                                                                 — сумы — 8 рублей;                                                                                                     — подковы — 1 рубль;                                                                                                 — белье — 4 рубля 50 копеек;                                                                                     — различная мелочь — 50 копеек.

        В среднем конному казаку снаряжение обходилось в 274 — 275 рублей, пешему — 109 рублей, сюда же добавим «ремонтные деньги» в размере 1 рубль 28 копеек для починки обмундирования и седельного снаряжения. Их  каждый казак получал ежемесячно, как и  жалование  — 50 копеек в месяц. Младший урядник получал 1 рубль, а старший 3 рубля в месяц.4.

       Читая в приведенном выше в списке «стоимость лошади», все должны понимать, что здесь указана цена «ремонтной»  лошади, то есть молодой, строевой, поступившей на службу в воинскую часть.  Покупая обычную «подъёмную» — рабочую лошадь, можно было уложиться и в 40 рублей. 5

        Для сравнения цены приведу строки из письма М.Ю. Лермонтова к бабушке Е.А.  Арсеньевой:  «На днях купил лошадь у генерала и прошу вас, если есть деньги прислать мне 1580 рублей; лошадь славная и стоит больше, — а цена эта не велика». 6

       Из  реестра  1841 г., составленного на содержание  подопечных в период обучения их в Петербургской Академии, мы узнаем не только перечень предметов личного пользования, но их количество и стоимость, а значит, и приблизительные расходы на их содержание. Годовая плата за каждого в академии с казеннокоштными учениками составляла до 1150 рублей ассигнациями:7

— мундир синего сукна с петлицами из золотого галуна,                                      — брюки синего сукна,                                                                                              — фуражка синяя с черным бархатным околышем,                                                — летние брюки из «Фламского» полотна                                                                —  по 4 холщевые рубахи,                                                                                        — по 4 холщевых подштанника,                                                                                — по 4 носовых платка,                                                                                            — по 2 шёлковых платка на галстуки,                                                                      — по 1 подгалстучнику,                                                                                             — подтяжки,                                                                                                               — по 2 утиральника.

А так же раз в два года  на каждого выделялись деньги для покупки:               — 4 простыни (42 рубля на 8 шт.)  5, 25 за шт.                                                         — подушки (22 рубля на 2 шт.)    11 рублей за шт.                                                   — 4 наволочки (15 рублей на 8 шт.)    1.88 за шт.                                                   — стеганого на вате одеяла (22 рубля на 2 шт.)   11 рублей за шт.                       — набитый шерстью тюфяк (28 рублей на 2 шт.) 14 рублей за шт.                       — кровати (16 рублей на 2 шт.) 8 рублей за шт.                                                       — скатерти (10 рублей на 2 шт.)  5 рублей за шт.                                                   — 4 салфеток (10 рублей на 8 шт.) 1.25 за шт.

         Об уровне жизни русских в  XIX веке можно судить из  воспоминаний и свидетельств иностранцев, посетивших Россию. Им  нет никакой нужды заниматься преукрашиванием действительности чужой для них страны.

         Так, например, английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины…». Но это мнение, человека посетившего Россию в определенное время, при определенных обстоятельствах и на определенной территории.  Поэтому оно имеет право быть.

        Вот и путешественник Карл Ледебур, посетивший  Россию в 1826 году, а именно  город Барнаул приводит цены на продукты питания, делая небольшое уточнение: «…Возможно, некоторым из моих читателей небезынтересно узнать кое-что о дешевизне продуктов питания в Барнауле, которая находится в поразительном контрасте с ценами в других местностях…
— пара тетерок — 15-20 копеек медной монетой (15 копеек составляют приблизительно один грош)
— пара рябчиков — 12-15 копеек медной монетой
— пуд (40 фунтов) говядины — 80 копеек медной монетой, в сельских местностях только 60 копеек
— пуд хорошей пшеничной муки — 70 копеек
— пуд ржаной муки грубого помола — 25-40 копеек (в соответствии с ценами на хлеб.)

