«Лермонтовское окружение». Е.А. Арсеньева

        С самого раннего детства в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова присутствовал ангел – хранитель, это его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина.

        После смерти Марии Михайловны, матери Лермонтова, бабушка забрала его к себе. Ёё любовь к внуку была безграничной, самоотверженной и в тоже время властной. Ради него она готова была на любые жертвы, но при всем при этом она должна была распоряжаться его судьбой «безраздельно», поэтому разлучает его с отцом Юрием Петровичем Лермонтовым. В 1817 году Елизавета Алексеевна составляет завещание в пользу Мишеньки. Болезненного внука поднимает на ноги, воспитывает, даёт лучшее образование, становится самым близким ему человеком. В письме к Прасковье Александровне Крюковой она писала: «… он один  свет очей моих, все моё блаженство в нем».

       В отношениях Елизаветы Алексеевны и Лермонтова часто возникали недопонимания из-за жесткого характера всевластной бабушки и бойцовского, не всегда покорного характера внука. Но осознания сильнейшей привязанности к самому родному в этом Мире человеку к Михаилу приходит в период его учебы в Петербурге. Будучи корнетом лейб-гвардии Гусарского полка, в момент отъезда Арсеньевой в Тарханы Лермонтов напишет Александре Михайловне Верещагиной: «Не могу вам выразить, как огорчил меня отъезд бабушки. Перспектива остаться в первый раз в жизни совершенно одному – меня пугает».

      Читаешь переписку Лермонтова с бабушкой и понимаешь, сколько тепла и душевного переживания друг к другу вложено в строчки их писем: «Милый любезный друг Мишынька. Конечно мне грустно, что долго тебя не увижу, но видя из письма твоего привязанность твою ко мне, я плакала от благодарности к богу, после двадцати пяти лет страдания любовию своею и хорошим поведением ты заживляешь раны моего сердца… Прощай, мой друг, Христос с тобою, будь над тобою милость божия, верный друг твой Елизавета Арсеньева 1835 года 18 октября «.

      «…милая бабушка, будьте здоровы, и уверены что бог вас вознаградит за все печали. Целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермонтов».

      Елизавета Алексеевна всю свою жизнь посвятила единственному внуку, находилась в постоянных хлопотах о нём, прося для него прощения, повышения в чине, хлопотала об отпуске, о переводе из одного полка в другой о снисхождении в наказании…

      И как велико было её горе, когда узнала о гибели М. Лермонтова. В это время она находилась в Петербурге, где очередной раз хлопотала о внуке. Уже в сентябре 1841 г. Мария Лопухина напишет в письме А.М. Верещагиной о состоянии Е.А. Арсеньевой: «Говорят у неё отнялись ноги и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в её присутствии имя какого бы то ни было поэта».

      После смерти Лермонтова, Арсеньева подает прошение о перезахоронении праха внука из Пятигорска и спустя девять месяцев  23 апреля 1842 г. хоронит его в Тарханах в семейном склепе.

      Елизавета Алексеевна в жизни своего «Мишыньки» она оставалась самой любящей и преданной женщиной, пережившей внука на 4 года.

Используемая Литература.

— Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет издва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981.

— М.Ю. Лермонтов. Сочинения в 6 томах. Том 6. Проза, письма. Издательство Академии наук СССР М.-Л. 1957.

 

 

Женский образ в терракотах Танагры

      Сегодня, в честь Международного женского дня, коллектив Таманского музейного комплекса представляет заметку, посвященную женским образам в терракотах Танагры.

      Терракоты это небольшие статуэтки из обожженной глины. Характерной особенностью танагрских статуэток считается изящество исполнения и жанр, в котором преобладают бытовые темы: изображения детей, женщин и юношей, наполненные жизнью и внутренним движением. Такие статуэтки использовались в домашнем обиходе и являлись истинными украшениями жилища, дорогими подарками и игрушками. Их также могли оставлять в погребениях или приносить в храм как посвятительный дар, таким образам даруя им сакральный смысл.

      Эти статуэтки изготавливались в небольшом городке области Беотии — Танагре и представляли собой относительно небольшие, в районе 20-30 см, изображения, которые для устойчивости помещались на подставку в виде тонкой пластинки.

