Игра в кости. Астрагалы

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

        Это четверостишье Александр Сергеевич Пушкин посвятил игре в «бабки» — народной забаве, в которой, кидая косточки, игроки упражнялись в меткости. Принцип прост: на земле выставлялись «бабки» в определенном порядке и «биткой» — костяшкой утяжеленной свинцом, необходимо было выбивать «бабки». Корни этой игры уходят в глубокую древность.  На Руси наиболее раннее свидетельство встречено в Новгороде, где была обнаружена игральная кость, датированная XI в.

           В.Е. Маковский «Игра в бабки» 1870 г. Третьяковская Галерея

Читать далее

          В том или ином виде данная игра встречается у народов Кавказа, Средней и Малой Азии, а также на западе. Правила разнились, но неизменны оставались кости. Зачастую это были таранные кости мелкого и крупного рогатого скота. Наиболее употребительное названия — альчики, ашычки, астрагалы. Так аналогичная игра упоминается в XIX в. в Англии — «Игра в волчка», в Средней Азии — Асык, есть свидетельства существования подобной игры и в Древней Греции.

Древнеримская скульптура девочки, играющей в косточки, 130—150 гг. до н. э.; Пергамский музей Берлина

      В большом количестве астрагалы представлены на памятниках Северного и Восточного Причерноморья, в частности и на Таманском полуострове. Таранная кость довольно частая находка археологов, как на городищах, поселениях, так и в погребальных комплексах. На таманском городище особо часто встречаются в слоях средневековья.

            Изделия из кости из собрания ТМК (В центре 12 астрагал

       Приведенная вначале игра имеет спортивный характер, но астрагалы широко использовались и в азартных играх. Так в Древней Греции, Древнем Риме и Византии были распространены игры с выбрасыванием костей на поверхность с последующим подсчетом очков, в которых использовались астрагалы с нанесенными на 4 стороны счетными знаками (углубления, черточки, буквы итд.). При этом отметим, что привычные шестигранные равносторонние кубики были известны на востоке уже в III т до н.э.

      Игры с выбрасыванием костей носили и ещё одну важную функцию – жребия при решении споров. Ярким свидетельством этого является часть сюжета саги об Олафе Святом (Олаф II Святой правил в Норвегии в к. X-нач. XI вв.):
«Священник Ари Мудрый рассказывает, что на Хисинге есть местность, которая попеременно переходила то к Норвегии, то к Гаутланду. Конунги договорились тогда решить по жребию, кому будет принадлежать это владение, и бросить кости: кто выбросит больше, тому оно и достанется. И вот конунг шведов выбросил две шестерки и сказал, что, раз так, Олафу конунгу незачем бросать. Тот отвечает и при этом встряхивает кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Богу нетрудно устроить так, чтобы они выпали мне.
Он кинул кости и выбросил две шестерки. Тогда конунг шведов вновь выбрасывает две шестерки. Затем опять бросает кости норвежский конунг Олаф, и на одной было шесть, а другая раскололась и на ней оказалось семь очков, и та местность досталась ему. Мы не слыхали, чтобы на этой встрече произошло еще что-нибудь. Конунги расстались с миром.»

            Монета с изображением Афродиты, бросающей кости

      Далеко не все астрагалы связаны с играми. Таранные кости использовались для гаданий, изготовления амулетов и небольших идолов, в качестве элементов фурнитуры одежды. Помимо этого встречаются и таранные кости без следов обработки, которые невозможно атрибутировать, так как могут, является попросту остатками после разделки туш животных.

Международный день защиты детей.

     Международный день защиты детей отмечается 1-го июня. Впервые этот праздник был проведён в 1950 году, после чего проводится ежегодно во многих странах современного мира.

      Главная цель Дня защиты детей — обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются дети на всей планете, в том числе это нарушение прав ребенка, проблемы физического и психического здоровья, голода, участия в военных конфликтах, проблема детского труда и ухудшения качества образования.

      В Таманском музейном комплексе установлены дни льготного публичного показа музейных предметов. Особое внимание обращено на возможность бесплатного посещения музеев детьми.

      В первую, вторую и четвертую среду месяца установлено бесплатное посещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах. В эти дни также установлено бесплатное посещение для многодетных семей.