— фунт пшеничного хлеба — 2 копеек
— безмен масла (21/2 фунта) — 50 копеек
— безмен меда низшего сорта — 50 копеек, высшего — 60-70 копеек                     — стерлядь полуаршинная — 15-20 копеек…)».8

Для сравнения приведу данные продуктового ценника 1830-х годов  г. Иркутска.9

 — мука пшеничная (пуд)  — от 1.60 — 2 рублей                                                         — мука ржаная (пуд)    — 0,40 — 0,70 копеек                                                             — говядина (пуд) – 2 — 3 рублей                                                                              — масло коровье (пуд)  — 16 — 20 рублей                                                                 — масло конопляное (фунт)  — 30 копеек                                                                — крупа ячменная (пуд) – 2,5 – 3 рублей                                                                — картофель (мешок)  — 8 гривен — рубль                                                                — свекла, морковь (мешок)  —  7-8 гривен                                                                — репа (мешок)  — 40 – 50 копеек                                                                             — капуста (сотня)  — 4 рубля

       Анализируя эти статистические данные, мы  видим разницу в ценовой политике. При этом стоит учитывать, что в 1838 году было два вида денег с соотношением ценности примерно 3,5:1 серебро к ассигнации.

Курс доллара  в 1823 – 1843 гг. составлял 1 рубль 39 копеек.                        Средняя заработная плата  в 1853 г. – 23 рубля 5 копеек.                                И, что немаловажно, существовал  один ценник на товары для Москвы и другие для периферии.

Стоимость пшеничных сортов хлеба в 1845 г. за один фунт:                              — пшеничного ситного хлеба стоил 3 копеек серебром,                                      —  «красносельский» из крупитчатой муки — 3 копейки,  из «первача»- 3,5 копейки.                                                                                                                    — французская булка — 6 копеек.                                                                             — калачи и сайки — 5 копеек серебром.

       В начале правления Николая II в  российских питейных заведениях  стопка водки стоила 5 копеек, стакан горячего чая стоил примерно столько же. На рынках для любителей хорошей закуски к водочке продавались солёные огурчики по цене 2 копейки за дюжину, в кабаке  то же самое удовольствие вам бы обошлось в 1 копейку за штуку. Продавались в кабаках и пирожки к чаю с разными начинками, например, пирог с мясом стоил 3-4 копейки, а с капустой всего 1 копейку.  И тот самый пряник, упомянутый в лермонтовкой повести «Тамань», стоил 80 копеек за килограмм.

       1913 год историки считают едва ли не годом наивысшего расцвета дореволюционной России. В то время страна по темпам финансово-экономического развития была одним из мировых лидеров. Французский экономический обо­зреватель Эдмон Тэри писал: «Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900-м и 1912-м, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». Увы, история не предоставила России шанса — в 1914 году разразилась I Мировая война, в 1917-м большевики свергли царскую власть, и началась Гражданская война.… Вот и остался 1913 год вершиной, преодолеть которую стремились даже в советскую эпоху. 1

       В фондах Таманского Музейного комплекса хранится клад монет, найденный в 1976 году на территории Тамани. Монеты датируются  1898 – 1916 гг. Следовательно, формировался клад в преддверии революции 1917 г., в связи с нестабильностью и готовящейся сменой власти. Более ранних кладов не зафиксировано, только единичные находки: полушки, гроши, гривенники, копейки и т.д.

            Отсюда само собой напрашивается вывод, что в  мирные времена царской России, в эпоху  балов,  красавиц, юнкеров, и «хруста французской булки» — жизнь была дешевле и простой русский народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем народы Западной Европы. И разговоры о том, что «при царе-батюшке за три рубля можно было купить корову» — это не пустые слова.

Экспедиция «РоссиЯ- 2021» в Тамани.

