К нам приходит Новый год!

Встречая новый 2023 г., хочется подвести итоги прошедшего 2022 года и вспомнить мероприятия, которые стали значимыми в жизни музея и станицы в целом. Экскурсии, лекции, выставки, литературные и музыкальные вечера, в которых принимали участие дети и взрослые, жители и гости Тамани, предоставляя свои картины, рисунки, поделки, читая стихи.

Предлагаем еще раз окунуться в жизнь нашего музея и посмотреть видеоряд с музыкальным сопровождением замечательного дуэта Олега Андреева и Елены Ивановой, активно принимающих участие в творческой жизни музея.

Сыны своего Отечества

     9 декабря 1769 года Екатериной II был учрежден орден Святого Георгия — высшая военная награда на протяжении конца XVIII – н. ХХ вв.   В этот день  стали чествовать героев удостоенных наград, связанных с именем великомученика Георгия Победоносца. Помимо ордена, которым награждались полководцы, были учреждены Георгиевский крест, который часто называли солдатским Георгием, а также медали. В 1913 году наградное оружие «За храбрость»  стало причисляться к ордену Святого Георгия.   Советская власть памятную дату отменила, как и всю старую наградную систему Российской Империи.

     Праздник был восстановлен лишь  26 января 2007 года, рассмотрением соответствующего законопроекта, накануне один из инициаторов возрождения памятной даты  Б.В.Грызлов в интервью заявил — «речь идет о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника — Дня георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днем героев Отечества, которые достойны, иметь свой праздник»,  что стало восстановлением исторической истины и традиции. Юридическое оформление было закончено 28 февраля 2007 года, когда памятную дату утвердил  В.В.Путин.

     За всю историю, полных Георгиевских кавалеров было лишь четверо. Все четверо были участниками Отечественной войны 1812 года: Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Иван Иванович Дибич-Забалканский, Иван Федорович Паскевич. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Орденом Св. Георгия 1-й степени был награжден в 1812 году за победоносное завершение Отечественной войны и изгнание захватчиков с Русских земель.

     Михаил Богданович Барклай-де-Толли — за победу над французами в битве при Кульме в 1813 году. Иван Федорович Паскевич за взятие Турецкой крепости Эрзурум в 1829 году.

     Иван Иванович Дибич-Забалканский в 1829 году получил высшую степень ордена Св. Георгия, за успехи в войне против Османской империи. Дибич стал последний полным кавалером ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Небольшое количество полных кавалеров ордена Святого Георгия свидетельствует об исключительности героев удостоенных полного банта высочайшей награды.

«Она поёт – и звуки тают…» Дню матери посвящается.

      Тема материнства – одна из самых значительных в творчестве М.Ю. Лермонтова, она связана с личными глубокими переживаниями поэта. Ему было только 2 года и четыре месяца, когда не стало Марии Михайловны.

      В Государственном Лермонтовском музее заповеднике «Тарханы»  хранится рисунок «Ребенок,  тянущийся к  матери». В  пятнадцать лет, имея навыки рисования, Мишель изобразит мать, лица которой не видно, но она бережно поддерживает  ребенка, поза которого- это один порыв, передающий ощущения тоски и боли утрат.

      «Как некий сон младенческих ночей» остался в душе поэта ее образ. Этими чувствами пронизаны детские воспоминания М.Ю. Лермонтова, ими он иногда наделял героев своих произведений: «…непонятно-сладостное чувство уж волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку. Ему хотелось, чтоб кто-нибудь его приласкал, поцеловал, приголубил, но у старой няньки руки были такие жесткие!«- напишет М.Ю. Лермонтов в произведении  «Я хочу рассказать вам».

      Сильным воспоминанием о Марии Михайловне осталось у Лермонтова от ее песни. «Когда я был трех лет, – признается поэт, – то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

      Какую песню? Сегодня мы можем только предполагать.

