Розов Виталий Николаевич (17.06.1950 – 14.02.2019)
Как известно, основной функцией музея является комплектование, учет, хранение и изучение музейных коллекций. Не менее интересно, ценно и сохранение памяти о людях, посвятивших себя музейной работе, людях, преданных бескорыстно и навсегда.
У создания и развития Археологического музея в Тамани, открытого в мае 1977 года стоял Розов Виталий Николаевич, вся жизнь которого была посвящена науке — археологии и музейному делу.
Фото 1982 г. Реконструкция здания археологического музея. Слева направо Устаева Э.Р., Розов В.Н., Богословский О.В. и Лют М.И.
Удивительно скромный, интеллигентный и порядочный человек и исследователь- нумизмат. Всегда «застегнутый», осторожный, немногословный и очень редко склонный к чему-то веселому. Виталий Николаевич был надежным другом и коллегой. Несколько недооценивая своих весьма и весьма немалых способностей, и знаний, он никогда не брался «не за свое дело», всячески избегая излишних обязанностей. Был почти начисто лишен суетного честолюбия. Но если за что и брался – относился к этому с чрезвычайной ответственностью. Его скрупулёзность, тщательность в научных изысканиях, будь то раскоп, полевой дневник или статья, были просто невероятными. Античность он любил всей душой. Служил честно, как мог…
Виталий Николаевич родился в г. Зима Иркутской области. В 1973 году окончил Новосибирский Государственный Университет по специальности история.
После службы в рядах Советской Армии, работал в Таманском археологическом музее, где им фактически и впервые была создана археологическая экспозиция на материалах раскопок городища Гермонасса-Тмутаракань. От витрин до самого проектно- художественного оформительского решения все было выполнено его руками.
В 1975-1978 гг обучался в аспирантуре ИА РАН СССР (научный руководитель – профессор Д.Б.Шелов).
С 1978 по 2005 гг. работал в музее города-курорта Сочи.
Неоднократно принимал участие в различных античных экспедициях на территории Восточного Крыма, Таманского полуострова.
Основная тема научных изысканий – ранняя нумизматика античного Боспора.
Лермонтовед Владимир Александрович Захаров (1946–2021) очень любил международный день музеев, поскольку сам был настоящим музейщиком, истовым радетелем музейного дела. Его стараниями (при деятельном участии В. Г. Малаховой и архитектора В. А. Гаврилова) в 1984 году в Тамани была открыта литературная экспозиция «Две поездки Лермонтова на Кубань», — ставшая результатом упорной научной работы по разработке темы двух поездок М. Ю. Лермонтова в Тамань.
«Когда мы с супругой Валентиной Малаховой приехали из Тархан в 1977 году, в музее насчитывалось всего 22 экспоната, — вспоминал он, — это были сложные годы становления таманского музея, но работали все с большим энтузиазмом и самоотдачей… Музею удалось получить складской сарай, который совхоз «Таманский» помог переделать под выставочное пространство. Так, в 1979 году, появилась первая экспозиция «Лермонтов в жизни». К 1984 году наши научные изыскания легли в основу новой экспозиции». Офицерская палатка и котелок в центре зала символизируют походные условия, в которых пребывал Лермонтов в последние годы жизни. Всю фронтальную стену занимает знаменитый рисунок поэта «Тамань. Домик над обрывом», счастливо обретенный в 1919 году. Кстати, этому рисунку В. А. Захаров посвятил не одну статью.
