Мелодия материнской песни

      «Как некий сон младенческих ночей…» остался в памяти поэта Михаила Юрьевича Лермонтова образ матери – Марии Михайловны. И знаем мы о ней очень мало: единственная дочь в семье Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича. В Тарханах, родовом имении, получила домашнее образование, итальянский танцмейстер учил ее танцам, зачитывалась сентиментальными романами и готовилась к поступлению в Смольный институт. Скоропостижно умер отец, когда Машеньке было 15 лет, и Елизавета Алексеевна не отпустила дочь на учебу, беззаветно отдавшись ее воспитанию. По несколько месяцев они проводили в Москве, гостили у родных и знакомых. Недалеко от Тархан, в Васильевском, у родственников отца и познакомилась Маша с красивым молодым хорошо воспитанным человеком. Юрий Петрович Лермонтов (1787 г.р.) был из обедневшего дворянского рода, вынужден был прервать блестящую военную карьеру, чтобы заняться хозяйственными делами, так как над семьей нависла угроза лишиться из-за долгов единственного имения Кропотово.  В 18 лет Мария Михайловна, несмотря на неодобрение матери, вышла замуж за Юрия Петровича. Не простыми оказались отношения в семье. У Елизаветы Алексеевны все больше и больше претензий было к зятю и это сказалось на здоровье Марии Михайловны, которая, по словам П.А. Висковатого, «родившись ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием…», постоянно пытавшимся примирить двух горячо любимых ей людей. И лучшим утешением для Марии Михайловны была музыка и общение с маленьким сыном. В записках 1830 года М.Ю.

      Лермонтов вспоминал «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».  Мишеньке Мария Михайловна часто играла на фортепиано и пела. Позднее Лермонтов писал:

     «Люблю я песни, в них так живо
Являются душе младенческие дни.
О прошлом говорят красноречиво
И слезы на глаза влекут они…»

      М.Ю. Лермонтов почти ничего не помнил о матери, но в тарханском доме был ее портрет, хранились вещи, книги, письма… Ранние впечатления о матери, воспоминания о ней, тоска по материнской любви и нежности  прошли через многие произведения Михаила Юрьевича. В драме «Странный человек» (1831 г.) старая служанка  в семье Арбениных Аннушка вспоминала о Владимире Арбенине (главном герое драмы) «А бывало, помню (ему еще было 3 года), бывало, барыня… начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся!..»

     Главное, что осталось в памяти Лермонтова о матери, — отзвук ее песни. Тема эта прошла через многие произведения поэта.

Стихотворение «Кавказ»: В младенческих летах я мать потерял.

     Многие женские образы Михаил Юрьевич связывает с музыкой. В1840 году напишет  в «Казачьей колыбельной» о материнской нежности и любви, хранящей сына от житейских невзгод. В.Г. Белинский высоко оценил это стихотворение: «…все, что есть святого, беззаветного в любви матери,  …вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — все это воспроизведено поэтом во всей полноте».

 

Моливдовулы

      Памятники сфрагистики представляют особый интерес среди исторических источников. Сфрагистика — это отдельная вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, штампы и оттиски.

     В Таманском музейном комплексе представлена обширная коллекция сфрагистики, где особое место занимают моливдовулы VIII –XII вв. Моливдовул (ср.-век. греч. μολυβδόβουλλον, от греч. μόλυβδος – сви­нец и ср.-век. лат. bulla – пе­чать) представляет собой подвесную свинцовую печать и является частным случаем буллы, так как печати могли изготавливаться из различных металлов.

       Печать Антония, раскопки Богословской И.В. городище Гермонасса-Тмутаракань.

Читать далее

      Сама основа не была уникальной, так как свинцовые диски изготавливались массово: при создании болванки посередине проделывался сквозной канал, в который затем продевались концы тесьмы (шнура), перевязывался и прошивался документ. Оттиск делался в последний момент специальными щипцами (бул­ло­ти­ри­й), у них на внутренних площадках были нанесены изображения. Этот процесс выглядел следующим образом: щипцами зажималась болванка, в которую уже были продеты концы тесьмы, после чего молотком по буллотерию наносился удар. В результате на диске образовывался оттиск, а также надежно зажимались концы тесьмы, запечатывая документ.

      Содержание печати зависело от его владельца, однако существовали определенные устоявшиеся типы изображений. В ранневизантийское время особо распространены были крестообразные монограммы, изображения святых,  креста в различной форме и, конечно же, имя и титул владельца буллы.

      Данный тип источников позволят персонифицировать историю, наполнить её конкретными историческими личностями или расширить знания о деяниях тех или иных лиц, известных по другим письменным источникам.

      В Таманском музейном комплексе хранится около сотни моливдовулов как известных политических и церковных деятелей, так и простых чиновников, имена которых сохранились лишь в виде оттиска на свинце.

      Заготовка для моливдовула из собрания ТМК

      Среди булл значимых личностей стоит выделить моливдовулы  архиепископа Зихии Антония. Архиепископ Антоний был выдающимся церковным деятелем XI столетия, его имя упоминается в документах синодов Константинопольских патриархов, в сентябре 1039 г. и июле 1054, что свидетельствует о его высоком статусе в православной церкви того времени.

