Подари музею экспонат!

Одна из главных миссий Таманского музейного комплекса заключается в сохранении историко-культурного наследия путем комплектования фондов предметами музейного значения. Научные сотрудники археологического и литературного отдела на протяжении многих лет ведут активную работу с местными жителями по сбору материалов, сохраняя и дополняя историю родного полуострова с глубокой древности и до наших дней.

Предлагаем жителям  города и края принять участие в пополнении фондов музея новыми экспонатами.

В качестве экспонатов могут быть: фрагменты архитектурных элементов, старые фотографии, документы, книги, значки, монеты, предметы одежды, аксессуары, музыкальные инструменты, картины, изделия  декоративно-прикладного искусства, посуда, предметы быта.

Став музейными предметами, вещи получат новую жизнь, будут представлены на выставках и в экспозициях музея!

Получить устную консультацию и договориться о времени встречи с научным сотрудником музея можно по телефону: 886148-31-3-27,  или  написав на электронную почту tamanfond@mail.ru

Постамент под статую Боспорского царя Савромата II

      В 2004 году со дна Таманского залива близ древнего города Фанагория (п.Сенной) был поднят мраморный постамент под статую Боспорского царя Савромата II, о котором сообщается в десятистрочной надписи на древнегреческом языке. Постамент изготовлен из мраморного блока и составляет в высоту 1, 47 м. На верхней площадке сохранились углубления для ног статуи царя, при этом фигура упиралась на левую ногу, а правая была согнута в колене и отставлена назад. Правой рукой правитель упирался на посох.

      Надпись на постаменте представляет собой полную титулатуру правителя:

«В добрый час. Происходящего от предков царей, великого царя Тиб(ерия) Юлия Савромата, сына царя Реметалка, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, любящего свое отечество, пожизненного первосвященника  августов,  благодетеля отечества и основателя, Юлий Менестрат, архикойтонит (постельничий), своего бога и владыку почета ради [поставил]»

      Под  надписью изображение жертвенного быка, привязанного к столбу, тело которого обвязано лавровым венком.

      Савромат  II правил на Боспоре в 174/175—210/211 годах. Постамент хранится в лапидарной коллекции Таманского музейного комплекса.

Изменение адреса сайта ТМК

Уважаемые посетители сайта Таманского музейного комплекса, 05.05.21 года сайт сменит свой домен. В данный момент Вы можете посетить наш сайт в сети Интернет по следующей ссылке  www.lermontov-taman.ru После указанной даты будет действовать адрес www.Тамань-музей.рф

К всемирному дню театра.

Михаил Алексеевич Куликовский.

(1906 – 1996)

      Главный режиссер Краснодарского краевого театра драмы. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России. Почетный гражданин города Краснодара, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Депутат краевого Совета депутатов трудящихся, член президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), председатель правления Краснодарского отделения ВТО, член комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по Государственным премиям РСФСР в области литературы, искусства и архитектуры, член комиссии по драматургии и критики  Союза писателей РСФСР.


Михаил Алексеевич Куликовский родился 15 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. В 1959 году М.А. Куликовский переехал на Кубань, навсегда связав свою жизнь и творческую судьбу с краснодарской сценой.
Более четверти века он возглавлял Краснодарский краевой театр драмы: был его главным режиссером, поставил более 60 спектаклей, собрал уникальную труппу, стремился определить свой творческий облик, искал свою тему в искусстве. Уже первые спектакли говорили о тяготении коллектива к героико-романтической теме. Появляются постановки: «Океан» А. Штейна, «Иркутская история» А. Арбузова, «Маскарад» М. Лермонтова. «Поднятая целина» М. Шолохова, «Король Лир» В. Шекспира.


В режиссерском труде М.А. Куликовского важную роль играет его актерское дарование, огромная сценическая культура человека, воспитанного на лучших традициях русского театра. Не случайно особое место принадлежит любимому им герою — Арбенину из «Маскарада» М. Лермонтова. Арбенин в исполнении Куликовского предстал и прокурором, и адвокатом своей судьбы. Актер раскрыл в нем человека, ставшего жертвой «века блестящего и ничтожного». Герой Куликовского отличался от окружающего его общества тем, что сохранил способность к борьбе. Он наделен той самой «гордой душой», которая «не устает и не хладеет под ношей бытия».

