Женский образ в терракотах Танагры

      Сегодня, в честь Международного женского дня, коллектив Таманского музейного комплекса представляет заметку, посвященную женским образам в терракотах Танагры.

      Терракоты это небольшие статуэтки из обожженной глины. Характерной особенностью танагрских статуэток считается изящество исполнения и жанр, в котором преобладают бытовые темы: изображения детей, женщин и юношей, наполненные жизнью и внутренним движением. Такие статуэтки использовались в домашнем обиходе и являлись истинными украшениями жилища, дорогими подарками и игрушками. Их также могли оставлять в погребениях или приносить в храм как посвятительный дар, таким образам даруя им сакральный смысл.

      Эти статуэтки изготавливались в небольшом городке области Беотии — Танагре и представляли собой относительно небольшие, в районе 20-30 см, изображения, которые для устойчивости помещались на подставку в виде тонкой пластинки.

       Самая большая коллекция терракот Танагры в России находится в собрании Государственного Эрмитажа, куда поступила в 1884 году. В этом собрании преобладают женские задрапированные фигурки, воплощающие в себе идеал женственности и изящества. Они лишены индивидуальных черт лица, ведь главное в этих терракотах — пластика движения, доведенная до совершенства.

       Статуэтки частично изготавливали в формах. Употреблялись отдельные формы для лица, задней половины головы и передней стороны фигурки. Готовые части соединяли в единое целое, добавляя вылепленные вручную детали. После этого изделия отправляли на просушку. Далее, с помощью стека, будущие статуэтки вручную обрабатывались, добиваясь совершенства. После этого изделие подвергалось обжигу, покрывалось грунтом и раскрашивалось минеральной краской, которая частично сохраняется и по настоящее время.

Стоящая женщина в петасе, с фигуркой Афродиты. Танагра. III в. до н. э. Терракота. Высота 18, Эрмитаж

       

 

                        Группа двух девушек: одна несет другую.

            Конец IV -начало III в. до н. э., Эрмитаж. Терракота. Высота 26. Сохранившиеся краски — светло-коричневая на волосах и розовая на хитонах — отчасти позволяют судить о первоначальной раскраске этой удивительно пластичной терракоты.

        Стоящая женщина с веером.

       Высота 21 см. Первая половина III в. до н.э. Пустотелая. Оборотная сторона с четырехугольным отверстием не обработана. По белому грунту следы раскраски: волосы красно-коричневые, губы красные, плащ голубой, веер, диадема, ожерелье и серьги позолочены. Эрмитаж (С.-Петербург).

Виноградарство и виноделие на Боспоре.

      В первые века после заселения Боспора греками, виноград и виноградное вино являлось импортным товаром, популярным как у греческого, так и у местного населения. Именно греческие переселенцы привозят на территорию Боспора первые окультуренные виноградные лозы. В местах оседания переселенцев виноградарство появляется везде, где позволяли климатические условия, в том числе и на территории Крыма и Таманского полуострова. И все же, завезенная в этот регион средиземноморская лоза, из-за относительно холодного климата, требовала время для акклиматизации. Античный историк и географ Страбон указывает, что на Боспоре, для сохранения от зимних морозов, лозу необходимо было засыпать землей, также он отмечает еще одну важную особенность: на этой территории произрастают очень мелкие грозди винограда.


Читать далее

      Одним из первых свидетельств распространения винограда на Боспоре являются изображения виноградной грозди на монетах Нимфея конца V века до н.э. и Фанагории III века до н.э. Выращивание винограда и виноделие набирает темпы из-за изменения климатических условий, а также и из-за увеличения спроса и невозможности закрыть этот спрос исключительно импортным вином. На Боспоре были найдены оборудованные винодельни для приготовления вина в промышленных масштабах, кроме этого были найдены небольшие переносные давильни для винограда.


Еще одним доказательством развития виноделия в этом регионе является наличие местного производства амфор и пифосов, в которых проходил процесс брожения и хранения вина. Кроме этого, свидетельством развития виноградарства являются находки виноградарских ножей, а также прочего инвентаря, необходимого для ухода за виноградниками.

