Занятия и ремесла населения Тамани в античную эпоху. Ткачество

      Сегодня в рубрике “Занятия и ремесла населения Тамани в античную эпоху” мы представляем главное женское занятие на Боспоре —  ткачество.

      Не все находки, связанные с этим ремеслом, повествуют о производстве ткани именно на территории Боспора. В богатых погребениях были найдены куски шерстяной ткани, которая представлена привозной египетской и греческой тканью. Она могла раскрашиваться посредством нанесения рисунков на готовое полотно, а также вышиваться различными узорами. Встречаются в погребениях и шелковые ткани, что свидетельствует о развитых торговых отношениях с Востоком.

  Читать далее

  И все же, значительное количество тканей изготовлялось на месте, свидетельством чего являются находки ткацких грузиков различного веса и размера, а также пряслица от веретена.Ткачество являлось одним из основных видов ремесла на Азиатском Боспоре. Было распространено как домашнее ткачество, так и ткацкие мастерские, в которых использовался труд рабынь.

      Деревянный греческий станок, изображения которого мы видим на посуде, относительно египетского станка довольно примитивен. Примитивность эта заключалась в том, что женщине необходимо было работать стоя. Кроме того, особенностью станка являлась необходимость привязывания к нитям основы ткани специальных керамических грузил.

      На Боспоре наиболее популярной считается шерстяная ткань. Что касается создания ткани из пряжи изготавливаемой из растений — сведения довольно малочисленны. Известно, что на этой территории выращивалась конопля, которая росла либо в диком состоянии, либо высаживалась. Изготовление пряжи из этого растения остается под вопросом.

      Ткани и одежда, как и другие ремесленные изделия, создаваемые на территории греческих городов и поселений на Азиатском Боспоре, могли продаваться как внутри Боспорского царства, так и сбывались на территорию подвластную соседним племенам кочевников.

Используемая литература:

  1. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949. С. 143-144.
  2. Остапенко, С.Н.Экономические отношения на Боспоре VI–II вв. до н.э. [Текст]: дис. … канд. ист. наук: 5.6.3: защищена 11.11.21. — М., 2021. С. 204-209.

«Как все начиналось» (к 45-летию археологического музея в Тамани). Анна Константиновна Коровина.

      Таманский музейный комплекс начинает цикл публикаций, посвященных исследователям сделавшим огромный вклад в изучение древностей Таманского полуострова.

     Анна Константиновна Коровина, старший научный сотрудник, заведующая Отделом Искусства и археологии Древнего мира Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в течение почти двадцати лет, с 1971 по 1988 годы, возглавляла археологическую экспедицию на Тамани. С Таманским городищем связана почти вся научная деятельность Анны Константиновны как археолога. До раскопок Гермонассы она много лет работала в античной Тирамбе, исследуя ее некрополь, и в соседней с Гермонассой Фанагории.

                  Анна Константиновна Коровина 

                                                  1918-2000

Читать далее

      В послевоенные годы Анна Константиновна вместе с группой ведущих московских археологов принимала участие в раскопках столицы Боспорского царства – Пантикапея. Так начался ее путь в археологии. Именно там она впервые столкнулась с многочисленными проблемами, встающими перед археологом в экспедиции. Определенные трудности возникали и при организации научной работы, предусматривающей умение чертить, рисовать, фотографировать, фиксировать находки, вести научный дневник, различать смену культурных напластований, соответствующих определенному историческому периоду, и многое другое. Приходилось решать вопросы, связанные с административной стороной экспедиционной работы и с организацией питания, жилья и т.д.

     После Пантикапея были другие экспедиции – в Танаисе, Фанагории, Неаполе Скифском, Тирамбе. Богатый опыт в области античной археологии, накопленный там, Анна Константиновна использовала при исследовании древнего города Гермонассы, посвятив ему большую часть жизни. Этот памятник чрезвычайно сложен в стратиграфическом отношении из-за его многослойной структуры. Античные слои городища лежат на глубине около шести метров. Не хватает жизни, чтобы полностью изучить если не большую, то хотябы значительную его часть. Поэтому для определения границ города Гермонассы, его планировки, интенсивности застройки в различные исторические периоды археологам приходилось изучать различные культурные слои городища. Свои исследования Анна Константиновна сосредоточила в основном на двух раскопах – Нагорном и Северном, — причем последний был единственным, где пласты изучены до материка.