      В третий четверг месяца — бесплатное посещение для:

-Многодетных семей;

-Дошкольников (с 4х до 7 лет);

-Лиц, не достигших 18 лет: дети с 7 до 16 лет;

-Лиц, не достигших 18 лет: дети с 16 до 18 лет;

-Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах;

-Лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

      Таманский музейный комплекс поздравляет с Международным днем защиты детей!

«Тамань на ветхих страницах». Страбон

      В античное время Боспорское царство играло важную торговую роль в древнегреческом мире, что не могло не найти отражение в трудах древних географов и историков. Одно из самых значительных сочинений дошедших до наших дней «География» древнегреческого географа Страбона. Страбон родился в Понтийском царстве ок. 63 г. до н.э. и происходил из знатного рода, особо приближенного к правящей династии Митридатов, перешедших на сторону Рима, за что семья была, удостоена римским гражданством Гнеем Помпеем. Благодаря этому в дальнейшем Страбон получит хорошее образование и войдет в историю как один из величайших географов античного времени.

      До наших дней практически полностью дошел труд «География» в 17 книгах подробно описывающих известный на тот момент мир, в частности и территорию современно Таманского полуострова:

«Над Корокондамой лежит очень большое озеро, называемое от этого селения Корокондамитидой (Таманский залив). В 10 стадиях от селения озеро изливается в море. В озеро впадает какой-то рукав реки Антикита (р. Кубань) и образует остров, омываемый этим озером, Меотидой (Азовское море) и рекой. Некоторые называют и эту реку Гипанисом подобно реке у Борисфена. При въезде в Корокондамитиду находятся значительный город Фанагория (у современного пос. Сенной), Кепы, Гермонасса (Тамань) и Апатур — святилище Афродиты. Фанагория и Кепы расположены на упомянутом острове при входе в озеро с левой стороны, а остальные города — за Гипанисом в Синдской области. В Синдской области есть место Горгипия — царская столица синдов, недалеко от моря, а также Аборака. Все племена, подвластные властителям Боспора, называются боспоранами. Главным городом европейских боспоранов является Пантикапей, а азиатских — Фанагорий (потому что так называется этот город). Фанагория, повидимому, является перевалочным пунктом для товаров, доставляемых из Меотиды и вышележащей варварской страны, а Пантикапей — для товаров, привозимых туда с моря. Есть в Фанагории знаменитое святилище Афродиты Апатурос. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на нее здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой-то пещере; затем, принимая гигантов поодиночке, она отдавала своих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их.»

      Из приведенного фрагмента, прежде всего, становится известно об островном положении Тамани в дельте р. Кубань. В дальнейшем обмелевшая дельта образовала Таманский полуостров с большим количеством лиманов, который мы знаем сейчас.

«Тихий свет Виктора Лихоносова» .

       «Я окреп и созрел в тишине и ласковости юга. Как писатель я поклонился этой земле, ее истории, а земля меня отблагодарила». 

                                                                                      В.И. Лихоносов.

    Родился Виктор Иванович Лихоносов в 1936 году, в Кемеровской области на станции Топки. Вскоре его семья поселилась на окраине Новосибирска. Когда мальчику исполнилось семь лет, на фронте погиб его отец. Каждодневный труд, скупые радости и неизбежные страдания, переживаемые людьми с мужественным достоинством, впоследствии воплотятся в его литературных творениях.

 

      Жизнь сложилась так, что судьба забросила его на юг, на Кубань, где с 1956 по1961 он учился на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, затем работал по специальности учителем истории Анапской и Варениковской спецшколах. Годы учебы и работы в сельской глубинке были временем творческого созревания. Выросший на снегах и просторах Сибири, он испытывался потом жаркими ветрами юга России.

     Свои художественные образы Лихоносов черпал из реальной жизни. Первый же его рассказ «Брянские», написанный после окончания Краснодарского педагогического института. А. Твардовский, опубликовав рассказ в журнале «Новый мир», отозвался о произведении начинающего писателя: «Прозу у него светится, как у Бунина». Затем последовали сборники его повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Родные», » Осень в Тамани», и другое…