Подробная творческая биография лермонтоведа занимает не одну страницу, но сегодня, в международный день музеев, мы вспомним основные вехи славного пути ученого. Владимир Захаров родился 17 июля 1946 года в семье врача и рабочего. Учебу в вузе он начинал на историко-филологическом факультете Ставропольского гос. пед. института, а заканчивал в Московском гос. заочном пед. институте, по специальности – историк, литературовед. Работал в музеях Пятигорска, Пензы (Тарханы), Краснодарского края (Тамань), Москвы (музей Великой Отечественной войны). С 1993 года работал в отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии. Дипломатическая веха его деятельности связана с работой в Миссии Суверенного Военного Мальтийского Ордена при Российской Федерации. За свою деятельную работу он был награжден высшим орденом Суверенного военного Мальтийского ордена «Командорский крест». В последние годы В. А. Захаров был старшим научным сотрудником Института Европы РАН, заместителем директора Центра Кавказских исследований МГИМО, директором «Общественного Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона». В качестве профессора он преподавал в Пятигорском государственном Лингвистическом университете. Но особенно Захаров гордился премией Всероссийского лермонтовского комитета, присужденной ему в 2001 году за деятельность, посвященную исследованиям жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.
Захаров был членом Союза писателей России, и Союза писателей Армении, членом международного союза журналистов. Он автор около тысячи статей и 25 книг, в том числе о Лермонтове: «Загадка последней дуэли» (2000); «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова» (2003), «Дуэль и смерть поручика Лермонтова» (2007), «Лермонтов в Карабахе» (2012); «Дуэль Лермонтова» (2014) и др. Его многочисленные выступления на научных Всесоюзных и Всероссийских лермонтовских конференциях всегда привлекали внимание новизной материала, новыми архивными находками, а книга «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова» является настольной книгой всех, кто занимается изучением жизни и творчества великого русского поэта.
«Вся моя жизнь связана со служением Лермонтову», — любил повторять Владимир Александрович. Пандемия коронавируса, к сожалению, не дала ему закончить научную биографию поэта, над которой он работал. Земной путь лермонтоведа закончился 1 ноября 2021 года в г. Карачаевске, где Захаров жил и работал в последние несколько лет. Его прах покоится в Тамани, рядом с его родителями. Он хотел найти покой там, где прошли лучшие годы его жизни, где он «построил» музей любимого поэта.
Чем дальше уходят от нас события войны, тем ценнее становятся воспоминания её участников, очевидцев и современников. Хочется привести строки тех, кто освобождал Тамань и Таманский полуостров от немецко-фашистских захватчиков.
В газете «Комсомольская правда» 1943 года был размещен материал военкора М. Анрусова: «Город еще охвачен пламенем. В тихой Тамани многие места связаны с памятью о Лермонтове. Вот и лермонтовская улица… на портовой площадке бесформенные куски дерева, щебня, кирпича. Из воды торчат сваи разрушенных причалов».
Гитлеровцы не пощадили Тамань. Сотни жителей станицы были расстреляны, многие угнаны в Германию.
В числе первых корреспондентов, вошедших вместе с войсками Красной Армии в освобожденную Тамань, были Б. Галанов и Герой Советского Союза С. Борзенко. Свои впечатления на дорогах войны Б. Галанов описал в документальной книге «Самые долгие годы»: «Дорога в Тамань проходит по серой, потрескавшейся от зноя земле, мимо сухих лиманов и невысоких песчаных холмов, у подошвы которых какой-то пехотинец, совсем скрывшийся в клубах пыли, размахивал пилоткой и громко, весело кричал вдогонку проезжавшим машинам:
Тамань наша! Товарищи, Тамань наша!
Трудно, ох как трудно досталась нам Тамань. Бои развертывались в 20 километрах от города, на косе Бугаского лимана. Немцы занимали высоты, с вершин которых контролировали весь этот район. Советские войска продвигались по равнине, где невозможно было ни укрыться, ни замаскироваться от вражеского огня. И все-таки на седьмой день, сломив сопротивление противника, они вышли на побережье Керченского пролива.
Между Каспийским и Черными морями нет больше немцев. С освобождением Таманского полуострова и самой крайней его точки -Тамани- закончилась многодневная битва за Кавказ.
И вот мы въезжаем в Тамань. Бронзовая фигура грозного, усатого запорожца, чудом сохранившегося на пристани, среди хаоса и разрушения.
