«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»

       В XIII веке Русь столкнулась с двумя угрозами: с северо-запада на псковские и новгородские земли напали рыцари Тевтонского и Ливонского орденов, с востока страна подверглась разгрому кочевников. Поход рыцарей-крестоносцев на Русь в 1240–1242 гг. проводился с целью подчинения Пскова и Новгорода Римской католической церкви.

       В это сложное время князь Александр Ярославич Невский (1221–1263 гг.) возглавил русские войска и сумел отстоять северо-западные территории от захвата шведскими и немецкими феодалами.  Ледовое побоище – одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере. Армия Невского насчитывала 15-17 тысяч воинов, в то время как у германцев их было около 10 тысяч. Однако, по свидетельству летописцев, как Руси, так и заграничных, немецкие войска были намного лучше вооружены. Но как показало дальнейшее развитие событий, это сыграло с крестоносцами злую шутку.

Читать далее

   

       Немецкое войско строилось обычно в боевом порядке, известным под названием «кабанья голова» («свинья»). Это была строгая и дисциплинированная колонна в виде клина. Главный удар всегда направлялся в центр и молниеносно разбивал противника.

      Но Александр Невский был великолепным стратегом и тактиком. Неповоротливых рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, русские воины заманили на тонкий лед.

      После того, как немцы поняли, что отступают на лед, было уже поздно: он  начал трескаться. С флангов врагов атаковала русская конница, она и завершила их разгром. Поэтому историки назвали сражение «ледовым побоищем».

      Победа русских воинов над немецкими рыцарями, произошедшая 5 апреля 1242 года по юлианскому (старому) календарю на льду Чудского озера – один из славных эпизодов русской истории. Является Днём воинской славы России и отмечается 18 апреля по новому календарю.

Когда впервые стихи Лермонтова стали песней?

     На вопрос одного из посетителей музея отвечает заведующая сектором «Домик Лермонтова в Тамани» — Валентина Малахова: «Интересную тему подняли во время экскурсии дети из музыкальной школы, которые посещали наш музей. Когда Лермонтов стал поэтом-песенником?

читать далее.

     Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений, в том числе 50 опер, 10 балетов, более 50 симфонических поэм и кантат, музыка к спектаклям и кинофильмам.

     Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.

     Сам Лермонтов очень любил музыку. Среди сохранившихся писем поэта есть одно, доказывающее его глубокую внутреннюю музыкальность и чуткость. Письмо адресовано близкому другу, Марии Лопухиной: «О! как я хотел бы Вас снова увидеть, говорить с Вами. Мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами, а теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движения…».

     Поэт был глубоко убеждён в том, что слово, зафиксированное на бумаге, мертво, и только музыка может передать живое течение речи, её неповторимую интонацию. Лермонтов не просто слушал, он тонко чувствовал мелодию и звуки, потому остро ощущал оттенки настроений: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Этот редкий дар поэт унаследовал от матери. Как и Мария Михайловна, он с упоением играл на фортепиано, в пансионе выучился играть на скрипке, увлекался флейтой, с удовольствием пел.

     Кстати, успехи Лермонтова-скрипача были столь несомненны, что на одном из переходных экзаменов, когда начались «испытания в искусствах», он выступил на вечере воспитанников (29 декабря 1829 года) и сыграл довольно сложную пьесу — Allegro из скрипичного концерта Людвига Маурера (это был немецкий композитор, живший в то время в Москве, автор множества скрипичных сочинений, в том числе нескольких концертов). Сведения о музыкальном вечере в Благородном пансионе с упоминанием игры «на скрыпке» воспитанника Лермонтова тогда же появились в печати [«Дамский журн.», 1830, № 2, с. 30; «Моск. ведомости», 1830, 15 января, с. 212].

     А еще Лермонтов был истинным ценителем серьёзной музыки и оперного искусства. Внимательно следил за музыкальной жизнью обеих столиц, старался не пропустить ни одного значительного спектакля или концерта. Чаще других посещал знаменитые музыкальные вечера графа Виельгорского. (Уже после гибели поэта, сам М. Ю. Виельгорский, написал несколько романсов на слова Лермонтова). Принимали поэта и в доме знатока древнерусского музыкального искусства писателя В.Ф. Одоевского. На дружбу этих двух людей повлияло общее влечение к русской народной музыкальной культуре, интерес к которой у Лермонтова зародился ещё в детстве. В имении бабушки, в исполнении крепостных крестьян он слышал много песен – веселых, грустных, игровых, обрядовых – и отводил им особую роль: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях».