     При жизни А.К. Коровина не успела завершить свой труд, как он был задуман первоначально. Но ей удалось сделать главное – воссоздать историческую картину города на протяжении более чем тысячи лет. Опираясь на конкретные материалы раскопок и данные стратиграфии, Анна Константиновна выделила различные периоды развития Гермонассы, отметила их характерные особенности. Однако обработать и описать многочисленные и разнообразные находки, открытые в экспедициях, она не смогла, хотя продолжала работать почти до последних дней жизни. Незадолго до своей смерти (3 июня 2000 года) она выразила надежду, что начатое ею дело будет завершено коллегами.

     С.И. Финогенова выполнила ее наказ. Раскопки античных слоев Таманского городища были продолжены. В 2002 году опубликована монография А.К. Коровиной «Гермонасса. Античный город на Таманском полуострове».

      По материалам старшего научного сотрудника Отдела искусства и археологии античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина, к.и.н. С.И. Финогеновой.

«литературная гостинная». «…и на устах его печать…» 185 лет стихотворению М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

      27 января 1837 года около пяти часов пополудни на дуэли с Ж. Дантесом был смертельно ранен А.С. Пушкин.  В это время заболевший простудой М.Ю. Лермонтов, находился на излечении в Царском Селе у бабушки. «Я был еще болен, когда по городу разнеслась весть о несчастном поединке Пушкина, — писал он. — Некоторые из моих знакомых привезли ее ко мне, обезображенную разными прибавлениями». Под влиянием этой «вести» 28 января Лермонтов написал первые 56 строк стихотворения «Смерть поэта», оканчивающегося словами: «Приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать». Но 28 января Пушкин был еще жив. Он умер 29 января днем в 2 часа 45 минут.

Первая публикация стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» в альманахе А.И. Герцена «Полярная звезда» на 1856 г.

 

Стихотворение Лермонтова стало первым откликом на гибель А.С. Пушкина и быстро распространилось по городу. И.И. Панаев писал: «Стихи Лермонтова <…> переписывались в десятках тысяч экземпляров и выучивались наизусть всеми». В.А. Жуковский увидел в «Смерти поэта» «проявление могучего таланта», а при Дворе повторяли мнение самого императора: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина!»

Решением императора начальник штаба корпуса жандармов Л.В. Дубельт был приставлен к бумагам покойного Пушкина и пронумеровал красными чернилами все бумаги поэта, опечатал своей печатью.
Лермонтову это было известно. Не случайно профиль Дубельта Лермонтов нарисовал на черновом автографе стихотворения «Смерть поэта». «Высший свет» в большинстве своем был на стороне убийцы поэта офицера-кавалергарда Жоржа Дантеса, все эти светские толки, передаваемые М.Ю. Лермонтову, так подействовали на него, что он вновь заболел. Е.А. Арсеньева пригласила к нему доктора Н.Ф. Арендта, бывшего у Пушкина в его последние дни. По словам Н.Д. Юрьева (дальнего родственника и однокашника Лермонтова по школе), Арендт, «не прописывая никаких лекарств, вполне успокоил больного своею беседою, рассказав ему всю печальную эпопею тех двух с половиной суток, которые прострадал раненный Пушкин <…> Лермонтов еще больше возлюбил своего кумира после этого откровенного сообщения, обильно и безыскусно вылившегося из доброй души Арендта».

В это время больного Михаила Юрьевича приехал навестить камер-юнкер Николай Аркадьевич Столыпин (брат А.А. Столыпина-Монго). Н.Д. Юрьев, бывший свидетелем их встречи, рассказывал: «Столыпин расхваливал стихи Лермонтова на смерть Пушкина; но только говорил, что напрасно Мишель, апофеозируя поэта, придал слишком сильное значение его невольному убийце, который, как всякий благородный человек, после всего того, что было между ними, не мог бы не стреляться <…> Лермонтов сказал на это, что русский человек, конечно, чистый русский, а не офранцуженный и испорченный, какую бы обиду Пушкин ему не сделал, снес бы ее, во имя любви своей к славе России, и никогда не поднял бы на этого великого представителя всей интеллектуальности России своей руки. Столыпин засмеялся и нашел, что у Мишеля раздражение нервов. <…> Но наш Мишель закусил уже поводья, и гнев его не знал пределов. Он сердито взглянул на Столыпина и бросил ему: «Вы, сударь, антипод Пушкина, и я ни за что не отвечаю, ежели вы сию секунду не выйдете отсюда». В тот же вечер, 7 февраля, было написано «известное прибавление, в котором явно выражался весь спор»:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
 