Лермонтовская улица спускается к морю. Кое-где догорают пожары. А уцелевшие хаты со своими голубыми и белыми стенами, камышовыми крышами и со дворами, обведенными оградой из булыжников, все до единой и особенно ночью при таинственном свете луны, напоминают жилье лермонтовских героев.
Посреди широкой улицы бойцы обступили нескольких женщин. Спеша и волнуясь, то смеясь, то вытирая невольные слезы, женщины рассказывают, как хозяйничали в Тамани оккупанты: грабили, насильничали, секли непокорных розгами и увозили в Германию, а дома тех, кого увозили, срывали до основания».
Писатель А. Софронов, побывавший в октябре сорок третьего в Тамани, вспоминал: «Ещё дымится многострадальная Тамань… Трудно переоценить значение в этой войне Тамани- ворот с моря на Кубань и Северный Кавказ».
Тамань – одна из кубанских станиц, как и вся страна, пришла к победе на последнем дыхании, разоренной и истерзанной, выстраданной и несломленной.
Кубань. Тамань!
Время, память солдатскую ты не тумань.
Вспомянем поименно
Кто нёс боевые знамена
На вершину Победы
Через нашу Кубань!
Через нашу Тамань!
М. Владимов, участник освобождения Таманского полуострова. 1943 г.
«Вставай, страна огромная»…
( История сознания песни )
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.
«Священная война»- это трагическая песня, ставшая патриотическим
призывом для советского народа в противостоянии фашистской армии.
24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого является Василий Иванович Лебедев-Кумач. Народный артист СССР Александр Васильевич Александров пишет музыку к стихам В.И. Лебедева-Кумача. И 26 июня песня
«Священная война» была впервые исполнена Краснознаменным ансамблем песни и пляски СССР (руководитель А.В. Александров) на Белорусском вокзале в городе Москва.
Таманский музейный комплекс поздравляет с Праздником Весны и Труда! Этот праздник связан с трудом и отмечается по всему миру.
История возникновения праздника 1 мая берет свое начало в XIX веке в среде рабочего движения в Австралии, где рабочий день на производствах мог доходить до 20 часов. Поэтому одним из главнейших требований рабочего движения был 8-часовой рабочий день.
В Царской России Первомай начали праздновать в 1890 г. в городе Варшаве. Там состоялась 10-тысячная стачка рабочих. Выступали революционеры с политическими речевками, интеллигенция и молодежь.
С 1918 г. в РСФСР Первомай именовался как День Интернационала. Позже он уже стал носить название День солидарности трудящихся. Праздник отмечался ровно 2 дня. 1 мая в соответствии с трудовым законодательством РСФСР считался нерабочим.
В самом праздновании принимало большое количество людей. Люди шли стройными колоннами, неся транспаранты, плакаты, изображения руководителей СССР. Почти никто не оставался безучастным. Явка на демонстрации была обязательной, т.к. присутствующих проверяли по списку.
С 1992 г. праздник стал именоваться как День весны и труда. С этого момента праздник лишился своей политической и идеологической составляющей, а явка на празднования перестала быть обязательной.
Являясь международным праздником, День первого мая отмечается в 142 странах со своими особенностями. В некоторых государствах этот День труда до сих пор носит идеологический характер, а в других – ничем не выделяется среди остальных праздников в году.
26 апреля 1986 года в 1:23 ч. ночи на Чернобыльской атомной электростанции произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории. В результате аварии был полностью разрушен реактор четвертого энергоблока, вследствие чего в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Площадь свыше 200 000 кв.км. оказалась заражена радиацией. По приблизительным оценкам на 2005 год около 6 млн человек подверглись облучению, превышающим норму в 50-100 раз, а около 600 тыс., кто непосредственно ликвидировал аварию, получили дозу облучения превышающую естественную норму более чем в 500 раз. По официальным данным, 5 миллионов человек пострадали от радиоактивного заражения на территории трех республик СССР: РСФСР, УССР, БССР.