«Белеет парус одинокий …»

      Всем известные лермонтовские строки, которые  еще не известный молодой поэт написал в сложный для себя период жизни: семнадцатилетний студент М.Ю. Лермонтов покинул Московский университет и не поступил в Петербургский университет. Юноша бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника и у него родилось это знаменитое стихотворение. 2 сентября 1832 года Михаил в письме к Варваре Лопухиной посылает текст стихотворения, в котором, как и в тексте письма (на французском языке),  передается угнетенное состояние поэта: » …я очень сильно чувствую ее [жизни] реальность, ее завлекающую пустоту! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно презирать ее; потому что жизнь моя это я сам,.. который через мгновение может превратиться в ничто, в одно имя, т.е. – опять в ничто —Бог знает, будет ли существовать мое «я» после смерти. Ужасно думать, что может настать день, когда я не буду в состоянии сказать: «я»! – Если это так, то мир — только комок грязи…».

      Сам Лермонтов несерьезно отнесся к стихотворению  «Парус» и не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» 1841 г.  № 10, уже после смерти поэта.

      У самого М.Ю. Лермонтова есть акварельная работа (1832 г.), на которой изображено небольшое парусное судно в шторм.

      «Парус»  иллюстрировали И.К. Айвазовский, В.М. Конашевич, М. Панов, др. Свыше 50-ти композиторов положили текст на музыку: Ю.М. Александров, А.Е.Варламов, Г.М. Римский-Корсаков, Г.В. Свиридов, А.Г.Рубинштейн и др.

Звучит в исполнении Олега Погудина романс «Парус».

 

Морской поход казаков переселенцев на Тамань в 1792 году. К 230-летию освоения казаками кубанских земель.

      230 лет назад началось освоение казаками Кубанских земель. Черноморские казаки численностью 3247 человек на 51 судне под предводительством полковника Саввы Белого прибыли к Таманскому берегу 25 августа 1792 года.

Читать далее

      Подготовка к походу верных Российской империи казаков Саввы Белого началось задолго до вручения войсковому судье Антону Головатому «Жалованной грамоты» Екатерины II от 30 июня 1792 года, по которой «на вечное владение» даровались Кубанские земли казакам.

      26 февраля флотилия судов на Дунае была передана под командование войскового полковника армии — премьер-майора Саввы Белого, однако к концу мая стало известно, что суда для дальнего перехода требуют ремонта — замены мачт и парусов, ряд судов не подлежали ремонту вовсе.

      Уже 5 июля атаману черноморского казачьего войска З.А. Чепеги было велено «отрядить» флотилию в путь на Тамань через два дня. Но поход пришлось отложить в виду «малолюдства», так как основной состав казаков был распущен на заработки. Для исполнения приказа на Днестровский лиман 6 июля был отправлен капитан бригадирского ранга Павел Васильевич Пустошкин. Уже 20 июля Павел Васильевич осмотрел флотилию, из 54 судов, к походу было пригодно только 26 лодок. Флотилию решили усилить лодками новой постройки, которые строили в урочище Фальче на Пруте, где в 1791 году по велению графа Г.А. Потемкина для войска было заложено 50 мореходных лодок. К моменту похода было готово 24 лодки и одна яхта, которые и поступили в распоряжение С. Белого.

      К 8 августа все приготовления были закончены и корабли стали дожидаться благоприятного ветра. Спустя еще 8 дней — 16 августа, казачья флотилия во главе с С. Белым и П.В. Пустошкиным отплыла к Тамани вдоль берегов Крыма и вскоре достигла цели, пристав к Кубанской земле. 26 августа Савва Белый сообщил войсковому судье Антону Головатому о том, что «Предпринятый по Высочайшему повелению… вояж кончили сего августа в 25 день…, прибыли до Тамани о 51 судах благополучно».

      Памятник «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года, под командованием Саввы Белого» скульптор А.Г.  Адомсон.

Военное дело Боспорского царства. Конница.

    Таманский музейный комплекс продолжает цикл публикаций посвященных военному делу Боспорского царства. В данной заметке речь пойдет о конных воинах армии Боспора.