Роль Арбенина была единственная роль, сыгранная Михаилом Алексеевичем на краснодарской сцене. Михаил Куликовский не любил серости ни в чем. В его постановках — всегда роскошные декорации, в труппе — красивые и талантливые актеры. Он и сам всегда выглядел идеально. Брюки со стрелками, выглаженные рубашки, туфли, прическа — лоск во всем. Режиссер в своих артистах замечал любые перемены, каждую мелочь.

          В ноябре 1979 года М.А. Куликовский, по просьбе научного сотрудника  Таманского музея В.А. Захарова, для создания  новой Литературной экспозиции, передал на хранение коллекцию предметов. В неё вошли фотографии, афиши, пригласительные билеты,  программки, а так же сценический костюм, в котором Куликовский играл роль Арбенина в Лермонтовском «Маскараде» на сцене Краевого драматического театра.

Профиль кратера с краснофигурной росписью сцены комоса середины IV в до н.э.

      Не редкими находками при исследовании археологических памятников являются различные сосуды. Так, в ходе охранно-спасительных работ курганного некрополя у ст. Старотитаровской в 1982 году, был обнаружен фрагментированный кратер с краснофигурной росписью середины IV в до н.э, благодаря стараниям реставраторов удалось восстановить его профиль.

      На сосуде древнегреческий мастер изобразил сцену комоса — праздничного шествия, гуляния (на нашем фрагменте представлена сцена с 4 симпозиастами и флейтисткой ). Кратер использовался для смешивания воды с вином на пирах. Во время всего пиршества симпосиарх следил за тем, какое вино льётся в воду, и в каких пропорциях, смена вина или пропорции в течении пира не допускалась. По свидетельствам Алексида пропорция в середине IV века до н.э. составляла 1:4.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

«Поэзия есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь». / В.Г. Белинский.

Рассуждения о  поэзии, о поэте, о его назначении не обошли стороной и М.Ю. Лермонтова:            «Поэт … пером своим прольет всю душу; звуком громкой лиры чарует свет…» («Поэт», 1828), но как только вдохновение, под действием которого поэту подвластно все, уходит, он забывает «огонь небесный».

«Я на стене кругом/ Пишу стихи углем,/ Браню кого придется,/ Хвалю кого хочу…» пишет Лермонтов в стихотворении «Веселый час» (1829).

В «Молитве» (1829) поэт называет творчество «всесожигающим костром» и просит «всесильного» «…от страшной жажды песнопенья» его освободить.

Как дар Божий рассматривается поэтический дар у Лермонтова в стихотворении «Пророк». Поэт равен пророку — он несет слово Божие на земле, он знает истину, «правды чистые ученья». Ему доступны и подвластны все стихии («мне тварь покорна там земная»). Но люди не приняли его, изгнали в пустыню, обвиняя в гордости и в том, «что бог гласит его устами». И только в одиночестве, на лоне природы, поэт ощущает гармонию. В лирике Лермонтова очень много ярких образов, которые находят свое продолжение в  последующих литературных произведениях. Это знаменитый «Парус», одинокий «Утес», «Листок» и другие.

Еще один образ — это кинжал, под которым подразумевается поэтический дар. Начало стихотворения «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») необычно. В первой части стихотворения рассказывается о кинжале, который верно служил своему хозяину, но, к сожалению, после смерти его он долго лежал заброшенный в лавке, а затем был кем-то куплен, повешен на стену «игрушкой золотой». Но у кинжала другое предназначение. Его булат был создан для битв и походов. И вот начинается вторая часть стихотворения. Читателю становится понятным, почему это стихотворение о поэзии. Ведь, подобно этому кинжалу, поэт «свое утратил назначенье». А ведь когда-то голос поэта был значим, «…воспламенял бойца для битвы…», «…стих, как божий дух носился над толпой;… звучал, как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных…». Стихотворение Лермонтов заканчивает риторическим вопросом:

«Проснешься ль ты, осмеянный пророк?                                                                                           Иль никогда, на голос мщенья                                                                                                               Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,                                                                                       Покрытый ржавчиной презренья?..».

