Ко Дню славянской письменности и культуры мы вспомним об одной из важнейших книг в истории литературы, которая стала основополагающей в формировании мировоззрения многих поколений на протяжении сотни лет — Псалтирь. Именно Псалтирь стал первой книгой М. Ю. Лермонтова, по которой будущий поэт стал изучать грамматику.
Турецкий фонтан (фонтал, Турецкие колодцы)
Турецкий фонтан – еще один свидетель многовековой истории земли Таманской. Но не ищите фонтана в прямом смысле этого слова, ведь на самом деле это сложное гидротехническое сооружение, дошедшее до нас со времен турецкого периода.
А теперь давайте представим себе… летний зной, раскаленный песок, а среди песков оазис с прохладной, чистой, манящей напиться – водой.
И невольно возникает вопрос. Откуда берет начало этот живительный источник?
Ведь недаром таинственность происхождения этих колодцев, а их на Тамани было 16, способствовала появлению многих легенд, одна из которых нам поведала о том, что.
… Когда Тамань была турецким городом, здесь стояла крепость Хункала, в которой жил и правил наместник турецкого султана паша Гамид. Пресной, питьевой воды в городе не было. И по велению наместника Гамида издан был указ: кто добудет на этой земле чистую, пригодную к питью воду, тому он отдаст свою любимую дочь Фатьму в жены и дарует денежное вознаграждение. Юный садовник, узбекский парень по имени Рахим, уже давно, тайно был влюблен в дочь наместника и поэтому незамедлительно взялся за работу. Прошло немало времени, прежде чем из-под земли забил тонкий, живительный родник. Но Фатьме не хотелось выходить замуж за бедного садовника, поэтому было решено убить Рахима. Об этом тайном замысле, случайно, узнает служанка Фатьмы Аминет, которая тут же спешит предупредить Рахима. И они вместе уходят из Тамани в горы Кавказа.
С тех пор вот уже более 300-от лет существует на Тамани «Турецкий фонтал», что с тюркского означает: вода, текущая по керамическим трубам.
До начала Великой Отечественной войны фонтан являлся единственным источником питьевой воды на Тамани. Поэтому, когда вдруг исчезла вода, люди забили тревогу. Для исследования был приглашен маркшейдер – специалист по прокладке штолен. Им был вскрыт огромный пласт песка. И открылась уникальная система керамических водопроводных труб, по которым подавалась вода в ближние и дальние уголки Тамани.
«Заветы доброй старины»
Вышитый рушник всегда был символом гостеприимства, на нем подносили хлеб-соль дорогим гостям. Вообще, отношение к хлебу, как к символу жизни, требует особого отношения: хлеб никогда не кладут на непокрытый рушником или скатертью стол. Рушником покрывают пасхи, когда их несут в церковь на освящение в Праздник Воскресения Господня.
Использовали рушники и при строительстве дома. На рушниках поднимали стропила. На крыше законченного дома укрепляли ветку («гильце») и перевязывали его рушником, на котором должно быть изображение ветки или дерева. Часто это было изображение калины, винограда, мальвы.
Кроме того, рушник служил для украшения жилища, «красного угла» хаты. Выполненный в основном в красно — черном ключе, оберегал дом от нечистой силы, злого глаза.
Знаковая природа рушника не ограничивается только его орнаментом. Например, в доме рушник никогда не размещался в хорошо освещённых местах и его орнамент не был рассчитан на ежедневное разглядывание. Рушник, являясь оберегом, помещался в затемнённых местах: в углах, в пространстве на стене, над окнами и между ними.
«К истокам прошлого»
Декабристы о Тамани.
Под общим названием — восстание декабристов — в историю вошли два вооружённых выступления дворянских революционеров: на Сенатской площади в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине.
Декабристы открыто выступили против гнёта, насилия и издевательства крепостников над бесправным народом, против всесильного самодержавия.