     В период основания первых античных городов в VI в. до н.э. на берегах Керченского пролива, армия состояла по большей части из пехоты. В это время в военных формированиях присутствовали отдельные всадники, но они не играли значимой роли.

     Новообразованное Боспорское царство постоянно подвергалось атакам кочевников. Часто эти конфликты удавалось уладить с помощью династических браков и богатых подношений правителям кочевых племен. Однако контроль над степными территориями Прикубанья и Крыма, а также отражение серьезных внешних угроз были невозможны без эффективного конного войска.

 

Читать далее

     С IV в. до н.э. конница начинает играть серьезную роль в армии Боспорского государства. Данный факт подтверждается большим числом захоронений с характерным инвентарем. Основным оружием был длинный рубящий меч и лук со стрелами.

     Огромное влияние на вооружение и тактику ведения боя оказали союзные варвары, с которыми находилась в постоянном контакте боспорская аристократия. Большое число варварских всадников принимало участие в военных походах.

      Степень изменения роли конницы, мы можем наблюдать в 310-309 гг. до н. э., когда на берегу реки Фат (приток Кубани) сошлись в сражении войска претендентов на боспорский престол. После смерти Перисада I ему наследовал его старший сын Сатир II. Однако, средний сын покойного царя Евмел выступил против законного претендента. Младший из братьев Притан примкнул к Сатиру. В решающую битву братья вступили вместе со своими союзниками. На стороне законного претендента выступили скифы, 10 тысяч человек из которых составляли конники. Кроме того присутствовало более 20 тысяч человек скифской пехоты. Евмел привел с собой племя сираков из 20 тысяч конницы и 22 тысяч пехоты, которое возглавил царь Арифарн. Сам Евмел находился на правом фланге, командуя греческими наемниками. В боспорском войске греческая наемная пехота находилась под командованием Мениска. Сатир стоял во главе конницы командуя, по словам греческого историка Диодора, «отборными воинами». Видимо, эта лучшая конница состояла из представителей боспорской аристократии (во всяком случае — по преимуществу). Именно удар этой группы обратил в бегство конницу царя Арифарна и позволил Сатиру выиграть трудную битву. Увидев, что его пехота находится в трудном положении, боспорский правитель прекратил преследование и вернулся на помощь Мениску. Одержав победу в полевом сражении, Сатир осадил остатки вражеского войска в ближайшей крепости. Во время осады он был смертельно ранен, а боспорский престол достался Евмелу, сумевшему сломить сопротивление Притана. Как видно из описания битвы, боспорские владыки в конце IV в. до н. э. уверенно командуют большими массами конницы, порой лично возглавляя конные атаки. Таким образом, к этому времени слияние традиций греческой и варварской кавалерии окончательно оформилось. Этот симбиоз позволил коннице Боспорского царства долгое время оставаться серьезной силой по поддержанию порядка на покоренных территориях и успешно отражать нападения врагов.

     На рубеже нашей эры конница на Боспоре приобретает особое значение и составляет основное ядро армии. Наряду с отрядами легковооруженных всадников в составе боспорской армии появляется и тяжеловооруженная конница — катафрактарии. Они действовали в определенном боевом порядке. Экипировка состояла из тяжелого доспеха и набора наступательного вооружения, главную роль в котором играла длинная тяжелая пика.

      Литература:

    1. Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С. Всадники войны. Кавалерия Европы, С-П.: Полигон, 2005.
    2. Виноградов Ю. А., Горончаровский В. А. Военная история и военное дело Боспора Киммерийского (VI в. до н. э. — середина III в. н. э.). СПб.: Из-во СПб.
    3. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.

Боль, застывшая в камне…память о каждом…

      Давно  отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, в которой Советский Союз и его народ показали всю свою мощь, сплоченность и непоколебимость. Страна  готовилась отметить 35-летие со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Но 15 февраля 1979 г. было официально объявлено о начале войны в Афганистане.