Трагедия объединила огромную страну — СССР, каждая из 15 союзных республик внесла неоценимый вклад в преодоление последствий катастрофы. Среди ликвидаторов аварии были и жители ст. Тамань. Двадцать человек приняли участие в работах в районе ЧАЭС, многие впоследствии награждены ведомственными наградами.
Ежегодно в этот день проходят памятные мероприятия, посвящённые жертвам и ликвидаторам аварии, которые, не смотря на смертельную невидимую опасность, ликвидировали крупные очаги заражения, тем самым остановив распространения радиации.
В 2019 году, в день 33-ей годовщины аварии, в ст. Тамань был открыт памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (скульптор Виктор Мосиелев). Памятник выполнен в виде Ангела, сквозь фигуру которого проходят лучи, символизирующие радиацию, пронизывающую все вокруг, неся невидимую смерть.
Мне нравится,
как он сказал:
«Поехали!..»
А главное:
он сделал,
как сказал! (Р. Рождественский)
Шестьдесят два года назад, советский летчик-космонавт Юрий АлексеевичГагарин совершил первый орбитальный облет Земли, послуживший началом, пилотируемым космическим полетам. Это стало одним из величайших достижений XX-го века, открывшее новую страницу для человечества.
12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур был произведен старт корабля «Восход – 1» с советским пилотом-космонавтом Юрием Гагариным на борту. Ход испытаний контролировали Сергей Королев, Леонид Воскресенский и Анатолий Кириллов. Полет продлился 108 минут, за которые корабль совершил свободный полет вокруг планеты и приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.
В Таманском музейном комплексе сегодня прошло мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Школьники не только узнали о Дне космонавтики, но и познакомились с Таманским музейным комплексом, осмотрев экспозицию археологического музея.
Николай Лукьянович – бывший офицер военно-морского флота, а ныне профессор одного из столичных вузов, выпустил книгу под названием «Михаил Юрьевич Лермонтов. Тайны и загадки военной службы русского офицера и поэта».
Автор предлагает особую оптику: взглянуть на судьбу поэта, как на жизнь русского офицера, носителя русской имперской идеи. Перед читателями предстаёт образ Лермонтова-воина – бесстрашного и смелого, настоящего патриота и офицера, для которого честь становится не только мерилом службы Отечеству, но и главным жизненным кредо, определившим творческую судьбу поэта.
– Принадлежность Лермонтова к русскому офицерскому корпусу, оказала сильнейшее влияние на его мировоззрение, – пишет автор, – его творчество в той или иной степени связано с этой средой и наивысшими своими достижениями он обязан именно ей.
Автор книги считает, что лермонтоведы очень превратно интерпретировали военную службу поэта: Отчуждение образованного штатского общества от военной среды в России нарастало на протяжении всего XIX века, – указывает Лукьянович, – не удивительно, что военная служба рассматривалась многими его представителями как нечто тягостное и невыносимое для поэта, что, конечно, не соответствовало действительности.
Он настаивает, что «все исследователи Лермонтова были людьми не военными», мол, кто никогда не был офицером, тому не понять души офицера. Значит ли это, что тот, кто никогда не писал стихов, вряд ли поймет Лермонтова-поэта?
Подобный метод интерпретации творчества создает, на мой взгляд, некоторую тенденциозность. В своей книге Николай Лукьянович идеализирует Лермонтова. Отобранные автором факты в контексте военной службы поэта рисуют парадный портрет, которым читателю предлагают лишь восхищаться.
Используя эту же «портретную» аналогию, стоит заметить, что автопортрет в бурке, созданный Лермонтовым по отражению в зеркале в 1837 году, показывает нам не столько блестящего офицера, сколько человека с шестью пальцами.