     Интерес композиторов к поэзии М.Ю. Лермонтова возник еще при жизни поэта. Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 году «дедушкой русского романса» Николаем Титовым. При жизни Лермонтова его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Николая Елагина (участника московского кружка Елагиных — Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве… Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера» (Речь идет о стихотворении «Горные вершины»).

     Затем на музыку переложили текст стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную). Заметка об этом событии появилась в музыкальных новостях газеты «Северная пчела» 20 февраля 1841 года.
⠀ ⠀
«В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса: Молитва, на слова Лермонтова; музыка сочинена и посвящена Августейшему Имени Ея Императорского Величества Государыни Императрицы, нашим даровитым композитором Феофилом Матвеевичем Толстым».

     В 1840 году «Литературная газета» сообщила, что стихи Лермонтова «И скучно, и грустно» положены на музыку «одним известным петербургским артистом». Имя этого композитора осталось неизвестным.

     Углубленное проникновение и постижение художественного богатства поэзии Лермонтова началось с романсов М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, его поэзия вдохновляла композиторов «Могучей кучки». Во второй половине XIX века лермонтовские сюжеты и образы начинают использоваться в симфонической и оперной музыке. Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.

 

 

Подари музею экспонат!

Одна из главных миссий Таманского музейного комплекса заключается в сохранении историко-культурного наследия путем комплектования фондов предметами музейного значения. Научные сотрудники археологического и литературного отдела на протяжении многих лет ведут активную работу с местными жителями по сбору материалов, сохраняя и дополняя историю родного полуострова с глубокой древности и до наших дней.

Предлагаем жителям  города и края принять участие в пополнении фондов музея новыми экспонатами.

В качестве экспонатов могут быть: фрагменты архитектурных элементов, старые фотографии, документы, книги, значки, монеты, предметы одежды, аксессуары, музыкальные инструменты, картины, изделия  декоративно-прикладного искусства, посуда, предметы быта.

Став музейными предметами, вещи получат новую жизнь, будут представлены на выставках и в экспозициях музея!

Получить устную консультацию и договориться о времени встречи с научным сотрудником музея можно по телефону: 886148-31-3-27,  или  написав на электронную почту tamanfond@mail.ru

Постамент под статую Боспорского царя Савромата II

      В 2004 году со дна Таманского залива близ древнего города Фанагория (п.Сенной) был поднят мраморный постамент под статую Боспорского царя Савромата II, о котором сообщается в десятистрочной надписи на древнегреческом языке. Постамент изготовлен из мраморного блока и составляет в высоту 1, 47 м. На верхней площадке сохранились углубления для ног статуи царя, при этом фигура упиралась на левую ногу, а правая была согнута в колене и отставлена назад. Правой рукой правитель упирался на посох.

      Надпись на постаменте представляет собой полную титулатуру правителя:

«В добрый час. Происходящего от предков царей, великого царя Тиб(ерия) Юлия Савромата, сына царя Реметалка, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, любящего свое отечество, пожизненного первосвященника  августов,  благодетеля отечества и основателя, Юлий Менестрат, архикойтонит (постельничий), своего бога и владыку почета ради [поставил]»

      Под  надписью изображение жертвенного быка, привязанного к столбу, тело которого обвязано лавровым венком.

      Савромат  II правил на Боспоре в 174/175—210/211 годах. Постамент хранится в лапидарной коллекции Таманского музейного комплекса.

Изменение адреса сайта ТМК

Уважаемые посетители сайта Таманского музейного комплекса, 05.05.21 года сайт сменит свой домен. В данный момент Вы можете посетить наш сайт в сети Интернет по следующей ссылке  www.lermontov-taman.ru После указанной даты будет действовать адрес www.Тамань-музей.рф

К всемирному дню театра.

Михаил Алексеевич Куликовский.

(1906 – 1996)

      Главный режиссер Краснодарского краевого театра драмы. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России. Почетный гражданин города Краснодара, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Депутат краевого Совета депутатов трудящихся, член президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), председатель правления Краснодарского отделения ВТО, член комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по Государственным премиям РСФСР в области литературы, искусства и архитектуры, член комиссии по драматургии и критики  Союза писателей РСФСР.


