Режим работы в праздничные дни.

31 декабря — Таманский музейный комплекс будет закрыт для посещения, в связи с общероссийским выходным днем. В период новогодних каникул музей будет принимать посетителей в штатном режиме, за исключением 1,4,7 января — ВЫХОДНЫЕ ДНИ.

Скоро, скоро Новый Год!

 

Дорогие читатели! Совсем скоро все вокруг наполнится волшебством, дома облачатся в праздничное убранство, а поможет нам в этом вечнозеленая красавица, украшенная разноцветными гирляндами, игрушками и, конечно же, мы не забудем написать и отправить своим друзьям и близким новогодние открытки с самыми тёплыми и добрыми пожеланиями!

Эта замечательная традиция дарить друг другу рождественские и новогодние открытки настолько приятна и хороша, что кажется, что она существовала всегда. Однако это не так. Более того, новогодние и рождественские открытки в том виде, в котором мы к ним привыкли, возникли достаточно недавно.

По одной из версий, история новогодней открытки в России началась в 1901 году, когда Николай Каразин создал первую русскую новогоднюю открытку. Хотя ряд историков полагает, что отцом русской новогодней открытки стал библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам.

Существует ещё одна версия, что первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительским комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

Считается, что прародительницей всех открыток стала именно рождественская открытка. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Сегодня открытка переживает своё возрождение. В цифровую эпоху некоторые предметы теряют свою ценность. Поздравления самых близких людей остаётся на серверах интернет пространства, и о них забываешь через минуту после того, как выключишь компьютер. Прелесть же бумажной открытки неоспорима в любое время.

 

Половецкие бабы.

Каменные (реже деревянные) изваяния, выполненные из известняка и символизирующие культ предков.

Слово «баба», вероятно, относится к тюркскому «вава» что значит предок, или к персидскому «пахлабан» — богатырь. Изваяния были обнаружены в степях Кубани, на Дону и в восточной части Украины. Половцы (кипчаки, команы) устанавливали их на курганы в XI-XIII столетиях, лик обращали на восток. Зачастую «бабы» представлены мужскими стоящими или сидячими фигурами в шлемах при вооружении, с чашей в руках пред собой. Иногда же можно стретить и женские изображения, в богато декорированных костюмах, с серьгами и ожерельями, также с чашей в руках. В Археологическом музее ТМ. экспонируется две половецкие бабы, из дореволюционных поступлений Краснодарского музея.

Коллекцию половецких баб Краснодарского музея начал собирать его основатель Евгений Дмитриевич Фелицын во второй половине XIX века. Сейчас коллекция насчитывает 72 изваяния

Предупреждение распространения коронавирусной инфекции.

Нестабильная ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, требует повышенного внимания от каждого из нас. В целях недопущения роста заболеваемости на территории Краснодарского края предлагаем Вам ознакомиться с  роликом «25 шагов к Вашей безопасности». ролик  доступен по ссылке (https://yadi.sk/d/AUrwbG7qMKI_3Q?w=1).

КОСТЯНАЯ РУКОЯТЬ НОЖА С ПСЕВДОКУФИЧЕСКОЙ НАДПИСЬЮ.

Летом 2020 года научный сотрудник Института археологии РАН Чхаидзе В. Н. передал в музей уникальный экспонат – костяную рукоять ножа с псевдокуфической надписью.

Рукоять была обнаружена в 1955 г. во время раскопок экспедиции Б. А. Рыбакова на памятнике Гермонасса-Тмутаракань. Долгое время находка хранилась в Институте археологии РАН.

Информация о рукоятке имеется в отчете 1955 г. Плетневой С. А., которая руководила раскопками на центральном участке, где и была обнаружена находка.  В 2019 г. вышла статья В. Н. Чхаидзе «Костяная рукоять ножа с псевдокуфической надписью из Тмутаракани».