Это порождает резонный вопрос: как, будучи первоклассным рисовальщиком, Лермонтов так небрежно изобразил себя (тем более на портрете, предназначенном для любимой женщины)? Ответ, по-моему, очевиден: Лермонтов – натура, сотканная из противоречий (как и любой из нас). При этом Лермонтов слишком неординарен, чтобы мерить его исключительно «военным аршином».
Конечно, избрав военную службу, поэт должен был следовать «правилам игры» того времени. И эта игра, безусловно, накладывала отпечаток, давая богатую пищу для творческого осмысления самого себя, как офицера русской армии.
Однако не стоит слишком переоценивать влияния офицерской среды Николаевской России.
На поэта одинаково сильно воздействовали как понятие чести дворянина, так и принципы офицерской чести. А ещё меланхолия, постоянные странствования, светская жизнь, даже обычный сплин… И что среди перечисленного довлело сильнее на Лермонтова, сказать наверняка – сложно.
Николай Лукьянович действительно задался хорошим (и правильным) вопросом, как офицерская жизнь повлияла на Лермонтова? И предлагаемые автором ответы – результат хорошей проработки источников, с помощью которых Лукьянович разворачивает перед нами контекст эпохи, предлагая читателю нетривиальную картину Николаевской России.
Вероятно, автор не был знаком с монографией исследователя из Нальчика Хаути Шогенова «1837: тайны странствования Лермонтова по Кавказу» (2019), в которой тот убедительно объясняет «странное» поведение ссыльного офицера, прибывшего к месту службы спустя семь (!) месяцев после царского приказа о переводе из гвардии в армию.
Если Лермонтов был настолько истовым офицером (каким рисует его Лукьянович), почему в 1837 году Лермонтов-офицер «всюду опаздывал» для участия в военных операциях, а в 1840 году в красной шелковой рубашке шёл первым в атаку? Ответы, который дает в своей книге Х. З. Шогенов, вовсе не умаляю достоинств Лермонтова-воина, наоборот, делаю его живым и очень понятным современному поколению.
В своей книге Николай Лукьянович поднимает ещё одну важную проблему лермонтоведения – правомерность наименования «первой ссылкой на Кавказ» то, что оказалось переводом Лермонтова в 1837 году из гвардии в действующую армию в качестве наказания за стихи на смерть Пушкина.
Автор считает, что, как таковой, ссылки не было – «был перевод офицера из одного полка в другой, что в любой армии любой страны и в любую эпоху является абсолютно нормальным явлением.
Другое дело – мотивы такого перевода. Понятие «ссылки» ввели именно для того, чтобы внести Лермонтова в списки «противников самодержавия». Мне, как исследователю, разделяющему эту же точку зрения, хотелось бы видеть в книге больше доказательств в пользу этой концепции.
Лукьянович ссылается на малоизвестный факт «что патент поручика лейб-гвардии Лермонтов получил на Кавказе, то есть формально он оставался гвардейским офицером и в период так называемой кавказской ссылки», но не приводит ссылку на источник. Автор ни разу не ссылается на «Летопись жизни и творчества Лермонтова».
Для издания, обозначенного как монография, подобные вещи непростительны, как и бесконечные ссылки на Интернет-ресурсы и книги без обозначения страниц цитирования. В этом смысле, книге не повредила бы дополнительная проработка редактора и корректора. Среди досадных неточностей – обозначение карандашного рисунка Лермонтова «Тамань» как рисунка маслом.
Все эти небрежности снижают научную ценность работы, на которую претендует автор. При этом Н. В. Лукьяновича сложно уличить в псевдонаучности. То, как аргументировано он критикует некоторых исследователей, включая В. Г. Бондаренко, и его неровную книгу о Лермонтове в малой серии ЖЗЛ «Мистический гений», характеризуют его как серьёзного и вдумчивого ученого.
От того и хочется надеяться, что Николай Лукьянович не остановится на достигнутом и выпустит исправленное и дополненное издание своей замечательной книги.