Михаил Алексеевич Куликовский родился 15 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. В 1959 году М.А. Куликовский переехал на Кубань, навсегда связав свою жизнь и творческую судьбу с краснодарской сценой.
Более четверти века он возглавлял Краснодарский краевой театр драмы: был его главным режиссером, поставил более 60 спектаклей, собрал уникальную труппу, стремился определить свой творческий облик, искал свою тему в искусстве. Уже первые спектакли говорили о тяготении коллектива к героико-романтической теме. Появляются постановки: «Океан» А. Штейна, «Иркутская история» А. Арбузова, «Маскарад» М. Лермонтова. «Поднятая целина» М. Шолохова, «Король Лир» В. Шекспира.


В режиссерском труде М.А. Куликовского важную роль играет его актерское дарование, огромная сценическая культура человека, воспитанного на лучших традициях русского театра. Не случайно особое место принадлежит любимому им герою — Арбенину из «Маскарада» М. Лермонтова. Арбенин в исполнении Куликовского предстал и прокурором, и адвокатом своей судьбы. Актер раскрыл в нем человека, ставшего жертвой «века блестящего и ничтожного». Герой Куликовского отличался от окружающего его общества тем, что сохранил способность к борьбе. Он наделен той самой «гордой душой», которая «не устает и не хладеет под ношей бытия».

Роль Арбенина была единственная роль, сыгранная Михаилом Алексеевичем на краснодарской сцене. Михаил Куликовский не любил серости ни в чем. В его постановках — всегда роскошные декорации, в труппе — красивые и талантливые актеры. Он и сам всегда выглядел идеально. Брюки со стрелками, выглаженные рубашки, туфли, прическа — лоск во всем. Режиссер в своих артистах замечал любые перемены, каждую мелочь.

          В ноябре 1979 года М.А. Куликовский, по просьбе научного сотрудника  Таманского музея В.А. Захарова, для создания  новой Литературной экспозиции, передал на хранение коллекцию предметов. В неё вошли фотографии, афиши, пригласительные билеты,  программки, а так же сценический костюм, в котором Куликовский играл роль Арбенина в Лермонтовском «Маскараде» на сцене Краевого драматического театра.

Профиль кратера с краснофигурной росписью сцены комоса середины IV в до н.э.

      Не редкими находками при исследовании археологических памятников являются различные сосуды. Так, в ходе охранно-спасительных работ курганного некрополя у ст. Старотитаровской в 1982 году, был обнаружен фрагментированный кратер с краснофигурной росписью середины IV в до н.э, благодаря стараниям реставраторов удалось восстановить его профиль.

      На сосуде древнегреческий мастер изобразил сцену комоса — праздничного шествия, гуляния (на нашем фрагменте представлена сцена с 4 симпозиастами и флейтисткой ). Кратер использовался для смешивания воды с вином на пирах. Во время всего пиршества симпосиарх следил за тем, какое вино льётся в воду, и в каких пропорциях, смена вина или пропорции в течении пира не допускалась. По свидетельствам Алексида пропорция в середине IV века до н.э. составляла 1:4.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

«Поэзия есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь». / В.Г. Белинский.

Рассуждения о  поэзии, о поэте, о его назначении не обошли стороной и М.Ю. Лермонтова:            «Поэт … пером своим прольет всю душу; звуком громкой лиры чарует свет…» («Поэт», 1828), но как только вдохновение, под действием которого поэту подвластно все, уходит, он забывает «огонь небесный».

«Я на стене кругом/ Пишу стихи углем,/ Браню кого придется,/ Хвалю кого хочу…» пишет Лермонтов в стихотворении «Веселый час» (1829).

В «Молитве» (1829) поэт называет творчество «всесожигающим костром» и просит «всесильного» «…от страшной жажды песнопенья» его освободить.

Как дар Божий рассматривается поэтический дар у Лермонтова в стихотворении «Пророк». Поэт равен пророку — он несет слово Божие на земле, он знает истину, «правды чистые ученья». Ему доступны и подвластны все стихии («мне тварь покорна там земная»). Но люди не приняли его, изгнали в пустыню, обвиняя в гордости и в том, «что бог гласит его устами». И только в одиночестве, на лоне природы, поэт ощущает гармонию. В лирике Лермонтова очень много ярких образов, которые находят свое продолжение в  последующих литературных произведениях. Это знаменитый «Парус», одинокий «Утес», «Листок» и другие.