      Эта война занимает особое место в истории ХХ века, она велась исключительно на чужой территории, силами армейского «ограниченного контингента». И пусть официально она относилась к категории «малых войн», но оказалась самой продолжительной, и катастрофической для нашей Страны. Любая война – это боль, слезы и смерть. Память и боль утрат о родных и близких навсегда поселилась в сердцах миллионов граждан.

      Благодаря Союзу ветеранов Афганистана и Союзу ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов по всей стране установлены памятники и мемориалы в память о тех, кто не вернулся из боя.

Лермонтовское окружение. Александра Осиповна Смирнова- Россет.

   

       Это стихотворение в 1840 году  М.Ю. Лермонтов вписал в альбом одной из выдающихся женщин петербургского светского общества Александры Осиповны Смирновой — Россет.

     Некогда девчонкой, она приехала из Одессы в Петербург, где окончила институт Благородных  девиц и стала фрейлиной Императорского  Двора.

        «В то самое время расцвела в Петербурге одна девица, – сообщал П. А. Вяземский, большой ценитель женской красоты, – и все мы, более или менее, были военнопленными красавицы…».

        Хозяйка знаменитого литературно-художественного салона, автор блистательных «Записок» и «Автобиографии». К ней обращены стихотворения Александра Пушкина «В тревоге пестрой и бесплодной». Гоголь посвятил ей свою книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Россет, послужила прототипом образа Ирины в романе Ивана Тургенева «Дым».

        М.Ю. Лермонтов познакомился с Александрой Осиповной  в конце 1838 г. в салоне Карамзиных  и стал часто бывать в ее доме. Это знакомство не прошло бесследно для его творчества.

      Дочь Смирновой вспоминала об отношении Лермонтова к матери: «Он очень робел перед ней в первый период знакомства, но после 1838 г. он уже читал ей свои стихи и перестал робеть». И именно она, Александра Осиповна  Смирнова становится прототипом  Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»:

      «На ней было черное платье, кажется по случаю придворного траура. На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель. Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли… Ее красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением».

Занятия и ремесла населения Тамани в античную эпоху. Ткачество

      Сегодня в рубрике “Занятия и ремесла населения Тамани в античную эпоху” мы представляем главное женское занятие на Боспоре —  ткачество.

      Не все находки, связанные с этим ремеслом, повествуют о производстве ткани именно на территории Боспора. В богатых погребениях были найдены куски шерстяной ткани, которая представлена привозной египетской и греческой тканью. Она могла раскрашиваться посредством нанесения рисунков на готовое полотно, а также вышиваться различными узорами. Встречаются в погребениях и шелковые ткани, что свидетельствует о развитых торговых отношениях с Востоком.

  Читать далее

  И все же, значительное количество тканей изготовлялось на месте, свидетельством чего являются находки ткацких грузиков различного веса и размера, а также пряслица от веретена.Ткачество являлось одним из основных видов ремесла на Азиатском Боспоре. Было распространено как домашнее ткачество, так и ткацкие мастерские, в которых использовался труд рабынь.

      Деревянный греческий станок, изображения которого мы видим на посуде, относительно египетского станка довольно примитивен. Примитивность эта заключалась в том, что женщине необходимо было работать стоя. Кроме того, особенностью станка являлась необходимость привязывания к нитям основы ткани специальных керамических грузил.

      На Боспоре наиболее популярной считается шерстяная ткань. Что касается создания ткани из пряжи изготавливаемой из растений — сведения довольно малочисленны. Известно, что на этой территории выращивалась конопля, которая росла либо в диком состоянии, либо высаживалась. Изготовление пряжи из этого растения остается под вопросом.

      Ткани и одежда, как и другие ремесленные изделия, создаваемые на территории греческих городов и поселений на Азиатском Боспоре, могли продаваться как внутри Боспорского царства, так и сбывались на территорию подвластную соседним племенам кочевников.

Используемая литература:

  1. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949. С. 143-144.
  2. Остапенко, С.Н.Экономические отношения на Боспоре VI–II вв. до н.э. [Текст]: дис. … канд. ист. наук: 5.6.3: защищена 11.11.21. — М., 2021. С. 204-209.