М.Ю.Лермонтов и Столыпины

      Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к старинным дворянским родам: Столыпиных и Арсеньевых.  По материнской линии — Столыпины. Их родословная начинается с Григория Столыпина, жившего в конце XVI века. Семья Столыпиных поместья имела в Симбирской, Саратовской, Нижегородской, Владимирской и Пензенской губерниях. Прадед Лермонтова, Алексей Емельянович Столыпин, нажил большое состояние на винных откупах. Винокуренные заводы приносили ему огромные доходы, крупные партии вина поставлялись военному ведомству. Коммерческие успехи и общественное положение помогли Алексею Емельяновичу установить обширные связи в высокопоставленных кругах. Славился хлебосольством, держал крепостной театр. Все его дети: 5 дочерей и 6 сыновей (один из которых умер ребенком), получили основательное образование и отличное светское воспитание. Видное положение в губернии, громадное богатство определили поведение Столыпиных: они все отличались твердым характером, независимостью, властолюбием, высокомерием. Ценили искусство, в частности, музыку.

      Большинство сыновей Алексея Емельяновича избрали государственную и военную службу. Александр был адъютантом А.В. Суворова; Аркадий – обер-прокурором в Сенате; Николай – участник войны 1812 года, теоретик военного дела, был севастопольским губернатором; Дмитрий, сослуживец П.И. Пестеля, генерал-майор, командовал корпусом Южной армии; Афанасий — отставной артиллерийский штабс-капитан, герой Бородинского сражения, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость. В отставке с 1817 г Афанасий Алексеевич, жил в имении Лесная Нееловка Саратовской губернии. Лермонтов часто бывал в гостях у дядюшки в Москве, Петербурге, Нееловке, возможно, в Саратове и его рассказыо Бородинском сражении были одним из источников стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Афанасий Алексеевич — общепризнанный глава рода Столыпиных и ему принадлежала «саратовская тетрадь» стихотворений Лермонтова 1830-1834 гг.

  Читать далее

     Сестра бабушки поэта, Екатерина Алексеевна, после смерти мужа генерал-майора А. В. Хастатова, унаследовала на Кавказе имение Шелкозаводское, или «Земной рай» (близ Кизляра на Тереке), и усадьбу в Горячеводске, куда в 1820 и в 1825 приезжал Лермонтов с бабушкой. Рассказы «авангардной помещицы» Екатерины Алексеевны о быте и нравах кавказских горцев, о войне на Кавказе отразились в ранних поэмах Лермонтова «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «аул Бастунджи», «Хаджи Абрек». Когда тетушка приезжала к дочке Марии Акимовне (в замужестве Шан-Гирей) в Апалиху, близ Тархан, Лермонтов также встречался с ней. Мария Михайловна, в свою очередь, была дружна с матерью Лермонтова, и после ее смерти у нее к Михаилу Лермонтову было материнское отношение. Первый рисунок Лермонтова в альбоме Марии Михайловны помечен 1825 годом. К ней в письмах Лермонтов посылал свои стихи и рисунки. Старший сын Марии Акимовны, Аким Павлович, был взят в Тарханы, где воспитывался с Лермонтовым около двух лет, и потом находился рядом с поэтом на протяжении всей его жизни: общались в Москве, в Петербурге, играли в шахматы, обсуждали прочитанное. Аким Павлович был одним из немногих, посвященных в творческие замыслы поэта. Лермонтов диктовал ему свои сочинения. В частности, повесть «Тамань» до нас дошла в рукописи именно Акима Павловича. В день 40-летия со дня смерти Лермонтова  15 июля 1881 года Аким Павлович выступал в Пятигорске с воспоминаниями. Там же встретился с П.А. Висковатовым и оказал ему помощь в работе над биографией поэта. С другими детьми Марии Акимовны Лермонтов был также в дружеских отношениях: у Алексея Павловича хранилась так называемая Маскарадная книга, в которую Лермонтов  записал новогодние мадригалы (под 1831), Екатерине Павловне принадлежала рукопись «Вадим», а Николая Павловича («Николеньку») Лермонтов «таскает», с ним «бесится» (из письма Е.А. Верещагиной к А.М. Верещагиной, 1838 г.).

     Кузены и кузины Лермонтова по материнской линии  часто были ровесниками поэта, тесно общались с ним в Москве, Петербурге, на Кавказе.