Еще один образ — это кинжал, под которым подразумевается поэтический дар. Начало стихотворения «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») необычно. В первой части стихотворения рассказывается о кинжале, который верно служил своему хозяину, но, к сожалению, после смерти его он долго лежал заброшенный в лавке, а затем был кем-то куплен, повешен на стену «игрушкой золотой». Но у кинжала другое предназначение. Его булат был создан для битв и походов. И вот начинается вторая часть стихотворения. Читателю становится понятным, почему это стихотворение о поэзии. Ведь, подобно этому кинжалу, поэт «свое утратил назначенье». А ведь когда-то голос поэта был значим, «…воспламенял бойца для битвы…», «…стих, как божий дух носился над толпой;… звучал, как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных…». Стихотворение Лермонтов заканчивает риторическим вопросом:

«Проснешься ль ты, осмеянный пророк?                                                                                           Иль никогда, на голос мщенья                                                                                                               Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,                                                                                       Покрытый ржавчиной презренья?..».

В  стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) поэт спрашивает:                                «К чему толпы неблагодарной                                                                                                            Мне злость и ненависть навлечь?                                                                                                      Чтоб бранью назвали коварной                                                                                                            Мою пророческую речь?»

Пишет Лермонтов о том, что в современности поэзия утратила свою былую мощь, стала пустой и бесполезной. Лирический герой Лермонтова снова задает вопрос:

«Когда же на Руси бесплодной,                                                                                                     Расставшись с ложной мишурой,                                                                                                   Мысль обретет язык простой                                                                                                                   И страсти голос благородный?»

Лермонтов неоднократно сравнивает литературное творчество с пророчеством:                              Кто толпе мои расскажет думы?                                                                                                               -Или поэт, или никто.

Михаил Юрьевич осознает, что поэт не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Поэт должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.                                                                                                                                                                                                                        Пишу, пишу рукой небрежной,                                                                                                            Чтоб здесь чрез много скучных лет                                                                                                          От жизни краткой, но мятежной                                                                                                          Какой-нибудь остался след.                                                                                                              Быть может, некогда случится,                                                                                                           Что, все страницы пробежав,                                                                                                                На эту взор ваш устремится,                                                                                                                   И вы промолвите: он прав…

Причерноморье – перекресток цивилизаций.

       В рамках работы клуба «К истокам прошлого» 18 марта состоялась
встреча со школьниками. Совместно с научными сотрудники ребята
обсудили уникальность Причерноморья.
Темрюкский район, как и весь Краснодарский край, богат своей
историей. Географически Краснодарский край относится к Северному
Кавказу, исторически он тесно связан с Крымским полуостровом. С
античных времен регионы объединялись в Северное Причерноморье, о чем
напомнили сотрудники музея. Во время лекции ученики повторили этапы
заселения региона с древности по сегодняшний день.
Школьники отметили богатство своего края: историческое
национальное, природное!

Путешествие А.С. Пушкина в Крым

     К годовщине воссоединения Крыма и России в течение недели мы вспомним знаменательные исторические события, связанные с Таманью и Крымом, которые некогда были тесно связанны между собой, являясь единой южной границей Российского государства, и ставшими таковою вновь.

Путешествие А.С. Пушкина в Крым

      Тамань — древняя Гермонасса и Керчь — древний Пантикапей издревле были связанны единым транспортным путём из Крыма на Кавказ. Сегодня два полуострова связывают себя пролетами и арками « Крымского моста». Раньше переправа с одного берега на другой таила множество опасностей: бурные штормы и хрупкий лед зимней переправы становились настоящей преградой для путешественников всех времен.

     Непогода застигла в Тамани и одного из величайших поэтов золотой эпохи русской поэзии А.С. Пушкина, который путешествовал по Кавказу с семьёй Раевских в августе 1920 года. «С полуострова Тамань, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма»,- так упоминает Тамань поэт, в которой  провел два-три дня, в своём письме к брату Льву от 24 сентября 1920 года. К берегам Крыма Пушкин на канонерской лодке отправился 15 августа и спустя несколько часов вступил на Крымский берег.

     Поэт надеялся увидеть «следы Пантикопеи», но застал лишь «груду камней, утёсов, грубо высеченных». Хоть и не возбудило сердце путешественника древний город, о чем он вспоминал в письме к А. Дельвигину «воображение моё спало; хотя бы одно чувство, нет!», но все же два берега запомнились поэту, и нашли своё отражение в романе «Евгений Онегин». Далее  путь поэта лежал в Гурзуф.

Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Воображенью край священный:
С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат…
И.К. Айвазовский. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год.