Декабристы стали гордостью русского народа, оказали глубокое воздействие на все стороны жизни страны и на последующие поколения передовых кругов общества.
Отбывая ссылку в Сибири, на Кавказе и Кубани, многие побывали и в Тамани. Во время ссылок с некоторыми из декабристов познакомился и М.Ю. Лермонтов, с некоторыми сдружился, а кого-то и потерял на поле боя…
ЛОРЕР Николай Иванович (1795-1873) — был близок с Пестелем, состоял в Северном и Южном тайных обществах. Осуждён по IV разряду и приговорён к 15 годам каторжных работ и пожизненной ссылке на поселение. Позже приговор был смягчён до 8 лет. Отбывал каторгу в Читинском остроге и Петровском заводе, на Байкале, на Кубани.
В 1840 году Н.И. Лорер — унтер-офицер Тенгинского пехотного полка. Спустя полвека в воспоминаниях декабрист писал: «… бросили якорь перед Таманью, в древности называвшейся Тмутараканью. Выйдя на берег, нам пришлось тащиться пешком с нашими пожитками в гору и с версту в крепость Фанагорию, где и госпиталь — цель нашего странствования…
Видя ежедневно все ужасы смерти и, что хуже еще, страданий и лишений бедных солдат, и убийственное равнодушие начальства, я не в силах был более оставаться в стенах госпитальных. Однажды бродил я по крепостце, осмотрел ее незначительные укрепления и спустился к морскому берегу. На обрыве стояла чистенькая землянка с трубою и тремя окнами, почти на земле проделанными. Я полюбопытствовал и вошел. Меня встретила хозяйка этого скромного жилища, и я узнал, что она была казачка и живет с своей 12-летнею дочерью. У нее нашлась особая горенка, и мы скоро сошлись в цене. Стол, 3 стула, кровать составляли мою мебель, пол был вымазан желтою глиной и усыпан пахучими травами. Я очень обрадовался своей находке и, предпочтя это чистое помещение лазаретной вони, в тот же день перебрался в свое новое жилище.
Землянка моя вырыта в крутом обрыве и, как бы сказать, лепится у самого моря, так что я постоянно слышу плеск волн, ударяющихся в песчаный берег. Против моих окошечек виднеется за 30-верстным проливом городок Еникале, и при попутном ветре достаточно двух часов, чтобы перенестись на тот берег, что беспрестанно и делают казаки на своих парусных лодках и душегубках…
В ожидании новых трудов я мирно жил в Тамани, а с наступлением весны предался своим любимым прогулкам в окрестностях. Я, как новый Колумб, открыл невдалеке от Тамани два больших кургана, насыпанных, по преданию, Суворовым при покорении этих стран у турок. В версте от Фанагории обрел я фонтан, выкопанный турками же; вода холодная, прозрачная, вкусная, и ею снабжается лазарет, посылающий свои бочки ежедневно за живительной влагой…
… в одно утро [декабрь] явился ко мне молодой человек в сюртуке нашего Тенгинского полка, рекомендовался поручиком Лермонтовым, переведенным из лейб-гусарского полка. Он привез мне из Петербурга от племянницы моей, Александры Осиповны Смирновой, письмо и книжку «Imitation de Iesus Christ» {Подражание Инсусу Христу (лат.).} в прекрасном переплете…
Он [Лермонтов] ехал в штаб полка явиться начальству и весною собирался на воды в Пятигорск. Это второй раз, что он ссылается на Кавказ: в первый — за немножко вольные стихи, написанные им на смерть Пушкина Александра Сергеевича, а теперь — говорят разно,— но, кажется, за дуэль… с сыном французского посла в Петербурге Барантом…»
18 мая — Международный день музеев
«И все здесь дышит стариной». Таманский музей, как «машина времени».