    С Николаем Аркадьевичем  разговор о дуэли А.С. Пушкина с Ж.Дантесом  послужит для Лермонтова толчком к написанию последних шестнадцати строк стихотворения «Смерть поэта». После гибели Лермонтова на Кавказе именно Николай Аркадьевич через А.А. Хастатова вернул В.Ф. Одоевскому записную книжку с последними стихами поэта.

     Алексей Аркадьевич (Монго), по просьбе бабушки поэта, был рядом с Михаилом Юрьевичем и охлаждал его горячий нрав.    Начало близкой дружбы с 1832 года: окончили Школу гвардейских подпрапорщиков, служили в Лейб-гвардии Гусарском полку в Царском селе, проводили свободное время, о чем рассказывает поэма Лермонтова «Монго»(1836). В 1837 году Столыпин по собственной инициативе едет вслед за Лермонтовым на Кавказ и переводится в Нижегородский Драгунский полк, в котором служит его друг и родственник. В 1838-1839 годах они оба вновь служат в Царском Селе в Лейб-гвардии Гусарском полку, живут вместе на квартире, где постоянно собирается множество офицеров полка. В 1839 году Алексей выходит в отставку, однако в связи с дуэлью Лермонтова с Барантом, на которой Столыпин был секундантом, снова отправляется вслед за родственником на Кавказ. Были участниками кровопролитных сражений лета и осени 1840 года. Жили вместе в Пятигорске в 1841 году. На дуэли Лермонтова с Мартыновым Н.С.  Монго опять же был секундантом поэта. Он и хоронил близкого друга. В 1843 году  Алексей Аркадьевич, будучи во Франции, публикует свой перевод «Героя нашего времени».

      Другой дядя, Дмитрий Аркадьевич,  напишет романсы на слова поэта «Два великана» и «Люблю тебя нездешней страстью».

     После смерти Михаила Юрьевича, благодаря воспоминаниям его родственников, написана биография поэта. Многие передавали лермонтоведам то, что принадлежало Михаилу Юрьевичу. Но нельзя не пожалеть о том, что некоторые не записали своих воспоминаний и по сей день очень много темных пятен в биографии поэта…

В музей не выходя из дома!

      Добрый день, дорогие посетители!

      Сегодня мы бы хотели рассказать вам о виртуальных выставках, которые находятся на сайтах наших коллег.

      На сайте Тимашевского музея семьи Степановых находится выставка уникальнейших экспонатов, рассказывающих о значимом периоде отечественной истории — периоде Великой Отечественной войны. Посмотреть ее возможно, перейдя по ссылке https://tiam-museum.ru/

      Великолепный 3D-тур по археологическому заповеднику “Горгиппия” и по отделу краеведения находится на сайте Анапского археологического музея. Просмотреть это, а также виртуальную выставку, посвященную почтовым маркам, можно перейдя в по ссылке https://museumanapa.ru/

      На сайте Темрюкского Историко-Археологического музея можно ознакомиться с залом, посвященным археологии. Надгробные стелы и керамические сосуды во всех подробностях можно рассмотреть перейдя в по ссылке https://tiam-museum.ru/

     Тематическая экскурсия, посвященная хате казака находится на сайте Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, на который можно попасть перейдя в по ссылке https://felicina.ru/

Мраморные колонны из собрания ТМК

      Одной из визитных карточек Таманского археологического музея являются ранневизантийские храмовые колонны из проконесского мрамора, установленные в атриуме музея, где располагаются две целые колонны и два фрагмента. Одна из колонн увенчана капителью коринфского ордера. Еще один фрагмент находится в начале экспозиции, посвященной городищу Гермонасса-Тмутаракань, на котором в 1803 г. архитектором Н.А. Львовым (Львовым-Никольским) была сделана посвятительная надпись в память об открытии «Тмутараканского камня». Надпись гласит: «Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденный в 1792 атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин. Из былия извел Львов-Никольский 1803 г. при начальстве майора Васюренцова при пастырстве протоиерея Павла Демешко.»

Читать далее

     История обнаружения колонн остается загадкой, вероятно, они были найдены на месте древнего городища, вблизи остатков Османской крепости, где велась выборка камня для строительных нужд, вскоре после прибытия Черноморских казаков на Тамань в августе-сентябре 1792 года.