Куфическое письмо – один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII в. Куфическое письмо сыграло большую роль в дальнейшем развитии всей арабской каллиграфии. Примерно до XI века куфический стиль был основным, использовавшимся для копирования Корана. Так же куфи использовался для начертания сур из Корана на тканях, монетах, зданиях.

Европейцы видели, что на Востоке использовали арабскую вязь в своем исламском архитектурном убранстве, но европейцы не понимали их смысла и воспринимали их просто как элемент украшения, набор символов с характерными прямыми и угловатыми линиями.

В средние века и в эпоху Возрождения художники и скульпторы часто украшали свои работы «арабскими» надписями. Художники стремились воспроизвести форму арабского языка, не зная, что именно они воспроизводят. Историки искусства называют этот стиль орнаментации псевдокуфическим, псевдоарабским или куфеск.

Что же представляет собой находка? «Это две парные костяные створки рукояти ножа с врезным орнаментом рядов циркульных и рельефных окружностей и надписью, подражающей куфическому письму…. Створки изготовлены из роговых костей. Длина каждой створки – 130мм, ширина в верхнейчасти – 13мм, внижней – 15мм, толщина – 6мм». Согласно отчетным данным, надпись, в прочтении археолога и историка Среднего Востока А. М. Беленицкого гласит: «Хвала Аллаху» (Аль-Хамду ли-ль-Лях)».

Регион Северного Причерноморья в виду своего уникального географического положения на протяжении тысячелетий был регионом соприкосновения различных культур. Что в очередной раз подтверждает данная находка.

 

#МЫВМЕСТЕ

Акция взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса. Во всех регионах России работают волонтеры, доставляя лекарства и продукты. Юристы и психологи бесплатно консультируют нуждающихся в их помощи, а тысячи партнеров акции помогают своими услугами и товарами.

2020 — год взаимопомощи и силы людей. Год, когда мы поняли, что #МЫВМЕСТЕ. Пандемия подтолкнула общество к слому формальностей и обороне плечом к плечу вне зависимости от профессий и возраста. Люди развозили продукты, компании кормили врачей и обеспечивали волонтеров техникой, а министры социальной защиты реагировали на запросы НКО. Теперь наша задача — сохранить и приумножить этот опыт, потому что когда #МЫВМЕСТЕ, мы можем всё.

4 и 5 декабря пройдёт Онлайн-марафон #МЫВМЕСТЕ. Более 30 часов трансляции, телемосты и прямые включения из регионов России и зарубежья, мастер-классы и дискуссии, интерактивные и развлекательные события. Площадки: VK.COM, DOBRO.RU

Марафон #МЫВМЕСТЕ объединит нас, чтобы отпраздновать День добровольца!

Участие в марафоне может принять каждый!

Чернофигурная ойнохоя с изображением Диониса, восходящего на колесницу. Афины. 510 – 490 гг. до н.э.

Заметка

Мы представляем вам одну из вещей, обнаруженную в одном из погребений некрополя поселения Вышестеблиевская–14 и недавно поступившую в музейную коллекцию Тамани. Речь пойдет о великолепном сосуде, который мог бы занять достойное место в собрании любого музея мира. Это небольшой чернолаковый кувшин для вина — ойнохоя, тулово которого покрыто чернофигурной росписью. На изображении представлен древнегреческий бог виноделия Дионис, восходящий на колесницу, запряженную четверкой коней — квадригой. Ветви винограда с виноградными гроздями, обильно украшающими композицию это символы бога Диониса. Каждая деталь нанесенного рисунка выдает руку не простого ремесленника, а мастера. Изображенный на сосуде Дионис — божество древнее, хтоническое и неистовое; он олицетворял не только виноделие, но и связи с подземным миром, идеи смерти и возрождения. Такой Дионис нередко отождествлялся с Аидом, богом подземного царства.