Уважаемые посетители!
    Таманский музейный комплекс открывает для вас свои двери с 23 ноября.
    При входе в музей вам необходимо будет предоставить действующий QR-код, оформленный на сайте «Госуслуги» b подтверждающий вакцинацию против COVID-19 или перенесённое заболевание.
    Также просим Вас использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, респираторы).Решение об использовании масок детьми до 7 лет остаётся на усмотрение родителей.

Амфора

     Амфора это сосуд с двумя ручками, тулово которого расширено в верхней части и сужено в нижней. Обычно эти сосуды изготавливались из глины.

     Благодаря сохранившимся клеймам на ручках и тулове сосудов, исследователи устанавливают греческие центры производства амфор. При археологических раскопках древнегреческих городов Азиатского Боспора(Таманского полуострова) были найдены амфоры, производившиеся на территории ремесленных мастерских Хиоса и Фасоса, а также Книда, Коса, Пароса, Гераклеи Понтийской, Синопы и Менд.

      Остродонная амфорная тара является наиболее удобным сосудом для транспортировки. В них, на территорию Таманского полуострова привозили вино и оливковое масло. Иногда в амфорах доставлялись консервированные оливки, о чем свидетельствуют надписи на сосудах.

      В боспорских гончарных мастерских изготавливали сосуды, необходимые для рыбной промышленности и винодельческого промысла, для хранения и транспортировки зерновых продуктов. На Тамани, в грунтовых и курганных могильниках были найдены захоронения младенцев в амфорах. Кроме того, при захоронении, амфоры могли использоваться также и как жертвенник — эсхара.

      В нашей экспозиции представлена амфорная тара с клеймами с территории Гераклеи, Фасоса,Хиоса, Родоса и Синопы.

О режиме работы

Уважаемые посетители!

      Музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына закрыт для посещения до 21 ноября 2021г.

      В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2021 № 789 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Юбилей Валентины Григорьевны Малаховой

      Сегодня свой юбилей отмечает Заслуженный работник культуры Кубани Малахова Валентина Григорьевна.  С 1977 года работает она в Доме-музее им. М.Ю. Лермонтова в Тамани.

      Она — образец подлинного служения музейному делу, пример того, как надо работать на благо сохранения памяти о русском поэте М.Ю. Лермонтове.

      При ее непосредственном участии была  реконструирована экспозиция подворья черноморского казака Федора Мысника в Тамани, открыта литературная экспозиция «Две поездки М.Ю.Лермонтова на Кубань в 1837, 1840 г.»,  «Живописное наследие М.Ю. Лермонтова».

      Уважаемая Валентина Григорьевна, коллектив Таманского музейного комплекса желает Вам крепкого здоровья, радости и вдохновения, новых ярких открытий в профессиональной деятельности. Благополучия Вам и вашим близким.

         С днем рождения!

Свадбная песня

      На протяжении многих лет творческие коллективы ДК «Юность » тесно сотрудничают с Таманским музеем, участвуя во многих мероприятиях и предлагая интересные идеи. Вот и в преддверии юбилея посвященного 45-летие со дня открытия Дома-музея им. М.Ю. Лермонтова и «Ночи искусств» фольклорный коллектив «Казачка» поздравил сотрудников музея, представив вниманию свадебные обрядовые песни, исполненные в традициях кубанских казаков.

Лермонтов и Врубель

       М.А. Врубель родился через 15 лет после смерти М.Ю. Лермонтова в 1856 году, а первые его работы, связанные с Лермонтовым, начаты незадолго до полувековой годовщины со дня смерти поэта. Врубель не был знаком с  современниками поэта. Собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в обычном глазуновском издании 80-х годов — вот весь источник, из которого Врубель черпал свое знакомство с Лермонтовым. И несмотря на эту скудость источников для знакомства с Лермонтовым, Врубель поражал всех, кто пристально вглядывался в его творчество, необыкновенной близостью к Лермонтову.

Читать далее

      М.А. Врубель вошел в историю русской книжной графики как непревзойдённый иллюстратор произведений М.Ю. Лермонтова. Нельзя не заметить поразительную духовную и творческую связь двух великих гениев: поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Образы Лермонтова были близки художнику и волновали его порывами к прекрасному. Эта близость не значит — только особая внимательность художника-иллюстратора к иллюстрируемому писателю — внимательность, переходящая в талант распознания стиля его произведения.

    В 1880 году Врубель  принимает участие в иллюстрировании собрания сочинений М.Ю, Лермонтова, издаваемого в связи с пятидесятилетием со дня его смерти. М.А. Врубель проиллюстрировал «Демона», создал ряд иллюстраций к «Измаил Бею», «Герою нашего времени», отдельным стихотворениям, его рисунки как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии.

       Сейчас уже трудно представить себе образы Лермонтова иначе, чем так, как они были запечатлены в акварелях Врубелем. Это самое бесспорное подтверждение высоких художественных достоинств иллюстраций, их огромной силы воздействия. Великое мастерство, трагизм, героический дух присущи как поэзии М.Ю. Лермонтова так и художественному творчеству М.А. Врубеля. Вечно живущие в своем собственном мире, недоступном пониманию других, они смогли воссоздать этот мир в образах своего искусства.