В 1793 году по инициативе войскового судьи А.А. Головатого в Тамани был возведен Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в ограде которой собирались значимые находки, куда попали и мраморные колонны. Две из них сохранились полностью, и имеют высоту 2,93 м. и 2.78 м., вверху и внизу декорированы ободком ленточной формы. Таманские колонны стилистически близки колоннам, обнаруженным в Херсонесе, и дотированные VI в. н.э.


На подворье церкви колонны пролежали чуть меньше 200 лет, где хранились в самые тяжелые годы отечественной истории. После чего в 1987-88 годах были перенесены в атриум Таманского музея.

Мелодия материнской песни

      «Как некий сон младенческих ночей…» остался в памяти поэта Михаила Юрьевича Лермонтова образ матери – Марии Михайловны. И знаем мы о ней очень мало: единственная дочь в семье Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича. В Тарханах, родовом имении, получила домашнее образование, итальянский танцмейстер учил ее танцам, зачитывалась сентиментальными романами и готовилась к поступлению в Смольный институт. Скоропостижно умер отец, когда Машеньке было 15 лет, и Елизавета Алексеевна не отпустила дочь на учебу, беззаветно отдавшись ее воспитанию. По несколько месяцев они проводили в Москве, гостили у родных и знакомых. Недалеко от Тархан, в Васильевском, у родственников отца и познакомилась Маша с красивым молодым хорошо воспитанным человеком. Юрий Петрович Лермонтов (1787 г.р.) был из обедневшего дворянского рода, вынужден был прервать блестящую военную карьеру, чтобы заняться хозяйственными делами, так как над семьей нависла угроза лишиться из-за долгов единственного имения Кропотово.  В 18 лет Мария Михайловна, несмотря на неодобрение матери, вышла замуж за Юрия Петровича. Не простыми оказались отношения в семье. У Елизаветы Алексеевны все больше и больше претензий было к зятю и это сказалось на здоровье Марии Михайловны, которая, по словам П.А. Висковатого, «родившись ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием…», постоянно пытавшимся примирить двух горячо любимых ей людей. И лучшим утешением для Марии Михайловны была музыка и общение с маленьким сыном. В записках 1830 года М.Ю.

      Лермонтов вспоминал «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».  Мишеньке Мария Михайловна часто играла на фортепиано и пела. Позднее Лермонтов писал:

     «Люблю я песни, в них так живо
Являются душе младенческие дни.
О прошлом говорят красноречиво
И слезы на глаза влекут они…»

      М.Ю. Лермонтов почти ничего не помнил о матери, но в тарханском доме был ее портрет, хранились вещи, книги, письма… Ранние впечатления о матери, воспоминания о ней, тоска по материнской любви и нежности  прошли через многие произведения Михаила Юрьевича. В драме «Странный человек» (1831 г.) старая служанка  в семье Арбениных Аннушка вспоминала о Владимире Арбенине (главном герое драмы) «А бывало, помню (ему еще было 3 года), бывало, барыня… начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся!..»

     Главное, что осталось в памяти Лермонтова о матери, — отзвук ее песни. Тема эта прошла через многие произведения поэта.

Стихотворение «Кавказ»: В младенческих летах я мать потерял.

     Многие женские образы Михаил Юрьевич связывает с музыкой. В1840 году напишет  в «Казачьей колыбельной» о материнской нежности и любви, хранящей сына от житейских невзгод. В.Г. Белинский высоко оценил это стихотворение: «…все, что есть святого, беззаветного в любви матери,  …вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — все это воспроизведено поэтом во всей полноте».

 

Моливдовулы

      Памятники сфрагистики представляют особый интерес среди исторических источников. Сфрагистика — это отдельная вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, штампы и оттиски.

     В Таманском музейном комплексе представлена обширная коллекция сфрагистики, где особое место занимают моливдовулы VIII –XII вв. Моливдовул (ср.-век. греч. μολυβδόβουλλον, от греч. μόλυβδος – сви­нец и ср.-век. лат. bulla – пе­чать) представляет собой подвесную свинцовую печать и является частным случаем буллы, так как печати могли изготавливаться из различных металлов.

       Печать Антония, раскопки Богословской И.В. городище Гермонасса-Тмутаракань.