      Вскоре и эти стихи широко распространились в петербургской публике. В.В. Стасов, в 1837 году ученик Училища правоведения, вспоминал о том, как «подымала сила лермонтовских стихов», как «заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».Стихотворение «Смерть поэта» при жизни Лермонтова не было напечатано. Впервые  оно было опубликовано в 1856 году за границей в «Полярной звезде», издаваемой А.И. Герценом и Н.П. Огаревым.

 

 

День освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

      Сегодня, 27 января, в нашей стране отмечается День воинской славы, посвященный полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, которая длилась 872 дня. По состоянию на начало блокады в городе находилось более 2,5 млн. мирных жителей, включая около 400 тысяч детей.

      По данным, озвученным в ходе Нюрнбергского процесса, за годы фашистской блокады в Ленинграде погибло 632 тыс. человек. При этом 97% из них стали жертвами голода. Однако многие историки уверены, что данная цифра сильно занижена.

      По окончании Великой Отечественной войны 226 защитников города удостоились высокого звания Герой Советского Союза, а медалью «За оборону Ленинграда» были награждены около 1,5 млн. человек.

Татьянин день

      “Ученье — свет, а неученье — тьма” — довольно известная в России фраза, которая особенно часто вспоминается 25 января, в День студента. Автором этой пословицы считается Александр Васильевич Суворов. Его мысль становится частью периода, часто связываемым с просвещением в России.

      25 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ “Об учреждении Московского университета”, ставшей продолжением развития научных и просветительских заведений в стране.

       Идея создания университета в Москве принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он разработал проект устава и все необходимые документы, и обратился к фавориту императрицы Ивану Шувалову, для того чтобы тот представил его проект. Это произошло 12 января (25 января по новому стилю), в день памяти мученицы Татианы Римской, которая стала покровительницей образованного в этот день Московского университета.

      Именно день учреждения МГУ становится традиционной датой празднования Дня российского студенчества. С праздником принято поздравлять студентов и преподавателей высших учебных заведений страны. До 1917 года      Татьянин день был для студентов одним из главных праздников в году, но после революции традиция на время забылась и только к концу XX века вновь возродилась. Указ Президента России №76 от 25 января 2005 года «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов. А в 2007 году был подписан федеральный закон, согласно которому День российского студенчества стал одной из памятных дат России.

 

 

 

«Лермонтовское окружение» Варвара Александровна Лопухина

      В 1831 году М.Ю. Лермонтов  встретился с сестрой своего друга Алексея Лопухина – Варенькой. Частые встречи привели к тому, что Варвара Александровна войдя в сердце поэта – осталась там навсегда.

      Троюродный брат поэта А.П. Шан – Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен, … в молоденькую, милую, умную, как день и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину: это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.  …. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

      Варенька отвечала поэту взаимностью. Но развиться взаимному чувству помешал переезд Лермонтова в Петербург и поступление в Школу юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Лопухиной. Это видно из переписки поэта с сестрой Вареньки  М.А. Лопухиной.

      В 1835 году В.А.Лопухина согласилась на уговоры родителей и вышла замуж за казанского помещика Н.Ф. Бахметева, человека, намного старше ее годами. Замужество Лопухиной Лермонтов считал изменой ему. Годы не заглушают любовь, тем более поэт знает, что Варенька по-прежнему любит его.

      В. А. Лопухиной Лермонтов посвятил 3-ю и 8-ю редакции «Демона», она стала прототипом Веры в «Герое нашего времени». Ее портретные изображения не сходили с рукописных листов Лермонтова. В 1838 г. в Петербурге поэт подарил Варваре Александровне три акварельных портрета: автопортрет и два портрета с изображением Лопухиной. Эти портреты, а также альбом с рисунками и автографами Лермонтова долгое время находились в Германии в замке Хох-Берг и только в 1962 г. были возвращены в Россию.