к 45-летию создания Дома-музея М.Ю. Лермонтова в Тамани
В воскресный день 24 октября 1976 года красная ленточка была разрезана, и несколько десятков жителей Тамани быстро заполнили казачье подворье, насквозь продуваемое всеми морскими ветрами. В глазах первых посетителей легко читался интерес к только что открывшемуся Дому-музею М. Ю. Лермонтова. Как тут все устроено? Похожа ли восстановленная хата на том самый домик, где в сентябре 1837 года останавливался поэт?
Читать далееЕще в 1963 году на митинге молодежи Тамани было принято решение восстановить «домик Лермонтова» и сделать музей центром изучения жизни и творчества любимого поэта. Лишь спустя тринадцать лет местная инициатива получила одобрение партийных органов и была дана команда взяться за дело. Был выбран участок, и работа закипела, к вящему интересу станичников. «Неужто и впрямь построят?» — недоверчиво вопрошали старики.
«На дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны», — писал Лермонтов в повести «Тамань».
Люди с интересом обходили «лачужку старухи» и, подойдя к краю обрыва, вглядывались вниз, — туда, где шумело беспокойное море Таманского залива. Туда, где в темно-синей дали сто сорок лет назад чуть не утонул русский офицер, вступивший в схватку с Ундиной — пособницей контрабандистов.
«Между нами началась отчаянная борьба; Я уперся коленкою в дно лодки, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Исследовав убранство лачужек, и сделав почетный круг по подворью, гости вслух соглашались: «А ведь действительно, очень похоже. Словно очутились в Тамани прошлого века. И все здесь дышит стариной».
Порывистый ветер загудел в камышовых крышах, словно затянул старинную казачью песню…
В тот памятный осенний день 1976 года какой-то смельчак вышел в море, подняв над своей лодкой белый парус. И ожила картинка, и сразу вспомнились другие бессмертные строки Лермонтова: «Белеет парус одинокий, в тумане моря голубом». В тумане – в Тамани… Сколько новых впечатлений могут подарить такие фонетические метаграммы, столько же необычных смыслов может преподнести подобный символизм. Море, парус… «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!»
Было ли это случайностью? Возможно, но многие гости оценили этот знак, как благословение поэта, его незримое присутствие в день торжественного открытия музея его имени.
Среди первых посетителей была и Вера Помазнёва — специальный корреспондент «Литературной газеты». «Дом, который теперь воссоздан, выглядит так, словно стоял здесь на высоком утесистом берегу всегда, — восторженно писала она в своем репортаже, — здесь все начиналось с нуля. Музей в прямом смысле возник на пустом месте. Архитектор А.П.Аболонин на общественных началах сделал проект (при участии инженера Ю.А.Коваленко). Строители совхоза «Южный» следуя этому проекту и учась у стариков тонкостям дела, восстановили старинное казацкое подворье, сделали всю мебель. «Ветхий» вид ей — а это очень сложное искусство — придал художник М.П.Усаев, по эскизам которого она и мастерилась. Совхоз «Таманский» благоустроил зону — к мемориальному комплексу сейчас примыкает прекрасный сквер. Рыбаки соседнего колхоза разыскали старый баркас и сети. Жители станицы безвозмездно подарили музею Лермонтова подлинные предметы быта XIX века — серебряный самовар, прялку, казацкую медную кружку, казаны, кáтки, разнообразные гончарные изделия, тканые половики. За всем ходом строительства и работой экспозиционеров ревностно следил совет старожилов. Старики внесли ряд существенных поправок в технику изготовления и внешний вид дверей, лавок, столов, учили как раньше клали печи, и т.п. Музей стал делом всех и каждого».
Московский корреспондент вовсе не лукавила. Создание музея воистину стало делом всех станичников, которые уже устали отвечать на вопросы заезжих туристов: «Покажите нам домик Лермонтова?». Теперь им есть что ответить.