           В 1966 году Виктор Иванович становится членом Союза писателей СССР. Всемирную славу принес Лихоносову роман «Неписанные воспоминания. Наш маленький Париж»- большое лиро-эпическое произведение, воссоздающее в сотнях действующих лиц, с их самобытным языком, в тысячах бытовых деталей, в неисчерпаемой мозаике событий, воспоминаний, легенд и реальных сюжетов исторический портрет столицы нашего казачьего края Екатеринодара. Читаешь романы, повести, рассказы, записки Лихоносова, а строк не видишь. Видишь то, о чем он пишет. Летописец нравственного состояния народа, писатель прожил с ним и в нем тяжелейшие годы войны и мира, нищеты и бедности, хамства властей, убийства народного творчества, ограбления русского языка, вторжения чужеродных обычаев, оккупацию школы англоязычным образованием, вынес все и все перенес, ибо верил в глубинные силы России, в живую энергию ее корней. История России была для него кровной. Полное ощущение, что он жил в ней всегда: и при летописце Несторе, и в переломные годы позапрошлого и прошлого веков, и осознавал их во время одиноких вечеров в Пересыпи, поселке на берегу Азовского моря.

«Виктору Лихоносову удалось невозможное-слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал2, — говорил Виктор Астафьев.

  Удивительный певучий и музыкальный язык, высота чувств, поступков, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признался: «Литература – это все мое счастье!»

     Его творчество не имеет ни временных, ни географических пределов. Произведения Виктора Ивановича Лихоносова надолго переживут своего автора и будут находить своих благодарных читателей во все новых поколениях.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  М.Ю. Лермонтова

      Поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году. Хотя А.П. Шан-Гирей в своих воспоминаниях создание поэмы относил «до1837 года». А.Н. Пыпин  со слов А.А. Краевского писал: Лермонтов «…набросал ее /поэму/ от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты…»Песня» была  первое стихотворение, присланное Лермонтовым с Кавказа в 1837 г. Краевскому, издававшему тогда «Литературные прибавления»». Краевский «Песню» направил цензору, который  «нашел совершенно невозможным делом напечатать стихотворение… Издатель «Прибавлений» выручил стихотворение только тем, что обратился к Жуковскому, который был в великом восторге от стихотворения Лермонтова, находил, что его непременно надо печатать. И дал г. Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров нашел, что цензор был прав в своих опасениях, но разрешил печатание…, не позволив, однако, ставить имени Лермонтова, которое было заменено случайными буквами» (Соч. под ред. Ефремова, т. 1, 1873, стр. LII). Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была впервые опубликована за подписью «-въ» (в общем оглавлении «М.Ю.Лермонтов») в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду» в 1838 году в № 18 от 30 апреля на стр. 344 – 347. Потом «Песня» была опубликована в сборнике  1840 г. «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» (прижизненное издание, в которое сам поэт отбирал произведения).

      В.Г. Белинский высоко оценил поэму, говоря,  в ней «…не найдете ни одного лишнего или недостающего слова, черты, стиха, образа; ни одного слабого места; все в ней необходимо, полно, сильно… поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное», «… наш поэт вошел в царство народности как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество».

      Лермонтов много работал с источниками: «История государства Российского» Н.М. Карамзина,  «Собрание древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым», написанное в XVII веке, где была схожая с «Песней про купца Калашникова» «Песня о Мастрюке Темрюковиче». Поэма М.Ю. Лермонтова, созданная в жанре фольклорной  русской песни, описывает купеческую жизнь XVI века, мир, который держится на патриархальных устоях и домостроевских порядках, изображает крепкие семейные узы, беспрекословное подчинение жены мужу.  В поэме Лермонтова  все особенности эпохи объясняются характером царя, который никогда не заступится за простого человека, хотя тот и будет выступать за правду. Белинский писал, что в «Песне» «… поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее».

 

 

«Библионочь» анонс.

28 мая 2022 года ежегодная акция «Библионочь» пройдет в России уже в одиннадцатый раз и будет посвящена Году культурного наследия России.

Археологический музей и Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани

распахнет свои двери для всех с 17.00 часов БЕСПЛАТНО до 22.00 ч.

В археологическом музее пройдет цикл лекций «Эпиграфические памятники Тамани и Таманского полуострова»:

—  «Греческая мифология»- в 17.30 ч.,

— «Язычество древних славян» – в 18.30 ч.,

— «Иудаизм» – в 19.30 ч.,

— «Тмутараканский камень» – в 20.30 ч.

В Доме-музее М.Ю. Лермонтова в 18.00 ч.   Литературная гостиная

Таманский талисман.