В  стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) поэт спрашивает:                                «К чему толпы неблагодарной                                                                                                            Мне злость и ненависть навлечь?                                                                                                      Чтоб бранью назвали коварной                                                                                                            Мою пророческую речь?»

Пишет Лермонтов о том, что в современности поэзия утратила свою былую мощь, стала пустой и бесполезной. Лирический герой Лермонтова снова задает вопрос:

«Когда же на Руси бесплодной,                                                                                                     Расставшись с ложной мишурой,                                                                                                   Мысль обретет язык простой                                                                                                                   И страсти голос благородный?»

Лермонтов неоднократно сравнивает литературное творчество с пророчеством:                              Кто толпе мои расскажет думы?                                                                                                               -Или поэт, или никто.

Михаил Юрьевич осознает, что поэт не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Поэт должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.                                                                                                                                                                                                                        Пишу, пишу рукой небрежной,                                                                                                            Чтоб здесь чрез много скучных лет                                                                                                          От жизни краткой, но мятежной                                                                                                          Какой-нибудь остался след.                                                                                                              Быть может, некогда случится,                                                                                                           Что, все страницы пробежав,                                                                                                                На эту взор ваш устремится,                                                                                                                   И вы промолвите: он прав…

Причерноморье – перекресток цивилизаций.

       В рамках работы клуба «К истокам прошлого» 18 марта состоялась
встреча со школьниками. Совместно с научными сотрудники ребята
обсудили уникальность Причерноморья.
Темрюкский район, как и весь Краснодарский край, богат своей
историей. Географически Краснодарский край относится к Северному
Кавказу, исторически он тесно связан с Крымским полуостровом. С
античных времен регионы объединялись в Северное Причерноморье, о чем
напомнили сотрудники музея. Во время лекции ученики повторили этапы
заселения региона с древности по сегодняшний день.
Школьники отметили богатство своего края: историческое
национальное, природное!

Путешествие А.С. Пушкина в Крым

     К годовщине воссоединения Крыма и России в течение недели мы вспомним знаменательные исторические события, связанные с Таманью и Крымом, которые некогда были тесно связанны между собой, являясь единой южной границей Российского государства, и ставшими таковою вновь.

Путешествие А.С. Пушкина в Крым

      Тамань — древняя Гермонасса и Керчь — древний Пантикапей издревле были связанны единым транспортным путём из Крыма на Кавказ. Сегодня два полуострова связывают себя пролетами и арками « Крымского моста». Раньше переправа с одного берега на другой таила множество опасностей: бурные штормы и хрупкий лед зимней переправы становились настоящей преградой для путешественников всех времен.

     Непогода застигла в Тамани и одного из величайших поэтов золотой эпохи русской поэзии А.С. Пушкина, который путешествовал по Кавказу с семьёй Раевских в августе 1920 года. «С полуострова Тамань, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма»,- так упоминает Тамань поэт, в которой  провел два-три дня, в своём письме к брату Льву от 24 сентября 1920 года. К берегам Крыма Пушкин на канонерской лодке отправился 15 августа и спустя несколько часов вступил на Крымский берег.

     Поэт надеялся увидеть «следы Пантикопеи», но застал лишь «груду камней, утёсов, грубо высеченных». Хоть и не возбудило сердце путешественника древний город, о чем он вспоминал в письме к А. Дельвигину «воображение моё спало; хотя бы одно чувство, нет!», но все же два берега запомнились поэту, и нашли своё отражение в романе «Евгений Онегин». Далее  путь поэта лежал в Гурзуф.

Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Воображенью край священный:
С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат…
И.К. Айвазовский. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год.

Этот день в истории — Подписание Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию

#КрымскаяВесна#КрымскаяВеснаНаКубани

18 марта 2014 года был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь, тем самым восстановив историческую истину, нарушенную в результате распада СССР. События «Крымской весны», их легитимность, значимость всецело и полно отражены в обращении президента Российской Федерации В.В. Путина к обеим палатам Федерального собрания Российской Федерации в Кремле 18.03.2014 года, со стенограммой, которой Вы можете ознакомиться пройдя по ссылке. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%8 1%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C_%D0%9F%D1 %83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(2014)