     Михаил Юрьевич Лермонтов родился  в ночь со 2 на 3 (с 14 на 15) октября 1814 году, в преддверии большого праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и возможно в колыбельной песне,  которую он слышал из уст своей маменьки, могли быть такие строки:

 (П.А. Бессонов. «Детские песни». Москва, типография Бахметева 1868 г)

      Современники М.Ю. Лермонтова рассказывают о музыкальности Марии Михайловны, которую она вместе с внешним сходством передала своему сыну. Известно, что М.Ю. Лермонтов – один из самых одаренных в музыкальном отношении русских поэтов. Воспоминание о песне матери получило у Лермонтова многообразное творческое воплощение.

      Но все же наиболее значительным является стихотворение «Ангел»

      17 ноября 2022 года в Таманском музейном комплексе состоялось памятное мероприятие посвященное 1000-летию постройки князем Мстиславом Владимировичем храма Пресвятой Богородицы в Тмутаракани. Организаторами мероприятия выступили Новороссийская и Геленджикская епархия,  Таманского музейный комплекс ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына» и Екатеринодарская духовная семинария.

      Перед началом мероприятия, на территории городища Гермонасса-Тмутаракань, на предполагаемом месте нахождения храма Пресвятой Богородицы, состоялся молебен.

      На круглом столе принимали участия ведущие специалисты в области истории, археологии и духовенства.

Памятные мероприятия посвященные 1000-летию постройки в 1022 году князем Мстиславом Владимировичем храма Пресвятой Богородицы в Тмутаракани в Таманском музейном комплексе

      17 ноября, в Таманском музейном комплексе при поддержке Новороссийской и Геленджикской епархии, а также Краснодарской духовной семинарии пройдут  мероприятия посвященные 1000-летию постройки в 1022 году князем Мстиславом Владимировичем храма Пресвятой Богородицы в Тмутаракани. В течении дня на месте храма будет проведен молебен, а после будут представлены научные доклады посвящённые памятникам христианства Тамани.

     Изготовление керамики считается одним из древнейших ремесел на земле, которое зародилось еще в эпоху неолита, около 8 тысяч лет назад. Исследователями были найдены предметы из обожженной глины: примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для хранения воды и зерна.

      Процесс развития этого ремесла от простого к сложному распространился в том числе и на столовую посуду. Древние греки такой посуде уделяют особое внимание, форма и предназначение таких сосудов довольно разнообразны: использовались сосуды для питья, смешивания вина, блюда и чаши для сервировки пищи.

Читать далее

      Нередко посуда была декорирована ангобом или барботином — жидкой глиной, которая наносилась перед обжигом поверх высушенного сосуда. Наиболее популярным в древнегреческой вазописи становится нанесение на сосуды черного и красного лака — одного из вариантов ангоба. Появляется особая расписная столовая посуда, используемая на пиршествах и в погребальном обряде. На этих сосудах греческие вазописцы изображали как мифические сюжеты, так и бытовые.

     Перед вами представлена античная столовая посуда из коллекции ТМК, которую вы можете увидеть в нашей экспозиции.

Кратер
Сосуд для смешивания вина с водой. Такие сосуды характеризуются широким устьем, позволяющим свободно черпать смешанное вино. В экспозиции представлен фрагмент кратера который относится к первой половине IV века до н.э. На нем изображена сцена комоса- праздничного шествия. Подобные шествия проводились в частности и в период Дионисий — праздников в честь Диониса, бога растительности, виноградарства и виноделия, также с его культом связан театр.

Ойнохойя
Кувшин с одной ручкой и широким раструбом устья, завершающимся тремя сливами. Ойнохои предназначались для разливания вина за пиршественным столом на симпосиях. В экспозиции представлена чернофигурная ойнохойя VI-V вв. до н.э. с изображением Диониса, восходящего на колесницу.

Гидрия
Сосуд для переноски и хранения воды. Она представляет собой большой трехручный кувшин. Две горизонтальные ручки, крепившиеся на тулове, использовали, когда сосуд поднимали, вертикальная ручка (располагалась на горле, нижний прилеп — на плечике) служила во время слива воды из сосуда. В экспозиции музея вы можете увидеть гидрию V в. до н.э. с краснофигурной росписью, на которой изображен Орест отбивающийся от богинь мщения — Эриний.