Читать далее

      Сама основа не была уникальной, так как свинцовые диски изготавливались массово: при создании болванки посередине проделывался сквозной канал, в который затем продевались концы тесьмы (шнура), перевязывался и прошивался документ. Оттиск делался в последний момент специальными щипцами (бул­ло­ти­ри­й), у них на внутренних площадках были нанесены изображения. Этот процесс выглядел следующим образом: щипцами зажималась болванка, в которую уже были продеты концы тесьмы, после чего молотком по буллотерию наносился удар. В результате на диске образовывался оттиск, а также надежно зажимались концы тесьмы, запечатывая документ.

      Содержание печати зависело от его владельца, однако существовали определенные устоявшиеся типы изображений. В ранневизантийское время особо распространены были крестообразные монограммы, изображения святых,  креста в различной форме и, конечно же, имя и титул владельца буллы.

      Данный тип источников позволят персонифицировать историю, наполнить её конкретными историческими личностями или расширить знания о деяниях тех или иных лиц, известных по другим письменным источникам.

      В Таманском музейном комплексе хранится около сотни моливдовулов как известных политических и церковных деятелей, так и простых чиновников, имена которых сохранились лишь в виде оттиска на свинце.

      Заготовка для моливдовула из собрания ТМК

      Среди булл значимых личностей стоит выделить моливдовулы  архиепископа Зихии Антония. Архиепископ Антоний был выдающимся церковным деятелем XI столетия, его имя упоминается в документах синодов Константинопольских патриархов, в сентябре 1039 г. и июле 1054, что свидетельствует о его высоком статусе в православной церкви того времени.

Уважаемые посетители!
    Таманский музейный комплекс открывает для вас свои двери с 23 ноября.
    При входе в музей вам необходимо будет предоставить действующий QR-код, оформленный на сайте «Госуслуги» b подтверждающий вакцинацию против COVID-19 или перенесённое заболевание.
    Также просим Вас использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, респираторы).Решение об использовании масок детьми до 7 лет остаётся на усмотрение родителей.

Амфора

     Амфора это сосуд с двумя ручками, тулово которого расширено в верхней части и сужено в нижней. Обычно эти сосуды изготавливались из глины.

     Благодаря сохранившимся клеймам на ручках и тулове сосудов, исследователи устанавливают греческие центры производства амфор. При археологических раскопках древнегреческих городов Азиатского Боспора(Таманского полуострова) были найдены амфоры, производившиеся на территории ремесленных мастерских Хиоса и Фасоса, а также Книда, Коса, Пароса, Гераклеи Понтийской, Синопы и Менд.

      Остродонная амфорная тара является наиболее удобным сосудом для транспортировки. В них, на территорию Таманского полуострова привозили вино и оливковое масло. Иногда в амфорах доставлялись консервированные оливки, о чем свидетельствуют надписи на сосудах.

      В боспорских гончарных мастерских изготавливали сосуды, необходимые для рыбной промышленности и винодельческого промысла, для хранения и транспортировки зерновых продуктов. На Тамани, в грунтовых и курганных могильниках были найдены захоронения младенцев в амфорах. Кроме того, при захоронении, амфоры могли использоваться также и как жертвенник — эсхара.

      В нашей экспозиции представлена амфорная тара с клеймами с территории Гераклеи, Фасоса,Хиоса, Родоса и Синопы.

О режиме работы

Уважаемые посетители!

      Музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына закрыт для посещения до 21 ноября 2021г.

      В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2021 № 789 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Юбилей Валентины Григорьевны Малаховой

      Сегодня свой юбилей отмечает Заслуженный работник культуры Кубани Малахова Валентина Григорьевна.  С 1977 года работает она в Доме-музее им. М.Ю. Лермонтова в Тамани.

      Она — образец подлинного служения музейному делу, пример того, как надо работать на благо сохранения памяти о русском поэте М.Ю. Лермонтове.

      При ее непосредственном участии была  реконструирована экспозиция подворья черноморского казака Федора Мысника в Тамани, открыта литературная экспозиция «Две поездки М.Ю.Лермонтова на Кубань в 1837, 1840 г.»,  «Живописное наследие М.Ю. Лермонтова».

      Уважаемая Валентина Григорьевна, коллектив Таманского музейного комплекса желает Вам крепкого здоровья, радости и вдохновения, новых ярких открытий в профессиональной деятельности. Благополучия Вам и вашим близким.

         С днем рождения!