       Самая большая коллекция терракот Танагры в России находится в собрании Государственного Эрмитажа, куда поступила в 1884 году. В этом собрании преобладают женские задрапированные фигурки, воплощающие в себе идеал женственности и изящества. Они лишены индивидуальных черт лица, ведь главное в этих терракотах — пластика движения, доведенная до совершенства.

       Статуэтки частично изготавливали в формах. Употреблялись отдельные формы для лица, задней половины головы и передней стороны фигурки. Готовые части соединяли в единое целое, добавляя вылепленные вручную детали. После этого изделия отправляли на просушку. Далее, с помощью стека, будущие статуэтки вручную обрабатывались, добиваясь совершенства. После этого изделие подвергалось обжигу, покрывалось грунтом и раскрашивалось минеральной краской, которая частично сохраняется и по настоящее время.

Стоящая женщина в петасе, с фигуркой Афродиты. Танагра. III в. до н. э. Терракота. Высота 18, Эрмитаж

       

 

                        Группа двух девушек: одна несет другую.

            Конец IV -начало III в. до н. э., Эрмитаж. Терракота. Высота 26. Сохранившиеся краски — светло-коричневая на волосах и розовая на хитонах — отчасти позволяют судить о первоначальной раскраске этой удивительно пластичной терракоты.

        Стоящая женщина с веером.

       Высота 21 см. Первая половина III в. до н.э. Пустотелая. Оборотная сторона с четырехугольным отверстием не обработана. По белому грунту следы раскраски: волосы красно-коричневые, губы красные, плащ голубой, веер, диадема, ожерелье и серьги позолочены. Эрмитаж (С.-Петербург).

Виноградарство и виноделие на Боспоре.

      В первые века после заселения Боспора греками, виноград и виноградное вино являлось импортным товаром, популярным как у греческого, так и у местного населения. Именно греческие переселенцы привозят на территорию Боспора первые окультуренные виноградные лозы. В местах оседания переселенцев виноградарство появляется везде, где позволяли климатические условия, в том числе и на территории Крыма и Таманского полуострова. И все же, завезенная в этот регион средиземноморская лоза, из-за относительно холодного климата, требовала время для акклиматизации. Античный историк и географ Страбон указывает, что на Боспоре, для сохранения от зимних морозов, лозу необходимо было засыпать землей, также он отмечает еще одну важную особенность: на этой территории произрастают очень мелкие грозди винограда.


Читать далее

      Одним из первых свидетельств распространения винограда на Боспоре являются изображения виноградной грозди на монетах Нимфея конца V века до н.э. и Фанагории III века до н.э. Выращивание винограда и виноделие набирает темпы из-за изменения климатических условий, а также и из-за увеличения спроса и невозможности закрыть этот спрос исключительно импортным вином. На Боспоре были найдены оборудованные винодельни для приготовления вина в промышленных масштабах, кроме этого были найдены небольшие переносные давильни для винограда.


Еще одним доказательством развития виноделия в этом регионе является наличие местного производства амфор и пифосов, в которых проходил процесс брожения и хранения вина. Кроме этого, свидетельством развития виноградарства являются находки виноградарских ножей, а также прочего инвентаря, необходимого для ухода за виноградниками.

«Белеет парус одинокий …»

      Всем известные лермонтовские строки, которые  еще не известный молодой поэт написал в сложный для себя период жизни: семнадцатилетний студент М.Ю. Лермонтов покинул Московский университет и не поступил в Петербургский университет. Юноша бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника и у него родилось это знаменитое стихотворение. 2 сентября 1832 года Михаил в письме к Варваре Лопухиной посылает текст стихотворения, в котором, как и в тексте письма (на французском языке),  передается угнетенное состояние поэта: » …я очень сильно чувствую ее [жизни] реальность, ее завлекающую пустоту! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно презирать ее; потому что жизнь моя это я сам,.. который через мгновение может превратиться в ничто, в одно имя, т.е. – опять в ничто —Бог знает, будет ли существовать мое «я» после смерти. Ужасно думать, что может настать день, когда я не буду в состоянии сказать: «я»! – Если это так, то мир — только комок грязи…».

      Сам Лермонтов несерьезно отнесся к стихотворению  «Парус» и не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» 1841 г.  № 10, уже после смерти поэта.

      У самого М.Ю. Лермонтова есть акварельная работа (1832 г.), на которой изображено небольшое парусное судно в шторм.