Но вернемся к самой композиции. Бог восходит на колесницу, сжимая в руках поводья и хлыст. Однако лошади изображены не целиком, а только их крупы. Благодаря поиску аналогий вышеописанного сюжета Судареву Н.И. – к.и.н. (научный сотрудник Института археологии РАН г. Москва), при просмотре сотен греческих ваз удалось найти с точно таким же сюжетом – в Южно-Африканском музее в Кейптауне. Так же, как и на нашей ойнохое, на изображении из Кейптауна Дионис восходит на колесницу, так же он окружен ветвями винограда и, что особенно интересно – лошади изображены так же не целиком, а только их задние части!

При погружении в процесс исследования Сударев Н.И. пришел к заключению, что афинские художники, наряду с цельными изображениями, нередко делали парные сосуды: на одном была изображена левая часть композиции, а на другом сосуде – правая. И перед нами пример одной из таких работ. Ойнохоя относится к одной из работ художника, мастерской «мастера Афины» работавшего в 510 — 490 гг. до н.э.

Лермонтов в театре.

В творчестве М.Ю. Лермонтова  драматургия — явление менее значительное, чем его поэзия и проза.  Лермонтов обращался к драматической форме лишь в первые годы своей литературной деятельности и обращение это далеко неслучайно. Рассказы о театре и театр вошли в его жизнь с детских лет.  Театральные интересы занимали одно из первых мест в культурной жизни русского дворянства второй половины XVIII — начала XIX вв. В это время наблюдается расцвет крепостного театра. Неудивительно, что в родственном окружении юного Лермонтова прочно укоренилась любовь к театру.  Предки поэта Арсеньевы, и особенно Столыпины, были страстными театралами. От бабушки Е.А. Арсеньевой  маленький Миша слышал рассказы  об одном из лучших крепостных театров России  конца XVIII века — театре ее отца А.Е. Столыпина. Дед Лермонтова М.В. Арсеньев имел домашний театр в Тарханах, это было явление примечательное для всей Пензенской губернии. М.В. Арсеньев  одним из первых поставил Шекспировского «Гамлета», в переводе с английского оригинала, где  сам играл роль Могильщика.

Интерес к театру у Лермонтова пробудился еще в детстве, что выразилось в увлечении театром марионеток, для которого, по сообщению А.П. Шан-Гинея, он сам  лепил восковые фигурки  актеров-кукол  и сочинял фантастические пьесы. Неизвестно содержание первых драматургических проб Лермонтова, к сожалению, они не сохранились. Увлечение театром продолжалось, Лермонтов посещал театральные постановки, размышлял об актерском мастерстве П.С. Мочалова и В.А. Каратыгина, познакомился  в Москве с М.И. Щепкиным.  Он создает драму «Маскарад», предназначая ее для бенефиса актрисы М.И. Валберховой. На драматургии В. Шекспира и Ф. Шиллера, французской драме и мелодраме, писателей «Бури и натиска» воспитывались театральные вкусы Лермонтова. Первые пьесы были задуманы им под влиянием детских и юношеских впечатлений. В его бумагах сохранились наброски либретто на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», план драматической поэмы о Мстиславе Черном, план разбойничьей пьесы, программа инсценировки романа Ф. Шатобриана «Атала», многое из задуманного осталось нереализованным. Лермонтовым создано с 1829-1836 годы семь драматических произведений: «Цыганы» (1829), «Испанцы» (1830), «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835-1836), «Два брата» (1835- 1836), «Арбенин» (1836). Все драмы, различные по характеру, по стилю, по художественной законченности и ценности, написаны Лермонтовым до 1836 года. За исключением ранней трагедии в стихах «Испанцы» и драмы «Маскарад», во всех пьесах использовались переработанные в романтическом ключе эпизоды жизни самого Лермонтова. При жизни Лермонтова ни одно из его драматических произведений напечатано не было. Первым увидел свет «Маскарад» в 1842 году, в сильно искаженном цензурой виде.

В драме «Menschen und Leidenschaften» нашел отражение семейный конфликт между бабушкой поэта, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, и его отцом, Юрием Петровичем Лермонтовым, за право воспитания..