10 марта 2021 года в ст. Тамань прибыла экспедиция «РоссиЯ- 2021». Участники велопробега посетили археологический музей и городище Гермонасса — Тмутаракань. Под руководством Константина Мержоева 3 марта из сочинского Олимпийского парка стартовала экспедиция. Цель ее: экспедиции значится беспрерывное прохождение вдоль границ Российской Федерации. С подробностями и ходом экспедиции вы можете ознакомиться на официальном портале проекта. (https://exp-russia-2021.ru/).

Где на самом деле находился «домик Лермонтова»?

На очередной вопрос посетителей музея отвечает заведующая литературным сектором — Валентина Малахова: «Всякий раз наша экскурсия начинается со слов о том, что музей был открыт 24 октября 1976 года. Это порождает у слушателей вопросы, что же было на этом месте, и почему мемориальное подворье организовали лишь в конце ХХ века, а не раньше?

     Еще в начале ХХ века таманский старожил и страстный любитель местной истории Василий Васильевич Соколов попытался отыскать «домик Лермонтова». Поиски увенчались успехом – у жителей станицы были обнаружены купчие документа начала XIX в. из которого следовало, что поэт несколько дней провел в хате, принадлежавшей Черноморскому казаку Фёдору Мыснику.
     Исследование В. В. Соколова увидело свет лишь в 1928 году, спустя десять лет после его смерти, но ещё раньше, в 1879 г., кубанский историк Е.Д. Фелицын по просьбе первого биографа поэта Павла Висковатого, посетил Тамань и зарисовал хату, в которой, по рассказам местных жителей, останавливался Лермонтов.

     Подворье Ф. Мысника просуществовало до осени 1855 г., когда 11 сентября в Тамани высадился англо-французский десант. «Жители при внезапном вступлении едва успели что захватить, а большею частью весь хлеб и имущество было сожжено неприятелем», — писали историки. Большой урон был нанесен жилым постройкам, они были разрушены частично или совсем. Только к 1858 г. их отстроили заново, и они выглядели «…почти в прежнем состоянии». Пострадал и дом Мысника. Восстанавливая хату, сын Мысника Семён, изменил внутреннюю планировку постройки. Таким образом, Е. Д. Фелицын изобразил уже перестроенную хату, и считать его сепию первоначальным изображением хаты, в которой останавливался поэт, было бы неверно.      Разыскания В.В. Соколова продолжил в 1930 годы директор Таманского археологического музея А.Г. Остроумов, тоже местный житель. В своей статье «Лермонтов в Тамани», продолжая мысль Соколова о том, что Мысник держал у себя баркасы, исследователь пишет: «Этими баркасами за плату широко пользовались контрабандисты – татары, притон которых был тут же, под кручей, на берегу моря, где впоследствии торговец Барабаш построил коммерческую гостиницу (ныне здание морского порта). Обширная территория над этой кручей – дворы гр<ажданина> Левицкого и бывших наследников Савельевых (ныне двор гр<ажданки>Борбылевой) – составляла в то время один двор и принадлежала во второй четверти прошлого столетия казаку Федору Мыснику».

     В связи с предстоявшим в 1941 г. 100-летием со дня смерти М. Ю. Лермонтова, на хате Борбылевой предполагалось установить мемориальную доску, но этому помешала война. Во время немецкой оккупации Тамани этот двор, со всеми прилегающими постройками, был уничтожен. Осталась лишь единственная фотография, сделанная еще до войны, где едва виден «тот самый» дом.

     Указанная А.Г. Остроумовым территория подворья Мысника довольно точно локализуется в районе, примыкающем к крыше бывшего здания Таманского морского порта, а ныне музея Казачества. Восстанавливая в Тамани подворье Мысника в 1976 г., решить вопрос о передаче этой территории музею не удалось, т.к. она принадлежала Керченскому морскому порту (УССР). Тогда дирекция совхоза «Южный», занимавшаяся восстановлением подворья, решила поставить лермонтовскую хату в ста метрах от подлинного места. Сегодня на бывшем пустыре, где находился  домик, в котором останавливался поэт, установлен памятник воинам-интернационалистам.

 

 

О режиме работы в «Международный женский день»

                                                Дорогие друзья!