Вот она — хата, крытая камышом в «семь шагов ширины и шестнадцать длины», внутри «две лавки и стол да огромный сундук возле печи». И даже свечной огарок, который поэт засветил, будто призывая свою музу, — он тоже стоит на столе. Кажется, что Михаил Юрьевич только что вышел. Перо, чернильница, бумага… он еще обессмертит имя самого скверного городка на всем черноморском побережье России.
…Сорок пять лет прошло со дня открытия мемориального подворья в Тамани. Музей значительно расширился, предлагая своим посетителям литературную экспозицию, сделанную в виде офицерской палатки. И это интерактивное ноу-хау, придуманное еще в 1984 году архитектором Валентином Александровичем Гавриловым, успешно «работает на воображение» экскурсантов сегодня. Оно создает и нужную атмосферу, и правильный настрой для погружения в живую историю литературного гения.
«Мы очутились в театральном пространстве, в котором буквально все говорит с тобой живым и понятным языком», — пишут в книге отзывов искушенные москвичи. «Наша семья была потрясена подходом всех сотрудников музея к просвещению посетителей», — вторит им другая группа. «Это замечательно, интересно. С такой любовью созданное музейное пространство переворачивает душу», — восторгаются ученики краснодарской гимназии.
Домик Лермонтова воистину стал «машиной времени», отправляющей гостей музея прямиком в XIX век, на место действия сюжета, знакомого каждому. Такой вот аттракцион игры воображения. Опыт, которым хочется поделиться с другими.
«Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно…».
Почти каждый посетитель хочет повторить действия Печорина — взглянуть в маленькое оконце, присесть на старинную лавку в хате, а то и спуститься по круче к морю, туда, где белеет парус одинокий. Такова уже человеческая природа —стремиться к получению ярких впечатлений. И потому, переступая порог нашего музея, люди оказываются внутри литературного произведения. Того и гляди, из-за угла появятся странные тени, а ветер вновь донесет обрывки грустной песни Ундины. Еще секунда, и в сумерках уходящего дня, забрезжит силуэт невысокого офицера.
— Лермонтов? — Удивленно зашепчут экскурсанты.
— Лермонтов, — ответит им ветер.
Малахова В.Г.
Александр Невский глазами детей.
Коропластика Азиатского Боспора
Таманский музейный комплекс, участвуя в акции «Ночь музеев 2021″, с большим удовольствием представляет небольшое музейное собрание античной скульптуры малых форм – терракотовые статуэтки. В переводе с древнегреческого «terra» – глина, «cotta» – обжиг. А сами терракотовые статуэтки составляют основную часть ремесла древних греков – коропластики. Кора – девушка и пластик – лепить. Мастера, изготавливавшие терракотовые статуэтки, назывались коропластами. В переводе с древнегреческого – лепщики кукол.
Читать далееТерракотовые статуэтки, открытые при раскопках памятников Таманского полуострова, играют большую роль в изучении культов, быта, обычаев античного мира древних греков.
Целый ряд из найденных терракот важен не только для понимания культуры населения Таманского полуострова в древности, но и для общей истории коропластики и истории искусства в целом.
Мифология древних греков подталкивала мастеров – коропластов к созданию образов богов, богинь, героев, граждан…
К настоящему времени с территории раскопок древнегреческих городов, сельских поселений, курганных и грунтового некрополей Тамани в музее хранится чуть более 80 экземпляров. Состав терракот хоть и малочислен, но разнообразен. Большинство из них относятся к культовым. Небольшую часть терракот с изображением детей с собакой, петухом, гусем или на лошади можно отнести к разряду жанровой.
Среди них небольшое количество сохранившихся терракот практически целых, заслуживают особого внимания. Это несколько протом, (полуфигур ) масок женского божества, со сложенными на груди руками, в одной из которых богиня держит плод граната, яблоко, а в другой цветок граната или голубя, воспроизведен общепринятый образ греческих богинь. Протомы приносили в виде жертвенного дара в святилища, храмы и алтари, посвящая Афродите, Деметре и Коре-Персефоне и Артемиде в VI –IV вв. до н.э. Культ вышеперечисленных богинь был широко распространен как в городской, так и в сельской среде, неся идею красоты и плодородия.