«Два брата» посвящены эпизоду взаимоотношений с В.А. Лопухиной. Однако надо понимать, что сам Лермонтов не тождественен своим героям. Связь персонажей пьесы с прототипами основана в первую очередь на сходстве ситуаций. В основе сюжетной линии «Двух братьев» лежит встреча героя с любимой женщиной после её замужества. В центре — мотив вражды и соперничества двух братьев, воплощающих добро и зло, разочарованного в жизни человека. Фото 1.»Два брата»Стерлитамакский драматический театр Александр- Стасский Л, Юрий- Л. Акманов.

Принято считать, что «Странный человек» стал продолжением и усложнением романтической драмы, начатой в «Menschen und Leidcnschaften». В основе пьесы лежит изображение характера Владимира Арбенина, которого Лермонтов наделил чертами, близкими ему самому. В пьесе две сюжетные линии: семейная и любовная. Основной конфликт в драме — традиционное для Лермонтова-романтика столкновение главного героя со светским обществом. Фото 2.»Странный человек»Пензенский обл. драмтеатр им. Луначарского Мария Дмитриевна-О. Стефанова, Владимир- Э. Соловьян.

«Испанцы» — романтическая трагедия, для эстетики которой важен колорит места и героев. Драма имеет социально-философский  конфликт: противостояние добра и зла. Фото 3.1″Испанцы» Брянский облдрамтеатр 1964 Эмилия- Л.Хромова.3.2 «Испанцы Горьковский» ТЮЗ 1963 Моисей-Н. Тареев.

«Маскарад» — вершинное произведение Лермонтова-драматурга. В основу драмы положен романтический конфликт героя и общества. Но на уровне главного героя конфликт остаётся неразрешимым: попытка примириться с людьми и Богом не удалась. Лермонтов в драме погружает романтического героя в реальную бытовую и социальную среду петербургского общества. Фото 4.1″ Маскарад» театр Моссовета 1963 сцена игры.4.2 «Маскарад» теарт Моссовета 1963 Арбенин н.а.СССР Мордвинов Н.Д. Нина- Т Чернова.

 

 

«Арбенина» называют последней редакцией «Маскарада», хотя некоторые исследователи видят в пьесе самостоятельное произведение.Лермонтов добивался постановки на сцене только одной пьесы — «Маскарад». После неудачи с цензурой больше к жанру драмы он не возвращался. Убедившись в полной невозможности увидеть что-либо из своих пьес на сцене или в печати, глубоко разочаровавшись в репертуарной политике, которую проводила дирекция императорских театров, Лермонтов отошел от драматургии.

Еще в дореволюционные годы делались попытки инсценировать роман «Герой нашего времени» Лермонтова для театра. В 1901 г. в провинции шла инсценировка «Героя нашего   времени», принадлежащая Р.Серебрякову и В.Витте.  В советское время с истолкованием романа выступили несколько театров. На сценах страны ставились спектакли, «Печорин», «Страницы из жизни Печорина», «Бэла».5.1. «Печорин» Ярославль 1964 г сцена у грота. 5.2. «Печорин» Ярославский акад театр имФ.Г. Волкова Печорин н.а.РСФСР В. Салопов, Грушницкий-засл.а.РСФСР Ф.Мокеев.

Опера А.Г. Рубинштейна «Демон» написана на сюжет известной поэмы М.Ю. Лермонтова, переработанной для либретто поэтом А. Майковым и литературоведом П. Висковатым. Наиболее привлекательной для А.Г. Рубинштейна и близкой его дарованию была лирическая сторона поэмы. В опере лермонтовский Восток получил широкое и богатое воплощение. Восточные эпизоды «Демона» принадлежат к наиболее оригинальным страницам оперы. Законченная в 1875 году опера была впервые исполнена четыре года спустя на сцене Мариинского театра в Петербурге. Музыкальные и поэтические богатства «Демона» сделали его одним из популярнейших произведений мирового оперного репертуара. 6. опера «Демон» II акт 1932, БГАТ СССР.