      Судьба Варвары Александровны сложилась довольно неудачно. Она была несчастна с нелюбимым мужем. О том, какое впечатление произвела, смерь поэта на Вареньку становится известно из письма ее сестры к Верещагиным от 18 сентября 1841 года. Его невозможно читать без чувства горечи. Мария Александровна пишет: «Последнее известие о ней (о сестре) поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ехать ей в Москву – она отказалась, за границу – отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений». Варвара Александровна пережила поэта ненадолго, но всю свою жизнь сохраняла в душе любовь к Лермонтову. Она умерла 9 августа 1851 года и была похоронена в Москве в соборе Донского монастыря.

«Тамань на ветхих страницах» Абу-л-Фид

      В 1791 году между Российской империей и Оттоманской Портой был заключен Ясский мирный договор по результатам Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг. Одним из условий заключения мира стало вхождение  Таманского полуострова и правобережной Кубани в состав России. Уже летом 1792 года казаки переселенцы стали занимать и осваивать Таманские берега и сам город Таман с его древней историей, которая неподдельно заинтересовала исследователей.

Читать далее

     Одной из главных загадок Тамани является ее название, доподлинно неизвестно откуда  оно повелось,   и что означает. Существует несколько версий происхождения данного топонима. Прежде всего, от адыгского «Темен» – болото, заболоченная местность, при этом отметим, что так или иначе в качестве основы слово Таман встречается повсеместно. Так на Алтае мы можем найти горный перевал Чике-Таман, что с южно-алтайского можно перевести как «плоская подошва», также подобные топонимы встречаются на севере Африки и даже в Малайзии, где слово «Таман» будет означать, что-то своё.

      Впервые же в отношении современной станицы Тамань данный топоним упоминается в первой трети XIV века арабским историком и географом Абу-л-Фидом в труде Таквим ал-булдан «Упорядочение стран». Труд дает описание Земли, а также известных народов и стран. В разделе « Рассказ о северной части Земли, охватывающей страны фанков, тюрок и другие» упоминается и наша Тамань, а точнее ат-Таман. Вот что приводит географ:

      «…..Затем море суживается [по направлению] к западу; также оно суживается с противоположного, западного берега до тех пор, пока оба берега не сблизятся и между ними не останется полоса воды в виде пролива, соединяющего море ал-Азак с морем ал-Кирим. На восточном берегу этого пролива стоит город, именуемый ат-Таман (Тамань). Он является пограничным пунктом государства Берке. Нынешнего правителя этого государства зовут Узбек (хан Золотой Орды 1312-1342), его послы часто посещают Миср (Каир). Затем указанный пролив поворачивает от упомянутого города ат-Таман [сначала] на восток, [а затем на] север и запад и становится похож на круглый водоем. В конце восточного берега водоема находится город, называемый аш-Шакрак . От аш-Шакрак [водоем] больше не распространяется на восток, а поворачивает на север и продолжается в этом направлении до города ал-Азак. Это порт, в который стремятся купцы из [разных] стран. Там находится устье реки Тан (Дон). Если затем повернуть от ал-Азака, [можно плыть далее] пока не окажешься на западном берегу [этого] моря ал-Азак. Потом минуют пролив, который находится между упомянутым морем ал-Азак и морем ал-Кирим, [и направляются] к городу, лежащему у входа в этот пролив на западном берегу и называемому ал-Карш (Керчь). Этот город лежит напротив [города] ат-Таман, находящегося на другом берегу [пролива], упомянутом выше.»

     Отметим, что в данный период город  был подчинён  Золотой орде и носил имя Матрика, а уже в конце XIV века город попал под влияние Генуи, и название трансформировалось в слово Матрега, которое, по всей видимости, использовалось до прихода османских завоевателей в конце XV в., после чего утвердилось название Таман.

Образование Кубанского казачьего войска (к 230-летию освоения казаками кубанских земель)

     В 1860 г. было образовано Кубанское казачье войско. В его состав были включены Черноморское казачье войско и Хоперский и Кубанский полки Кавказского линейного казачьего войска. Насчитывалось 22 конных полка, 3 эскадрона, 13 пеших батальонов и 5 батарей. Войско ведет свое старшинство с 1696 г., от  старейшего из полков Кавказского линейного казачьего войска — Хоперского полка.