Килик
Сосуд для питья с мелким и широким вместилищем на стеблеобразной тонкой ножке. Петлеобразные изогнутые ручки килика служили не только для того, чтобы носить сосуд, но и для того, чтобы вешать его на стенку на специальный колышек. Ручки также своеобразно использовали во время застольной игры в коттаб. Взявшись за одну из боковых ручек килика, нужно было остатки вина перебросить, не расплескав, из одной чаши в другую.
В экспозиции представлен чернолаковый килик VI-V вв. до н.э. с изображением горгонейона. Как правило, горгонейоны представляли собой абсолютно симметричное изображение Медузы Горгоны c крупными свирепыми глазами, широким приплюснутым носом и c раздувающимися ноздрями. Рот горгоны обычно замер в жутком оскале, демонстрирующем глотку и страшные зубы. Вместо волос лицо обрамлено вьющимися змеями. Считается, что Медуза Горгона, изображенная на чаше для вина, отпугивала злых духов, защищая ее владельца.

Канфар
Сосуд для питья с глубоким вместительным туловом, вертикальными ручками и высокой ножкой. С канфаром в руках часто изображался Дионис. В экспозиции вы можете встретить чернолаковый канфар 270-260 гг. до н.э. Под венчиком канфара сохранилась надпись желтовато-красной глиной: “EPMOY”.

Пелика
Это одна из разновидностей амфоры для хранения вина и оливкового масла, у которой тулово более всего раздуто в нижней части. Впервые появляются в конце VI в. до н.э. Наибольшее распространение, в том числе и на Боспоре, получают в IV в. до н.э. Они были распространены в погребальном обряде как часть инвентаря , иногда становились урнами для захоронения. В экспозиции представлена боспорская акварельная пелика IV в. до н.э. с изображением сцены Амазономахии — битвы греков с амазонками.

Аск
Сосуд с носиком, как у чайника, и перекидной ручкой. Из него удобно выливать жидкость небольшими порциями. Небольшой объем позволяет определить его, как сосуд для масла. Не исключено, что в них держали и другие вязкие жидкости: мед, косметические масла. Простые аски использовались на кухне, чернолаковые и расписные — для хранения косметических масел. Имеется несколько разновидностей асков, некоторые из них использовались как рожки для кормления маленьких детей. В экспозиции представлен краснофигурный аск IV в. до н.э., являвшийся частью погребального обряда.

День комсомола

     29 октября 1918 года- День рождения комсомола. Полное название – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ), а в народе – просто комсомол

     Он уже прекратил свое существование, но для многих в нашей стране – это по-прежнему один из любимых праздничных дней. ВЛКСМ был одним из самых масштабных молодежных объединений в мире, за семь десятилетий в его ряды вступили порядка 160 миллионов человек.

     Решение о создании Российского Коммунистического Союза молодежи было принято на первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи. Инициатором создания и основным идеологом организации стал Владимир Ильич Ленин. На II Всероссийском съезде комсомола Ленин выступил со своей знаменитой речью «Задачи Союза Молодежи». Этот текст стал основополагающим идейным документом ВЛКСМ на долгие годы.

      Впоследствии организация дважды переименовывалась, в 1924 году после смерти Ленина она получила имя вождя, а в 1926 году была переименована во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ).

     Принимали в комсомол за хорошую учебу и поведение. Комсомольцы были верными помощниками государству, лучшими в работе и общественном труде. Значок с профилем вождя революции носили лучшие из лучших среди молодежи.

    В День рождения комсомола обычно награждали наиболее отличившихся представителей ВЛКСМ. Именно в этот день вручалась премия Ленинского комсомола за выдающиеся достижения в области науки, техники, культуры и в педагогической деятельности.

     Комсомольцы всегда считались «помощниками и резервом » КПСС, «молодыми строителями коммунизма». Именно комсомольцы бросали налаженный быт, чтобы строить города, чтобы превращать бесплодную степь в цветущий сад и прокладывать магистрали посреди тайги. С их участием строились дома культуры, возводились мосты и дороги.

     Комсомольцы сыграли далеко не последнюю роль в Победе в Великой Отечественной войне. В годы войны три с половиной тысячи членов ВЛКСМ получили звание Героев Советского Союза.