Одна из коллекций  Таманского музейного комплекса посвящена постановкам М.Ю. Лермонтова в театре. Она включает афиши и программы спектаклей, рукописи черновых вариантов постановок, фотографии сцен из спектаклей, исполнителей главных ролей, а также эскизов декораций.

«Мир греков и варваров Тамани»

 

С  глубоким  удовольствием  Таманский музейный комплекс представляет вам выставку, которая была создана на археологических материалах охранно-спасательных работ 2003 г. и 2015-2019 гг. с территории памятников  поселение Волна-1, грунтового некрополя  поселения Волна-1, поселения Артющенко-1, грунтового некрополя Артющенко-2, грунтового некрополя Фанагории  и кургана п. Красноармейский. (VI в. до н. – I в.н.э.)

Мы знаем немало об античном времени из сочинений древних писателей и историков, но археология открывает свой особый, поистине удивительный мир… Ведь древние вещи, оказываясь в поле зрения археологов, оживают и начинают  свой рассказ. Прекрасным ожившим рассказом на выставке являются впервые экспонируемые предметы вооружения, ювелирные изделия, украшения, зеркала, терракотовые статуэтки,  лекифы и амфориски из финикийского стекла – сосуды для благовоний, духов и масел; килики, скифосы, котилы и канфары  для вина; пелики и ольпы.

На выставке представлены образцы греческого и варварского оборонительного и наступательного вооружения. Это мечи и наконечники копий VI IV вв. до н.э. В 2018 году при расчистке одного из погребений  грунтового некрополя «Поселения Волна- 1» была сделана сенсационная находка шлема. Шлем выполнен из железа и датируется V IV вв. до н.э. Шлем имеет полусферическую форму, без назатыльника, с пластинчатыми нащечниками. Собран был шлем из небольших железных пластин, сверху вниз. Шлемы такого типа называют «чешуйчатыми». Находки подобных шлемов очень редки. Отличительной чертой нашего шлема являются две налобные горизонтальные пластины.

На выставке представлены терракотовые статуэтки II в. до н.э., открытые в одном из погребений  грунтового некрополя  «Поселения Волна-1». Среди них небольшое количество сохранившихся терракот практически целых, которые заслуживают к себе самого пристального внимания. Одним из сюжетных исполнений древнегреческого мастера – лепщика по глине является  образ богини Афродиты. Одна из терракот представляет богиню полуобнаженной и сидящей на скале. А другая  терракота изображает богиню в образе женщины, сидящей на дифросе и правой рукой прижимающей  утку, а  левой — корзину с плодами.  В других терракотах исполнены образы детей, дразнящих или играющих с животными — собаками и птицами, т.е.  древним мастером  отражены бытовые и жанровые сцены.

Особого внимания  заслуживает  терракотовая статуэтка  Диониса в образе ребенка, левой рукой обнимающего   пантеру, а  правой держащего канфар.  Канфар – это сосуд, который непременно использовался во всех культовых обрядах и действиях связанных с богом Дионисом. Возможно,  мастер в терракоте отразил сюжет легенды, когда мальчик – Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его отец Зевс. А рядом стоящая пантера, которую левой рукой обхватил мальчик, является спутницей и домашним животным бога Диониса, используемая им для езды.

Одной из редчайших и единичных является и находка с поселения Волна -1 статуэтки, выполненной из слоновой кости. В ней мы видим образ греческой женщины, в котором мастер передал всю красоту человеческого тела. Кого воплотил в этом образе мастер в I в. н.э., остается для нас загадкой. То ли это образ Афродиты Урании, таинственной, загадочной  и самой почитаемой населением, проживающим на этой территории или это образ одной из жен правителя Боспора?

Редкими являются находки керамики с чернофигурной росписью VIV вв. до н.э. На одном из сохранившихся фрагментов килика, мы видим мастерски исполненную бытовую сцену – играющих на арфах женщин. Замечательный сюжет в краснофигурном исполнении на гидрии (сосуд для воды) конца V в. до н.э. мифологической сцены нападения на Ореста богинь мщения – Эринний или Гарпий.