     Основная часть войска – черноморские казаки, проживавшие в Екатеринодарском, Ейском и Темрюкском отделах Кубанской области. Другая часть войска – линейные казаки, проживавшие на территории Кавказского, Баталпашинского, Майкопского и Лабинского отделов Кубанской области.

     Решением от 10 мая 1862 г. для заселения предгорий Западного Кавказа переселялись 12400 кубанских казаков, 800 казаков Азовского казачьего войска, 2000 государственных крестьян и 600 женатых нижних чинов Кавказской армии. Они также вошли в состав Кубанского войска.

     Положением о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского казачьего войска от 1 августа 1870 г. устанавливался порядок войска в мирное время. В состав включалось 2 Лейб-Гвардии Кубанских казачьих эскадрона, 10 конных полков, 2 пеших пластунских батальона, 5 конно-артиллерийских батарей, 1 дивизион в Варшаве, 1 учебный дивизион.

     24 июня 1882 г. утверждено положение о военной службе Кубанского казачьего войска. Служилый состав делился на 3 разряда, а строевой состав еще на 3 очереди.

     Основу войска составили свободные военизированные жители. Главой был наказной атаман, который также исполнял обязанности начальника Кубанской области. Он назначал атаманов отделов, которым подчинялись выборные атаманы станиц и хуторов.

     Станичный сход являлся высшим органом станичной власти, в его ведении  находилось избрание правления и атамана. Правление на начальном этапе состояло из атамана и двух избранных судей, а с 1870 г. состав правления увеличился и включал атамана, помощников атамана, судей, казначея и писаря.

     Кубанское казачье войско состояло из 7 отделов: Екатеринодарский, Баталпашинский, Кавказский, Ейский, Майкопский, Лабинский, Таманский.

 Старый Новый год

      В ночь с 13 на 14 января почти в каждой семье встречают Старый Новый год. Хотя уже более ста лет в далеком 1918 году жители Российской советской республики перешли с юлианского календаря на григорианский, но не забывается этот праздник, так как имеет историческую особенность, огромную народно-обрядовую почву:  на Руси этот день совпадал с именинами Василия. Накануне Старого Нового года, 13 января, наступает Щедрый вечер (в разных регионах его называют по- разному: Маланки, Маланьи, Васильев вечер, Овсень, Щедрец, Толстая кутья). Христиане в этот день почитают преподобную Маланью Римлянку. И к вечеру хозяйки готовились так же тщательно, как и к Рождеству Христовому. Из древних фольклорных источников сохранилась поговорка: «Наготовила, как на Маланьину свадьбу», означающая богатое, обильное застолье. На ужин подавали все самое вкусное и сытное, чтобы провести весь год в богатстве и достатке. На праздничном столе обязательно должна быть щедрая кутья, вареники – как символ новой Луны и нового периода, который наступает. Птицу или рыбу на Щедрый вечер не готовили, чтобы счастье не «уплыло» в новом году. А вот блюда из свинины – пожалуйста!

  Читать далее

     По традиции, на Щедрый вечер за праздничным столом обязательно собирается вся семья – все в чистой и поглаженной одежде, чтобы год был удачным. После трапезы все просят друг у друга прощения, а также идут за прощением к соседям – чтобы жить в мире и согласии на протяжении года. Молодежь удаляется на веселые гулянья – петь щедровые песни и поздравлять всех с Новым годом. Девушки красиво наряжались к этому событию — «Наряжается, как на Маланьину свадьбу».

      Еще одна традиция – переодевание. В компании выбирали парня, который будет играть роль Маланки. Его наряжали девушкой, в некоторых регионах – парня переодевали в козу, которая должна принести удачу в дом. Вся эта веселая ватага во главе с козой отправлялась по домам щедровать, разыгрывать сценки и величать хозяев. За такую честь хозяева должны были вознаградить ряженых выпечкой, сладостями.

      В ночь на Василия никто не спал. Мальчики и мужчины отправлялись по домам родственников, друзей и соседей засевать. «На счастье, на здоровье, на Новый год», — приговаривали они, рассыпая вокруг зерна пшеницы, овса, ячменя и ржи, желая хозяевам на весь год достатка и урожая. Хорошая примета – чтобы мужчина первым переступил порог дома в новом году. Поэтому засевать ходили только мужчины, и их необходимо было обязательно впустить в дом и угостить чем-либо.