      С развалом Советского Союза закончилась и история комсомола. В сентябре 1991 года на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было принято решение о самороспуске Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.  В современной России идейными правопреемниками ВЛКСМ являются различные молодежные общественные организации.

      В вышедшей в 1847 году книге «Руководство к познанию Кавказа» Михаил Селезнев писал: «Здесь [в Тамани] устроена деревянная пристань для мелких судов; за ней стоит каменная таможенная будка и дом гребцов Азовских баркасов» .

Другой очевидец замечает: «Возле самой пристани, на которую вы взошли с парохода, на деревянном столбе означен герб и под ним подпись: “город Тамань”, это есть единственное доказательство, что вы находитесь в городе — все окружающее вас не имеет ничего городского, и не будь этого столба вы наверное подумали бы, что находитесь в какой-нибудь бедной малороссийской деревушке. <…> …Прежнее величие кануло в вечность».

Подпоручик Андрей Сухомлинов, составитель лоций Азовского моря и Керчь-Еникальского пролива свидетельствует: «Глубина у оконечности пристани в Тамани 51/2 фут (1 м 67 см. — В. М.); хорошее якорное место в трех кабельтовых (500 м. — В. М.) от пристани на 141/2 футах глубины, грунт — ил с травою. Водою в Тамани наливаться весьма трудно, потому что вода в колодезе близ берега соленая, а хорошая далеко за городом».

Из книги «Городишко. Комментарий к повести Лермонтова
«Тамань»». На фото 1911 года вдали виднеется та самая пристань.

Лермонтов Юрий Петрович — отец поэта Михаила Юрьевича Лермонтова

Лермонтов Юрий Петрович — отец поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, родился в 1787 году.

     Юрий Петрович, решив посвятить себя военной службе, поступил  в Петербургский  Первый кадетский корпус. В 1804 году в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем, в 1811году по болезни вышел в отставку в чине капитана, поселившись в с. Кропотово, Тульской губернии. В 1812 году вступил в тульское дворянское ополчение,  позже,  непродолжительное время, находился на излечении в Витебске.

     Бывая у своих соседей в с. Васильевском, познакомился с Марией Михайловной Арсеньевой. Красивый молодой человек с блестящими столичными приемами, он произвел на Марью Михайловну сильное впечатление. Знакомство кончилось браком, несмотря на сопротивление матери, считавшей этот брак неравным… После свадьбы молодая семья Лермонтовых поселилась  в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта складывалась не совсем удачно, ее нельзя назвать счастливой. После смерти  жены в 1817 году отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово, а сына оставил на воспитание бабушке, согласно условию, поставленному ею в завещании.

      С сыном Юрий Петрович виделся не часто:  в Кропотове в 1827 году  и  в Москве. Вспоминая одну из таких встреч, Лермонтов писал тетушке М.А. Шан-Гирей в декабре 1828 года: «Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего портфеля… слава богу! что такими любезными мне руками!»  Разлука тяжело переживалась и отцом и сыном. Свои чувства к отцу М.Ю. Лермонтов выразил в стихотворениях «Ужасная судьба отца и сына», «Эпитафия», «Я видел тень блаженства; но вполне …», » Пусть я кого-нибудь люблю…».  Семейные ссоры и передряги поэтом  описаны в юношеских драмах  «Люди и страсти», «Странный человек». Лирические произведения Лермонтова и  драмы объединены темами несчастного и вместе с тем очень сильного, искреннего чувства любви героя  к отцу.

     Юрий Петрович трепетно следил за успехами сына, он смог рассмотреть в нем удивительный талант.   Не сохранилась переписка Михаила Юрьевича с Юрием Петровичем, из которой мы, возможно, многое узнали бы об истинных отношениях, которые существовали между отцом и сыном. Но осталось духовное завещание Юрия Петровича, в котором он с любовью обращается к сыну: «…ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное; это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце… Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание. Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою.

     Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и Бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоем ко мне ничего не потерял…»

       Умер Ю.П. Лермонтов 1 октября 1831 года.