      «Парус»  иллюстрировали И.К. Айвазовский, В.М. Конашевич, М. Панов, др. Свыше 50-ти композиторов положили текст на музыку: Ю.М. Александров, А.Е.Варламов, Г.М. Римский-Корсаков, Г.В. Свиридов, А.Г.Рубинштейн и др.

Звучит в исполнении Олега Погудина романс «Парус».

 

Морской поход казаков переселенцев на Тамань в 1792 году. К 230-летию освоения казаками кубанских земель.

      230 лет назад началось освоение казаками Кубанских земель. Черноморские казаки численностью 3247 человек на 51 судне под предводительством полковника Саввы Белого прибыли к Таманскому берегу 25 августа 1792 года.

Читать далее

      Подготовка к походу верных Российской империи казаков Саввы Белого началось задолго до вручения войсковому судье Антону Головатому «Жалованной грамоты» Екатерины II от 30 июня 1792 года, по которой «на вечное владение» даровались Кубанские земли казакам.

      26 февраля флотилия судов на Дунае была передана под командование войскового полковника армии — премьер-майора Саввы Белого, однако к концу мая стало известно, что суда для дальнего перехода требуют ремонта — замены мачт и парусов, ряд судов не подлежали ремонту вовсе.

      Уже 5 июля атаману черноморского казачьего войска З.А. Чепеги было велено «отрядить» флотилию в путь на Тамань через два дня. Но поход пришлось отложить в виду «малолюдства», так как основной состав казаков был распущен на заработки. Для исполнения приказа на Днестровский лиман 6 июля был отправлен капитан бригадирского ранга Павел Васильевич Пустошкин. Уже 20 июля Павел Васильевич осмотрел флотилию, из 54 судов, к походу было пригодно только 26 лодок. Флотилию решили усилить лодками новой постройки, которые строили в урочище Фальче на Пруте, где в 1791 году по велению графа Г.А. Потемкина для войска было заложено 50 мореходных лодок. К моменту похода было готово 24 лодки и одна яхта, которые и поступили в распоряжение С. Белого.

      К 8 августа все приготовления были закончены и корабли стали дожидаться благоприятного ветра. Спустя еще 8 дней — 16 августа, казачья флотилия во главе с С. Белым и П.В. Пустошкиным отплыла к Тамани вдоль берегов Крыма и вскоре достигла цели, пристав к Кубанской земле. 26 августа Савва Белый сообщил войсковому судье Антону Головатому о том, что «Предпринятый по Высочайшему повелению… вояж кончили сего августа в 25 день…, прибыли до Тамани о 51 судах благополучно».

      Памятник «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года, под командованием Саввы Белого» скульптор А.Г.  Адомсон.

Военное дело Боспорского царства. Конница.

    Таманский музейный комплекс продолжает цикл публикаций посвященных военному делу Боспорского царства. В данной заметке речь пойдет о конных воинах армии Боспора.

     В период основания первых античных городов в VI в. до н.э. на берегах Керченского пролива, армия состояла по большей части из пехоты. В это время в военных формированиях присутствовали отдельные всадники, но они не играли значимой роли.

     Новообразованное Боспорское царство постоянно подвергалось атакам кочевников. Часто эти конфликты удавалось уладить с помощью династических браков и богатых подношений правителям кочевых племен. Однако контроль над степными территориями Прикубанья и Крыма, а также отражение серьезных внешних угроз были невозможны без эффективного конного войска.

 

Читать далее

     С IV в. до н.э. конница начинает играть серьезную роль в армии Боспорского государства. Данный факт подтверждается большим числом захоронений с характерным инвентарем. Основным оружием был длинный рубящий меч и лук со стрелами.

     Огромное влияние на вооружение и тактику ведения боя оказали союзные варвары, с которыми находилась в постоянном контакте боспорская аристократия. Большое число варварских всадников принимало участие в военных походах.