      На Старый Новый год необходимо веселиться, принимать и провозглашать поздравления, вкусно и сытно есть, гадать: на суженого, на урожай, достаток, здоровье и т.д.

Празднование рождества на Кубани.

     Один из величайших христианских праздников — Рождество Христово — православная церковь отмечает 7 января. Рождество, это еще и  один из главных праздников, с которого и начинался новый год у казаков на Кубани. Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост,  мяса не ели. Зато в каждой кладовой истекали жиром связки рыбы: соленой, вяленой да копченой. Крупную рыбу по осени меняли в Приазовье на пшеницу. Впрочем, и своей хватало: почти каждая станица стояла  у реки.

Читать далее

    В «старые» времена на Кубани торжества были многозначительными, исполненными смысла. Праздничные традиции свято почитались, сохранялись, передаваясь от поколения к поколению. Представим себе казачью станицу конца XIX века накануне Рождества. Все вокруг укрыто снежным «покрывалом», над небольшими турлучными домиками вьется дымок, отовсюду доносится аромат свежеиспеченных пирожков с фасолью, горохом и картофелем и сваренного «узвара» (компота из сухофруктов), на столах дымится кутья (пшеничная или ячменная каша с медом).

   «Богата вечеря» начиналась рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды. Вокруг большого стола, стоявшего здесь же, возле «покути»,  (место в хате, расположенное по диагонали от печи до Святого угла),  торжественно усаживалась вся семья, со всеми детьми и домочадцами, и «вечеряла» чинно и спо­койно, строго сохраняя молчание. Был ста­ринный обычай, что если во время этой «вечери» кто чихнет, то глава семьи объ­являл такому счастливцу в подарок пер­вого телка или жеребенка, рождение ко­торого ожидалось. После «богатой вечери» все малые дети, в возрасте отроков, разносили  «вечерю» своему крестному отцу и мате­ри, в сопровождении взрослых. Вся ста­ница, уже в сумерки, наполнялась детьми, снующими по улицам, и почти в каждый дом приходил малый ребенок и, после приветствия, поцеловав отцу или матери руку, чистым детским голоском объявлял, что «батько и мати прислали вам вечерю – иште на здоровья». Следует отметить, что кроме указанного обычая — разносить вечерю, канун празд­ника проходил всегда особенно тихо, в торжественном спокойствии, которое ни­кем не нарушалось. Каждая семья находи­лась дома в полном составе и после вече­ри сейчас же укладывалась спать, т. к. большинство членов ее на первый день праздника старалось побывать в церкви. Ника­кого пения колядок, шумного веселья мо­лодежи и всякого дурачества в этот святой вечер нигде в станицах не бывало, право­славный народ и не мог допустить в ка­нун великого праздника ничего подобного.

      Рождественская ночь считалась наиболее важной, самой волшебной в году. Этой ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети. Рано утром, еще до рассвета, на улицах станицы всюду появлялись кучки детей-подростков, кото­рые усердно перебегали со двора во двор и «славили Христа».  А вечером молодые парни носили по станице «звезду», заходя с нею в каждую хату, где пели церковные песни. В это же время, еще до наступле­ния сумерек, по улицам начинали ходить и «дивчата», составившие отдельные от хлопцев группы. Они подходили к окнам хат, и всюду слышалось громкое:            «благосло­вить калядувать», а из хаты ответное «бог благословить», после чего в звонком мо­розном воздухе раздавалось пение коляд­ки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости и, реже, мелкую монету.

         Переселившись на новые земли, казаки принесли сюда и свои обычаи празднования Святок. Святки — время от Рождества до Крещения — были яркими и веселыми.

        На весь период Святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству. Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили, друг к другу в гости, поздравляли с праздником. На Святках совершали разные «очистительные» обряды: окуривали дом и окропляли его водой, выбрасывали на улицу мусор, чтобы вместе с ним выбросить и нечистую силу, если она успела пробраться в жилище. Это время предназначалось для отдыха и развлечений: катания на коньках и санках, игр в снежки и гуляний.