      Светлой памяти М.И. Лют (25.05.1933 -20.12.2011)

             Кто-то из великих сказал, что человек жив до тех пор, пока жива память о нем. 25 мая 2022 года исполнилось бы 89 лет замечательному человеку, ветерану культуры Темрюкского района, внесшей неоценимый вклад  в духовное развитие  нашего общества. Вспоминая Майю Ивановну,  в кругу друзей и коллег на душе становится теплее и  радостнее от того, что ты на протяжении многих лет близко знал ее и работал с ней.

         М.И.Лют  родилась в ст. Каневской, Краснодарского края, где в эти годы работали ее родители. Все детство Майи Ивановны прошло в окружении друзей и единомышленников  родителей – педагогов по профессии. Отсюда она пронесла любовь к литературе, к искусству, к истории. Творческая атмосфера, царившая в доме, пример отца и матери, людей разносторонних, увлекающихся музыкой, пением, театром. Мнение родителей всегда было критерием ее жизненной позиции. Они заложили высокий уровень требовательности Майи Ивановны к себе, к своим друзьям и коллегам.

Читать далее

         После окончания десятилетнего обучения в школе  Майя Ивановна поступает в Московский институт культуры и с успехом заканчивает его.

         В 1965 году Майя Ивановна в качестве заведующей отделом культуры начинает работать в нашем Темрюкском районе. С этого времени ее жизнь была связана с изучением культуры одного из уникальнейшего и интереснейшего историко-культурного региона Краснодарского края – Таманью. С самого начала ей была присуща широта культурных интересов. В равной степени ее привлекали и библиотечное дело, и клубная работа, и музейное дело, и археология.

         Благодаря ее настойчивости, бесконечному труду, повседневному старанию, усилию, последовательной работе на Тамани  в октябре 1976 года был открыт Дом музей М.Ю.Лермонтова, а спустя всего полгода в мае 1977 г. – археологический музей.

В 1977 году М.И.Лют становится первым заведующим Таманским отделом Краснодарского историко-археологического  музея-заповедника. Деятельность Майи Ивановны в качестве руководителя Таманского отдела вывела на качественно новый уровень научные исследования и создание новых экспозиций,  как по творчеству М.Ю.Лермонтова, так и по археологии. Под ее руководством на базе городища Гермонасса-Тмутаракань был создан музей под открытым небом, где разрабатывались методики реставрации, консервации и музеефикации  сохранившихся объектов.  Вся тяжесть административной, хозяйственной и финансовой деятельности отдела  в Тамани полностью легла на плечи Майи Ивановны.

Вникая в музейные проблемы и уходя полностью с головой, она смогла

сформировать  в Таманском отделе научный творческий потенциал: В.Н.Розов, Устаева Э.Р., Захаров В.А., В.Г.Малахова,  О.В.Богословский, с помощью которого был задан мощный научный импульс на годы вперед.

         Обладая качествами сильного и волевого человека, Майя Ивановна свою волю не распространяла на других, не подчиняла их себе. В работе она видела целое, связывающее людей, и заботилась именно о нем, о целом, ощущая себя частью.

         С 1991 года  Майю Ивановну мы вновь видим в отделе культуры в качестве ведущего специалиста по охране памятников Темрюкского района. Оглядываясь назад, невозможно представить, было работу по охране памятников без эрудиции, опыта и неиссякаемой энергии Майи Ивановны, ее незаменимых советов и высоких требований к уровню сохранения и спасения нашего культурного наследия. И чтобы не дать исчезнуть камням прошлого, которые ведут нас в будущее, Майя Ивановна старалась сберечь их для будущих поколений.

         Майя Ивановна по крупицам собирала и бережно хранила сведения о солдатах воевавших и погибших на Кубанской земле во время Великой Отечественной войны, воинах участвовавших в современных локальных конфликтах. Собранные ею материалы легли в основу  краевой  «Книги Памяти». Ее талант и природный ум не оставлял никого равнодушными  буквально ко всему,  будь то  проведение фестиваля «Таманская музыкальная весна»,  творческие встречи с ветеранами ВОВ, концерты, посвященные великим датам.

         Так уж заведено, жизнь человеческая обрывается, как песня! И за чертой отделяющей жизнь земную – человеческая память, оценка людей, потомков!

         Майя Ивановна оставила свой след на Земле в сердцах и душах своих друзей  и коллег!