Таманский музейный комплекс будет работать для Вас в «Международный женский день – 8 марта». С радостью ждем вас, но просим не забывать о сохраняющихся ради вашей безопасности и здоровья ограничениях:

    1. Проведение индивидуальных экскурсий допустимо в группах не более 5 человек;
    2. При посещении необходимо соблюдать социальную дистанцию 1,5 метра и пользоваться индивидуальными средствами защиты (без масок и перчаток проход на территорию запрещен).

Музей будет работать с 900 до 1700.

 

 

 

День родного языка.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и

вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

   К. Д. Ушинский

 

Международный день родного языка учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Согласно этому документу все языки признаны равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, его духовным запросам, и каждый представляет живое наследие.  Дата для празднования 21 февраля была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке  (ныне столица Бангладеш) в 1952 году, когда от пуль пакистанских полицейских погибли  студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны. Спустя пять лет бенгальский язык бал признан одним из государственных  языков Пакистана.

С начала нового тысячелетия  праздник отмечается во многих странах под лозунгом содействия языковому и культурному разнообразию и направлен, прежде всего, на защиту исчезающих языков.

Духовное сокровище любой нации – это язык. Самым важным для человека является тот язык, на котором он впервые учится разговаривать и узнавать окружающий мир, на котором он пишет, думает. Человек, независимо от его этнической принадлежности, считает для себя родным тот язык, на котором он мыслит.  Родной язык неотъемлем от нашего мышления, тесно связан со всей жизнью – личной и общественной, выражает наши радости и страдания, становится для нас символом личности и общества, в котором мы живем. Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – своего рода показатель его человеческих качеств, его культуры. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Язык в этнических границах его носителей – это не столько средство общения, сколько память и история народа, его культура, мировоззрение, багаж знаний о мире. Язык представляет собой форму культуры, воплощающую в себе исторически сложившийся национальный тип жизни во всём его разнообразии и диалектической принадлежности.

Представить общество, которое лишено общения — невозможно. На нем строится вся наша жизнь: передача информации, религия, культура, государство, законы. Пропадет язык, человечество перестанет быть обществом.

Являясь фундаментом созревания любой личности, язык можно считать наибольшим инструментом защиты духовного богатства. Все шаги, направленные на его поддержку и распространение, призваны сохранить разнообразие языков на нашей планете, защитить традиции разных народов. Сберечь языковую базу большого народа и самой малочисленной народности – очень важная и актуальная задача, так как каждые две недели в мире исчезает один язык, унося с собой целое культурное и интеллектуальное наследие.

В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка, а на момент подписания соглашения о распаде СССР в декабре 1991 года — только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка. В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России под угрозой исчезновения, а 20 уже признаны мертвыми.

В России проживают 160 национальностей, большинство из которых малочисленны и живут на ограниченной территории. В РСФСР проводится обучение на 24 языках, 81 язык изучается как предмет. У коренных народов ситуация осложняется отсутствием письменности, нехваткой педагогов, владеющих этим языком. У многих языков остались единицы носителей. В Красную книгу языков народов России включено более 60 языков.

С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный сегодня в интернете для современного мира, «не существует».

В Международный день родного языка мировому сообществу напоминают, что все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

В целях создания и изучения языков народов Российской Федерации, являющихся достоянием и историко-культурным наследием, в 2018 году Указом Президента РФ был создан Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.

 

 

 

Память сильнее времени – к годовщине расстрела мирных жителей ст. Тамань в феврале 1943 года

18 февраля состоялось очередное занятие клуба «к истокам времени». В ходе занятия ребята прослушали лекцию патриотической направленности «Память сильнее времени – к годовщине расстрела мирных жителей ст. Тамань в феврале 1943 года», после которой состоялось обсуждение проблем связанных с памятью событий ВОВ, и значение памятных мероприятий в современном образовании.

17 февраля 1943 года.