Одна из терракот — статуэтка девушки в длинном с короткими рукавами хитоне, поверх которого накинут гиматий (плащ). Конец гиматия перекинут через левую руку, держащую круглый предмет, возможно яблоко или гранат. Правая рука опущена на голову ребенка, держащего виноградную гроздь. Вероятно, дополнительными деталями – атрибутами: яблоком, гранатом, виноградной гроздью — мастера меняли и характер изображаемого персонажа, превращая горожанку в Афродиту, а ребенка в Эрота-Диониса. Все зависело от фантазии мастера и желания заказчика. II –I вв. до н.э.
К этому же времени относится исполнение терракотовой статуэтки –девушки, в высоко подпоясанном хитоне и накинутом гиматии. Девушка стоит, развернув корпус влево, отодвигая в поднятых руках гроздь винограда от гуся, тянущегося к ягодам. Такой сюжет может нести на себе малоизвестную мифологическую нагрузку. Виноград – символ воскрешения жизни, а гусь, наоборот, символ загробной жизни. Отсюда, связь с воскрешением и обновлением природы обрядов таинства, связанных с элевсинскими богинями плодородия Деметры и ее дочери Коры — Персефоны.
С культом Эрота и Афродиты связаны находки терракот с изображением Эрота и Психеи. Данный сюжет поэтической легенды был весьма распространен в III – I вв. до н.э. и, как правило, представлял влюбленных персонажей в момент встречи после долгой разлуки. Терракота была выполнена в пантикапейской (Керчь) мастерской и найдена на одном из сельских поселений Тамани.
Широкую популярность среди населения городской и сельской территории Таманского полуострова приобретают терракотовые статуэтки, изображающие Афродиту в самых разнообразных вариантах. Афродита в первую очередь олицетворяет богиню любви и красоты. Афродита Урания (Небесная) владычица Апатура пользовалась особым почитанием, где в ее честь на территории Таманского полуострова были построены храмы и святилища. Музей обладает фрагментом терракотовой статуэтки Афродиты Урании, летящей на лебеди. Афродита представлена сидящей боком на лебеде, левой рукой держась за его шею; она одета в хитон и плащ, который, вероятно, придерживает одной рукой. Аналогии нашему фрагменту мы находим только в античной росписи на вазах, находке золотого медальона из ст. Елизаветинской (Нижний Дон), а также стелы, посвященной богине Афродиты Урании членами ее фиаса (союза) из Пантикапея (Керчь).
Мы видим, что различная тематика образов в древнегреческой терракотовой пластике отражает не только культы и почитание богов, но быт и экономику населения, проживающего в древности на территории Таманского полуострова.
Заветы доброй старины.
Вышитый рушник занимает важное место в культурном наследии славянских народов. Воспетый в песнях, сказках, поговорках, он издревле был неотъемлемой частью атрибутов народного быта, свадебных и праздничных обрядов, традиционным украшением сельской хаты, сопровождал человека в радости и горе. Во всем декоративно-прикладном творчестве нет предмета, который концентрировал бы в себе столько различных символических значений. В узорах сохранились древние магические знаки, символика оберегового красного цвета, образы «дерева жизни».
В 1976 году в фонды Таманского музея поступил интересный экземпляр праздничного рушника конца XIX века. Во время весенних «закличек» ветви деревьев обвязывали лентами и узкими рушниками — «убрусами». Вышитые наних символы соответствовали языческой символике плодородия, защите от всего злого, восхваление жизнеутверждающей силы праматери — земли. Изображением женской фигуры «Макоши» — матери урожая, птиц желали добра и достатка. Со временем, с приходом православия, так стали изображать Параскеву — покровительницу женских ремесел, домашних животных, плодородия.