 

В одном из погребений была обнаружена и миниатюрная  пиксида, которая могла служить женщинам для хранения краски или румян. Для благовоний и духов служили  изготовленные из финикийского цветного стекла алабастры и амфориски.

Посетив выставку, вы увидите  мир, в котором  жили греки и варвары на Тамани,  мир живых людей, которые рождались, умирали, любили, ненавидели, торговали  и  воевали.

Дом-музей им. М.Ю. Лермонтова в Тамани приглашает на выставку о путешествиях в XIX веке.

17 июля 2020 года в парковой зоне Дома-музея им. М.Ю. Лермонтова открылась выставка «С подорожной по казенной надобности…». Как путешествовали в XIX веке? Какие правила передвижения существовали в царской России? Чем занимались в дороге путешественники? И какой след оставили эти путешествия в русской литературе?

Название выставки взято из повести Лермонтова «Тамань»: «Поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань. Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!»

Когда не было железных дорог, путешествия на лошадях по почтовым трактам, поневоле медлительные, с неизбежными задержками в пути, превращались в событие. Не случайно тема дороги заняла большое место в произведениях поэтов и писателей той поры.

Почтовые — так назывались казенные лошади, которые путник менял на почтовых станциях.  Такие станции находились в ведении чиновника — станционного смотрителя. В его обязанность входило проверять подорожные (так назывался документ, в котором обозначались маршрут, чин и звание путешественника), получать прогонные деньги и предоставлять лошадей. 

Главными элементами экспозиции под открытым небом стали образцы подорожных XIX века: подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга, выданная подпоручику лейб-гвардии Егерского полка Дурасову 25 января 1836 г., проехавшему 698 верст за 41 руб. 91 копейку; подорожная по казенной надобности, выданная от Владикавказа до Тифлиса Ординарному Академику Императорской Академии Наук, Тайному Советнику Гроту 7 сентября 1881 г. (с особым указанием давать по четыре лошади с проводником); подорожная, выданная 29 мая 1860 года Cаратовским Гражданским Губернатором А. Игнатьевым князю А.Б. Лобанову

 

-Ростовскому, для проезда по всей губернии.

 

Среди иллюстративных материалов можно выделить редко выставляемый портрет юнкера лейб-гвардии Гусарского полка М.Ю. Лермонтова, работы А. Челышева (1830-е годы). Посетители увидят карандашные наброски Лермонтова, сделанные им во время странствий по Кавказу, зарисовки дорожных сценок из юнкерской тетради поэта: «Тройка у постоялого двора», «Коляска, запряженная четверкой», «На постоялом дворе», а также портрет друга и постоянного компаньона в путешествиях Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго) в костюме курда. На стенде также представлены жанровые работы художников первой половины XIX века, посвященные теме путешествий. Текстовые материалы, сопровождающие выставку, раскроют интересные детали дорожных передвижений и их типов, расскажут о скоростях позапрошлого века. (За сколько дней Лермонтов добрался из Ставрополя до Тамани? Как пролегал маршрут поэта?)

В специальном разделе выставки показаны элементы конской упряжи: седло, сбруя, нагайка, хомуты, подковы, колокольцы и т.д., предоставленные для экспонирования жителем Тамани, полковником Союза казаков Кубани Николаем Евгеньевичем Ревой. Стол с самоваром и предметами казачьего быта дополняет инсталляцию предметами постоялого двора, на котором путник мог получить ночлег и угощение. «Живой» раздел выставки создает единую фотозону, где гости музея могут сфотографироваться, присев на сноп сена, и оказавшись в окружении исторических предметов.

Приглашаем всех желающих посетить экспозиции Дома-музея М.Ю.Лермонтова. Билет на выставку «С подорожной по казенной надобности» входит в стоимость входного билета. Выставка работает до конца августа.