      Степень изменения роли конницы, мы можем наблюдать в 310-309 гг. до н. э., когда на берегу реки Фат (приток Кубани) сошлись в сражении войска претендентов на боспорский престол. После смерти Перисада I ему наследовал его старший сын Сатир II. Однако, средний сын покойного царя Евмел выступил против законного претендента. Младший из братьев Притан примкнул к Сатиру. В решающую битву братья вступили вместе со своими союзниками. На стороне законного претендента выступили скифы, 10 тысяч человек из которых составляли конники. Кроме того присутствовало более 20 тысяч человек скифской пехоты. Евмел привел с собой племя сираков из 20 тысяч конницы и 22 тысяч пехоты, которое возглавил царь Арифарн. Сам Евмел находился на правом фланге, командуя греческими наемниками. В боспорском войске греческая наемная пехота находилась под командованием Мениска. Сатир стоял во главе конницы командуя, по словам греческого историка Диодора, «отборными воинами». Видимо, эта лучшая конница состояла из представителей боспорской аристократии (во всяком случае — по преимуществу). Именно удар этой группы обратил в бегство конницу царя Арифарна и позволил Сатиру выиграть трудную битву. Увидев, что его пехота находится в трудном положении, боспорский правитель прекратил преследование и вернулся на помощь Мениску. Одержав победу в полевом сражении, Сатир осадил остатки вражеского войска в ближайшей крепости. Во время осады он был смертельно ранен, а боспорский престол достался Евмелу, сумевшему сломить сопротивление Притана. Как видно из описания битвы, боспорские владыки в конце IV в. до н. э. уверенно командуют большими массами конницы, порой лично возглавляя конные атаки. Таким образом, к этому времени слияние традиций греческой и варварской кавалерии окончательно оформилось. Этот симбиоз позволил коннице Боспорского царства долгое время оставаться серьезной силой по поддержанию порядка на покоренных территориях и успешно отражать нападения врагов.

     На рубеже нашей эры конница на Боспоре приобретает особое значение и составляет основное ядро армии. Наряду с отрядами легковооруженных всадников в составе боспорской армии появляется и тяжеловооруженная конница — катафрактарии. Они действовали в определенном боевом порядке. Экипировка состояла из тяжелого доспеха и набора наступательного вооружения, главную роль в котором играла длинная тяжелая пика.

      Литература:

    1. Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С. Всадники войны. Кавалерия Европы, С-П.: Полигон, 2005.
    2. Виноградов Ю. А., Горончаровский В. А. Военная история и военное дело Боспора Киммерийского (VI в. до н. э. — середина III в. н. э.). СПб.: Из-во СПб.
    3. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.

Боль, застывшая в камне…память о каждом…

      Давно  отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, в которой Советский Союз и его народ показали всю свою мощь, сплоченность и непоколебимость. Страна  готовилась отметить 35-летие со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Но 15 февраля 1979 г. было официально объявлено о начале войны в Афганистане.

      Эта война занимает особое место в истории ХХ века, она велась исключительно на чужой территории, силами армейского «ограниченного контингента». И пусть официально она относилась к категории «малых войн», но оказалась самой продолжительной, и катастрофической для нашей Страны. Любая война – это боль, слезы и смерть. Память и боль утрат о родных и близких навсегда поселилась в сердцах миллионов граждан.

      Благодаря Союзу ветеранов Афганистана и Союзу ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов по всей стране установлены памятники и мемориалы в память о тех, кто не вернулся из боя.

Лермонтовское окружение. Александра Осиповна Смирнова- Россет.

   

       Это стихотворение в 1840 году  М.Ю. Лермонтов вписал в альбом одной из выдающихся женщин петербургского светского общества Александры Осиповны Смирновой — Россет.

     Некогда девчонкой, она приехала из Одессы в Петербург, где окончила институт Благородных  девиц и стала фрейлиной Императорского  Двора.

        «В то самое время расцвела в Петербурге одна девица, – сообщал П. А. Вяземский, большой ценитель женской красоты, – и все мы, более или менее, были военнопленными красавицы…».

        Хозяйка знаменитого литературно-художественного салона, автор блистательных «Записок» и «Автобиографии». К ней обращены стихотворения Александра Пушкина «В тревоге пестрой и бесплодной». Гоголь посвятил ей свою книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Россет, послужила прототипом образа Ирины в романе Ивана Тургенева «Дым».

        М.Ю. Лермонтов познакомился с Александрой Осиповной  в конце 1838 г. в салоне Карамзиных  и стал часто бывать в ее доме. Это знакомство не прошло бесследно для его творчества.

      Дочь Смирновой вспоминала об отношении Лермонтова к матери: «Он очень робел перед ней в первый период знакомства, но после 1838 г. он уже читал ей свои стихи и перестал робеть». И именно она, Александра Осиповна  Смирнова становится прототипом  Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»:

      «На ней было черное платье, кажется по случаю придворного траура. На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель. Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли… Ее красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением».