Сегодня мы бы хотели рассказать вам о виртуальных выставках, которые находятся на сайтах наших коллег.
На сайте Тимашевского музея семьи Степановых находится выставка уникальнейших экспонатов, рассказывающих о значимом периоде отечественной истории — периоде Великой Отечественной войны. Посмотреть ее возможно, перейдя по ссылке https://tiam-museum.ru/
Великолепный 3D-тур по археологическому заповеднику “Горгиппия” и по отделу краеведения находится на сайте Анапского археологического музея. Просмотреть это, а также виртуальную выставку, посвященную почтовым маркам, можно перейдя в по ссылке https://museumanapa.ru/
На сайте Темрюкского Историко-Археологического музея можно ознакомиться с залом, посвященным археологии. Надгробные стелы и керамические сосуды во всех подробностях можно рассмотреть перейдя в по ссылке https://tiam-museum.ru/
Тематическая экскурсия, посвященная хате казака находится на сайте Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, на который можно попасть перейдя в по ссылке https://felicina.ru/
Одной из визитных карточек Таманского археологического музея являются ранневизантийские храмовые колонны из проконесского мрамора, установленные в атриуме музея, где располагаются две целые колонны и два фрагмента. Одна из колонн увенчана капителью коринфского ордера. Еще один фрагмент находится в начале экспозиции, посвященной городищу Гермонасса-Тмутаракань, на котором в 1803 г. архитектором Н.А. Львовым (Львовым-Никольским) была сделана посвятительная надпись в память об открытии «Тмутараканского камня». Надпись гласит: «Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденный в 1792 атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин. Из былия извел Львов-Никольский 1803 г. при начальстве майора Васюренцова при пастырстве протоиерея Павла Демешко.»
Читать далее
История обнаружения колонн остается загадкой, вероятно, они были найдены на месте древнего городища, вблизи остатков Османской крепости, где велась выборка камня для строительных нужд, вскоре после прибытия Черноморских казаков на Тамань в августе-сентябре 1792 года.
В 1793 году по инициативе войскового судьи А.А. Головатого в Тамани был возведен Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в ограде которой собирались значимые находки, куда попали и мраморные колонны. Две из них сохранились полностью, и имеют высоту 2,93 м. и 2.78 м., вверху и внизу декорированы ободком ленточной формы. Таманские колонны стилистически близки колоннам, обнаруженным в Херсонесе, и дотированные VI в. н.э.
На подворье церкви колонны пролежали чуть меньше 200 лет, где хранились в самые тяжелые годы отечественной истории. После чего в 1987-88 годах были перенесены в атриум Таманского музея.
«Как некий сон младенческих ночей…» остался в памяти поэта Михаила Юрьевича Лермонтова образ матери – Марии Михайловны. И знаем мы о ней очень мало: единственная дочь в семье Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича. В Тарханах, родовом имении, получила домашнее образование, итальянский танцмейстер учил ее танцам, зачитывалась сентиментальными романами и готовилась к поступлению в Смольный институт. Скоропостижно умер отец, когда Машеньке было 15 лет, и Елизавета Алексеевна не отпустила дочь на учебу, беззаветно отдавшись ее воспитанию. По несколько месяцев они проводили в Москве, гостили у родных и знакомых. Недалеко от Тархан, в Васильевском, у родственников отца и познакомилась Маша с красивым молодым хорошо воспитанным человеком. Юрий Петрович Лермонтов (1787 г.р.) был из обедневшего дворянского рода, вынужден был прервать блестящую военную карьеру, чтобы заняться хозяйственными делами, так как над семьей нависла угроза лишиться из-за долгов единственного имения Кропотово. В 18 лет Мария Михайловна, несмотря на неодобрение матери, вышла замуж за Юрия Петровича. Не простыми оказались отношения в семье. У Елизаветы Алексеевны все больше и больше претензий было к зятю и это сказалось на здоровье Марии Михайловны, которая, по словам П.А. Висковатого, «родившись ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием…», постоянно пытавшимся примирить двух горячо любимых ей людей. И лучшим утешением для Марии Михайловны была музыка и общение с маленьким сыном. В записках 1830 года М.Ю.
Лермонтов вспоминал «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Мишеньке Мария Михайловна часто играла на фортепиано и пела. Позднее Лермонтов писал:
«Люблю я песни, в них так живо
Являются душе младенческие дни.
О прошлом говорят красноречиво
И слезы на глаза влекут они…»
М.Ю. Лермонтов почти ничего не помнил о матери, но в тарханском доме был ее портрет, хранились вещи, книги, письма… Ранние впечатления о матери, воспоминания о ней, тоска по материнской любви и нежности прошли через многие произведения Михаила Юрьевича. В драме «Странный человек» (1831 г.) старая служанка в семье Арбениных Аннушка вспоминала о Владимире Арбенине (главном герое драмы) «А бывало, помню (ему еще было 3 года), бывало, барыня… начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся!..»
Главное, что осталось в памяти Лермонтова о матери, — отзвук ее песни. Тема эта прошла через многие произведения поэта.
Стихотворение «Кавказ»: В младенческих летах я мать потерял.
Многие женские образы Михаил Юрьевич связывает с музыкой. В1840 году напишет в «Казачьей колыбельной» о материнской нежности и любви, хранящей сына от житейских невзгод. В.Г. Белинский высоко оценил это стихотворение: «…все, что есть святого, беззаветного в любви матери, …вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — все это воспроизведено поэтом во всей полноте».
Памятники сфрагистики представляют особый интерес среди исторических источников. Сфрагистика — это отдельная вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, штампы и оттиски.
В Таманском музейном комплексе представлена обширная коллекция сфрагистики, где особое место занимают моливдовулы VIII –XII вв. Моливдовул (ср.-век. греч. μολυβδόβουλλον, от греч. μόλυβδος – свинец и ср.-век. лат. bulla – печать) представляет собой подвесную свинцовую печать и является частным случаем буллы, так как печати могли изготавливаться из различных металлов.
Сама основа не была уникальной, так как свинцовые диски изготавливались массово: при создании болванки посередине проделывался сквозной канал, в который затем продевались концы тесьмы (шнура), перевязывался и прошивался документ. Оттиск делался в последний момент специальными щипцами (буллотирий), у них на внутренних площадках были нанесены изображения. Этот процесс выглядел следующим образом: щипцами зажималась болванка, в которую уже были продеты концы тесьмы, после чего молотком по буллотерию наносился удар. В результате на диске образовывался оттиск, а также надежно зажимались концы тесьмы, запечатывая документ.
Содержание печати зависело от его владельца, однако существовали определенные устоявшиеся типы изображений. В ранневизантийское время особо распространены были крестообразные монограммы, изображения святых, креста в различной форме и, конечно же, имя и титул владельца буллы.
Данный тип источников позволят персонифицировать историю, наполнить её конкретными историческими личностями или расширить знания о деяниях тех или иных лиц, известных по другим письменным источникам.
В Таманском музейном комплексе хранится около сотни моливдовулов как известных политических и церковных деятелей, так и простых чиновников, имена которых сохранились лишь в виде оттиска на свинце.
Заготовка для моливдовула из собрания ТМК
Среди булл значимых личностей стоит выделить моливдовулы архиепископа Зихии Антония. Архиепископ Антоний был выдающимся церковным деятелем XI столетия, его имя упоминается в документах синодов Константинопольских патриархов, в сентябре 1039 г. и июле 1054, что свидетельствует о его высоком статусе в православной церкви того времени.
Таманский музейный комплекс открывает для вас свои двери с 23 ноября.
При входе в музей вам необходимо будет предоставить действующий QR-код, оформленный на сайте «Госуслуги» b подтверждающий вакцинацию против COVID-19 или перенесённое заболевание.
Также просим Вас использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, респираторы).Решение об использовании масок детьми до 7 лет остаётся на усмотрение родителей.
Амфора это сосуд с двумя ручками, тулово которого расширено в верхней части и сужено в нижней. Обычно эти сосуды изготавливались из глины.
Благодаря сохранившимся клеймам на ручках и тулове сосудов, исследователи устанавливают греческие центры производства амфор. При археологических раскопках древнегреческих городов Азиатского Боспора(Таманского полуострова) были найдены амфоры, производившиеся на территории ремесленных мастерских Хиоса и Фасоса, а также Книда, Коса, Пароса, Гераклеи Понтийской, Синопы и Менд.
Остродонная амфорная тара является наиболее удобным сосудом для транспортировки. В них, на территорию Таманского полуострова привозили вино и оливковое масло. Иногда в амфорах доставлялись консервированные оливки, о чем свидетельствуют надписи на сосудах.
В боспорских гончарных мастерских изготавливали сосуды, необходимые для рыбной промышленности и винодельческого промысла, для хранения и транспортировки зерновых продуктов. На Тамани, в грунтовых и курганных могильниках были найдены захоронения младенцев в амфорах. Кроме того, при захоронении, амфоры могли использоваться также и как жертвенник — эсхара.
В нашей экспозиции представлена амфорная тара с клеймами с территории Гераклеи, Фасоса,Хиоса, Родоса и Синопы.
Музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына закрыт для посещения до 21 ноября 2021г.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2021 № 789 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Сегодня свой юбилей отмечает Заслуженный работник культуры Кубани Малахова Валентина Григорьевна. С 1977 года работает она в Доме-музее им. М.Ю. Лермонтова в Тамани.
Она — образец подлинного служения музейному делу, пример того, как надо работать на благо сохранения памяти о русском поэте М.Ю. Лермонтове.
При ее непосредственном участии была реконструирована экспозиция подворья черноморского казака Федора Мысника в Тамани, открыта литературная экспозиция «Две поездки М.Ю.Лермонтова на Кубань в 1837, 1840 г.», «Живописное наследие М.Ю. Лермонтова».
Уважаемая Валентина Григорьевна, коллектив Таманского музейного комплекса желает Вам крепкого здоровья, радости и вдохновения, новых ярких открытий в профессиональной деятельности. Благополучия Вам и вашим близким.
На протяжении многих лет творческие коллективы ДК «Юность » тесно сотрудничают с Таманским музеем, участвуя во многих мероприятиях и предлагая интересные идеи. Вот и в преддверии юбилея посвященного 45-летие со дня открытия Дома-музея им. М.Ю. Лермонтова и «Ночи искусств» фольклорный коллектив «Казачка» поздравил сотрудников музея, представив вниманию свадебные обрядовые песни, исполненные в традициях кубанских казаков.