И СНОВА НА ДВОРЕ ФЕВРАЛЬ,
А НА ДУШЕ ОПЯТЬ ТРЕВОГА.
СКОРБИТ ДУШОЙ МОЯ ТАМАНЬ,
И ВИДИТ ЗИМНЮЮ ДОРОГУ.
А БЫЛО УТРО, ТИХО БЫЛО,
ПОЗЕМКА ЗАМЕТАЛА СЛЕД.
ПРИЖАВ ДЕТЕЙ К ГРУДИ, ТОЛПА ШАГАЛА —
ИМ ТИХО ВСЕ МОЛИЛИСЬ ВСЛЕД.
ШЛИ МОЛЧА. МОЖЕТ БЫТЬ, С НАДЕЖДОЙ.
И КАЖДЫЙ ЖИТЬ ТОГДА ХОТЕЛ…
НО У ФАШИЗМА НЕТ ПОЩАДЫ,
ИМ ЧУСТВО ЖАЛОСТИ ПРЕТИТ.
РУКА НЕ ДРОГНЕТ НАД ПРИКЛАДОМ,
РЫВОК К СПАСЕНЬЮ, ВЕТРА СВИСТ…
ОТ РОЯ ПУЛЬ ЗЕМЛЯ ВЗДЫМАЛАСЬ…
И РАНЕНЫХ ДОБИЛ ФАШИСТ.
ИХ РАССТРЕЛЯЛИ, ТОЛЬКО ВЕТЕР
ИМ ПЕСНЬ ПРОЩАЛЬНУЮ ПРОПЕЛ.
ФЕВРАЛЬ. 17 И БЫЛ ВЕЧЕР
И МИР БЕЗ НИХ ОСИРОТЕЛ.
Вострикова А.Г.
           Во время оккупации Тамани, в годы Великой Отечественной войны,
немцами производились массовые расстрелы местного населения.
Никогда не забудут таманцы 17 февраля 1943 года. В этот день немцы
сообщили жителям станицы, что их отправляют в Германию. Списки были
составлены по доносам полицаев. Возле таманской комендатуры собрали
около 150 человек: коммунисты и комсомольцы со своими семьями. Они
пришли к девяти утра со своими нехитрыми пожитками. Посадка на баржи
должна производиться в п. Комсомольский. Колонна двинулась по главной
улице, на западную окраину станицы. В этот день погода стояла тихая. Ночью
выпал небольшой снежок, покрыв тонким слоем грязь. Температура воздуха — нулевая. С утра стоявший туман рассеивался… Над Таманью повисла
тяжелая, гнетущая атмосфера. Это почувствовали многие жители, оставшиеся дома. Слушая скрип повозок и монотонный топот ног идущих

людей, они знали, что ведут приговоренных, и ни о какой отправке в Германию нет и речи. Всматриваясь в толпу, таманцы узнавали своих станичников: семья Черноморченко, Михаил Григорьевич нес на руках своего трехлетнего сына Сережу, рядом шла его жена Анастасия Тихоновна с годовалым Петей на руках, а следом еще их четверо старших ребятишек. Семья Ковшарь и их пятеро детей, старшей Ане 16 лет, а самой младшенькой Дусе всего полтора года. Добровольская Ольга с тремя детишками. Крепко прижимала к груди двухлетнюю Танечку Лида Скалко. Недалеко от них идут семья Колесниковых: муж, жена и их

четверо детей. Семьи Лебедевых, Остапенко, Соседко, Липейко…
          Колонну вывели за станицу к лесополосе, где еще ранее были
выкопаны противотанковые рвы. Полицаи ставили по несколько человек на
край рва и расстреливали. В начале женщин и детей, потом мужчин. Если
кто-то, получив ранение, не умирал, его добивали прикладами винтовок, а
детей каблуком сапога. Все тела были сброшены в ров и засыпаны землей.
Очевидцы этой трагедии утверждали, что на этом месте еще целые сутки
шевелилась и парила земля.
           Эту трагедию невозможно забыть, да мы и не имеем с вами права ее
забывать. Забывчивость и безразличие приводит к новым трагедиям.